Уильям Сароян. Пианино

Уильям Сароян
Пианино

- Я волнуюсь Каждый раз, когда  вижу пианино, я волнуюсь, – произнес Бен.
- Неужели, – сказала Эма, – Почему?
- Не знаю. Ты не будешь возражать, если мы зайдем в этот магазин и взглянем на то пианино, которое стоит в углу?
- Ты умеешь играть?
- Если ты назовешь это игрой.
- Так что ты будешь делать?
- Увидишь, – ответил Бен.
Они вошли в магазин и подошли к пианино в углу. Эмма заметила, что он улыбается, и задала себе вопрос: знает ли она что-нибудь о нем. Она привыкла думать, что она знает его, и вдруг осознала, что нет, не знает. Он стоял над пианино, осматривая его.  И тогда она представила, что он, возможно, как-то услышал хорошую игру  и полюбил эту музыку, и каждый раз, когда  видел клавиши и пианино,  вспоминал музыку и представлял, что  играет на нем.
- Ты сможешь что-нибудь сыграть? – повторила Эмма вопрос.
Бен оглянулся. Все служащие в магазине были заняты.
- Я не умею играть, – сказал Бен.
Она увидела, что его руки спокойно, как у настоящего пианиста, легли на белые и черные клавиши, и  то, что случилось потом, казалось, неправдоподобно. Она почувствовала, что он такой человек, который долгое время искал самого себя, а кто-то еще, другой, искал бы долго ответ, что же он собой представляет. Он должен был оказаться тем, кто умеет играть на пианино.
Бен взял несколько негромких аккордов. Никто не подошел, чтобы попытаться продать ему что-то, так что, все еще стоя у инструмента, он начал  то, что сам не называл игрой.
Она поняла лишь одно, что мелодия была прекрасна.
Он и минуты не играл. Затем он посмотрел на нее и сказал: –Хорошее звучание.
- Я думаю, это здорово, – сказала Эмма. 
- Я не о себе. Я имею ввиду пианино. Именно  пианино. У него прекрасный звук, особенно для такого маленького пианино.
Продавец средних лет подошел к ним.
- Здравствуйте, – сказал он.
- Привет, – ответил Бен, – Это пианино безупречно.
-Да, его часто спрашивают покупатели.  Он особенно подходит для квартир.  Мыих много  продаем.
- Сколько он стоит? - спросил Бен.
- Двести сорок девять пятьдесят. Мы, конечно, можем предложить вам хорошие условия для покупки.
-Где их производят?
-Я не могу сказать точно, кажется, в Филадельфии. Но я могу уточнить.
-Не утруждайтесь, а вы сами играете?
-Нет, я не играю.
Он заметил, что Бен хотел бы еще раз на нем сыграть.
- Смелее, сыграйте еще
- Я не играю, – сказал Бен.
- Но, я слышал вас.
- Это не игра. Я не знаю нотную грамоту.
- На мой взгляд, это было превосходно, – ответил продавец.
-И мне тоже понравилось, – сказала Эмми. Сколько первый взнос?
-Ну, долларов сорок  - пятьдесят. Так  давайте, мне хотелось бы послушать вас еще немного..
- Если бы это было соответствующее помещение, я бы мог сидеть за пианино часами – мечтательно произнес Бен.
- Сыграйте еще немного. Никто не будет возражать.
Продавец пододвинул скамейку и Бен сел и начал делать то, что он называл «не умею играть». Он перебирал клавиши пятнадцать или двадцать секунд, а затем нашел что-то похожее на мелодию и играл ее около двух минут. Музыка стала спокойной и скорбной, когда он заканчивал игру, а сам Бен все больше и больше влюблялся в пианино.  Во время игры он беседовал с продавцом о качествах пианино. Затем он перестал играть и поднялся.
- Спасибо! Как бы я хотел  купить его, но сейчас не могу!
-Ничего-ничего, – ответил продавец.
Бен и Эмма вышли из магазина. На улице Эмма сказала:
- Я даже не подозревала..., Бен.
- Чего ты не подозревала?
- Что ты такой.
- Какой?
- Ну,  такой.
- Сейчас у меня перерыв на обед. А по вечерам мне нравиться мечтать о пианино.
Они зашли в маленький ресторан и сели у стойки, заказав бутерброды и кофе.
- Когда ты научился играть? – спросила Эмма.
- Я никогда не учился. Везде, где ни вижу пианино, я при возможности играю на нем. Так было с  самого детства.
Он посмотрел на нее и улыбнулся. Он улыбнулся так же, как улыбался стоя у пианино и оглядывая клавиатуру. Эмма был польщена.
- Отсутствие денег,- продолжил Бен,  - лишает человека возможности обладать вещами, которыми по его представлению, он должен иметь по праву.
-Это верно, – согласилась Эмма.
- В некотором смысле вначале все выглядит хорошо, а потом уже не так хорошо. И фактически просто ужасно.
Он посмотрел на нее опять, как и раньше, и она улыбнулась в ответ так же, как он улыбался ей.
Она поняла. Это было как с пианино. Он мог стоять возле него часами. Она опять почувствовала себя польщенной.
Они вышли из  ресторана и прошли два квартала по направлению к продовольственному магазину Эмпориум, где Эмма работала.
- Ну, пока, - произнес он.
- Пока, Бен.
Он снова вернулся в музыкальный магазин. Войдя в Эмпориум Эмма  не переставала думать о нем. Она предчувствовала, что он когда-нибудь получит такое пианино и все остальное.


Рецензии