Что в имени тебе моем...

Имя данное Хюррем при рождении осталось неизвестным.


В Европе Хюррем была известна как Роксолана. Это имя по отношению к ней впервые использовал посол Священной Римской империи в Османской империи Огьер Гизелино де Бусбек, который является автором изданных в 1589 году в Париже латиноязычных «Турецких записок».

Посол назвал ее Роксоланой, основываясь на том, что девушка предположительно была родом из Речи Посполитая, в конце XVI века  называемой Роксолания. Название произошло от племени роксоланов, проживающих в Северном Причерноморье. Для тех, кто не в теме, уточню -  страны Украины тогда и в помине не было. Но это, как говорится, другая история...

Венецианский посол Бернардо Наваджеро называл Хюррем русской. Его коллега, так же венецианский посол, Джованни Баттиста Тревизано, именовал «султаншей из России». Венецианский военачальник Маркантонио Брагадино также считал Хюррем русской.

Если верить польской литературе, ее настоящее имя Александра. Вывод сделан лишь благодаря тому, что это имя было довольно распространенным в то время.

Однако многие исследователи считают, что звали ее Анастасией. Историк Галина Ермоленко, ссылаясь на исследователя Михаила Орлича, сообщает о старой буковинской народной песне, повествующей о красивой девушке из Рогатина по имени Настусенька, похищенной крымскими татарами и проданной в султанский гарем.


При этом следует отметить, что все известные песни о загадочной Роксолане появились приблизительно в 1880 году. А само  имя Анастасия Листовская впервые появилось в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская».

Историк Ирина Кныш и вовсе  называет «старой народной» песню, которая на самом деле является измененным куском поэмы Маврикия Гославского «Поділля».


«До найновіших часій зберігав український нарід пісню:
А тая ж то Роксоляна,
Що то трясла Сходом,
Була наша попадянка,
З Рогатина родом».


Впрочем, какое теперь имеет как ее звали до того, как появилась в гареме. Главное — результат. Ведь Хюррем-хасеки стала первой женщиной которая соединила в себе фаворитку, законную жену и мать наследника престола. До нее, наложница не могла стать законной женой и обычно вместе с сыном отправлялась в провинцию, где ему предстояло править.

Хюррем осталась в столице и лишь изредка навещала сыновей в их санджаках. Кроме того, она  нарушила главное правило османского двора: одна фаворитка султана должна была иметь не более одного сына.

В силу того, что никто не понимал, как это могло быть, враги стали говорить, что она попросту околдовала Сулеймана...


Рецензии