Страсти-страсти! Кто вам нужен?

Галина Храбрая

«СТРАСТИ ХРИСТОВЫ»

Страсти-Страсти!
            Кто вам нужен?
Страсти-Страсти,
            бой заслужен!

Бой неравный –
            ратный, правый!
Бой Могучий –
            самый лучший!

Вглубь забился?
            враз убился!
А замучен –
            не отлучен!

Кто заложен –
            тот надёжен,
Меч исправно
            в ножны вложен!

«ВЕЛИКОПОСТНАЯ СЛУЖБА ПАССИЯ»

«Пассия» – это не просто красивое богослужение, но и подтверждение тому,
что Церковь жива и полна творческих сил.

Появляются, и всегда будут появляться, новые чины богослужения.
Появляются естественно, без надрыва и указа сверху. И народ Божий понимает
и принимает эти новые опыты молитвы, безошибочно отличая фальшивку от подлинника.
 
Рядом с Христом был распят разбойник – самый настоящий злодей, один из древних
разбойников, каких сегодня и не встретишь. Нынешние злодеи респектабельны,
кровь льют чужими руками, всё больше врут и прячутся по чистым кабинетам.

Злодеи времён Христа не боялись выпачкаться, а потому грешили с размахом.
Да и расправа с ними была короткой: если поймают – держись.

Молитва евангельского разбойника, хоть и благоразумного, но самого настоящего
преступника, так трогает, что христиане повторяют её не одну тысячу лет.

Некоторые старцы советуют повторять её как молитву Иисусову:
«Помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем».

Чтение этой молитвы – одно из духовных упражнений, которое особенно уместно
Великим постом, когда весь народ Божий предается богомыслию Страстей
и Воскресения.

Эта молитва повторяется довольно часто во время «Пассии» – великопостной службы,
которая вызывает споры и недоумения, так что некоторые священники просто
отказываются совершать её в своих храмах.

Что не так с «Пассией»? Почему некоторые христиане относятся к ней
с подозрением? Можно ли совершать это богослужение в православном храме?
К «Пассии» есть вопросы. Найдутся и ответы.

У латинского «passio» два основных значения: страдание и страсть.
Второе значение хорошо известно светскому словарю, так что, когда заводят
разговор о чьей-то пассии, имеют в виду романтические отношения
между мужчиной и женщиной.

Любовь – страсть – страдание. Так сплавились эти слова и их значения,
что мы порой наблюдаем взаимный переход: есть старинное выражение
«петь страданья», то есть исполнить песню о любви; а вот фразы «кипят страсти»
или «накал страстей» и вовсе далеки от лирики, но указывают на высокий
эмоциональный градус некоего конфликта.

Это слои значений светской лексики. О них следует помнить, потому что
в Церкви свой язык, и когда мы говорим о Страстях Господних,
разговор требует благоговения и почтительных интонаций.

Страсти Христовы – евангельские события от предательства Иуды до смерти
и погребения Спасителя. Это страшные страницы. Когда читаешь Евангелие,
кажется, что всё происходит такой глубокой ночью, что не видно даже лиц,
такой мрак окутывает эту историю.

Страсти Христовы потрясают. Поэтому в раннем средневековье христиане пытались
осмыслить эти события не только в богословских текстах и иконописи,
но и привлекая язык драмы.

Святитель Григорий Богослов написал настоящую поэму о страданиях Господа,
изложенную языком и размером гомеровского эпоса.

Западные христиане в дни Страстной седмицы устраивали в церквях настоящее
действо, мистерию Страстей, когда священники читали по ролям реплики
из Евангелий, создавалась особая музыка, певцы и музыканты исполняли произведения
на тему Страстей, и всё это сопровождалось храмовым действом, величественным
и впечатляющим.

Не следует торопиться с осуждением «прогнившего Запада». Изначально литература,
изобразительное искусство, музыка, театр и даже хореография – это не просто
формы досуга, но своеобразные способы осмысления реальности.

Мысль – это не только привилегия философов и богословов,
но и музыкантов, певцов, художников.

Мысль и идею можно не только высказать, изложить, нарисовать, но и станцевать.
И как водится, любой из этих способов мышления можно довести до абсурда
и дискредитировать.

В начале XVII века православные Украины и Белоруссии подвергались
серьёзным угрозам со стороны католиков.

Давление на Православие было не только политическим и экономическим,
но и культурным. Один из выдающихся православных деятелей той эпохи,
святитель Пётр Могила, заметил, что католичество привлекает простых
православных эффектностью и зрелищностью своих обрядов, и пассионы
Страстной седмицы, проходившие в костёлах, производили сильнейшее
впечатление на православных крестьян.

В качестве противовеса и альтернативы митрополит Пётр создал православную версию
западного пассиона, которая и прижилась на Украине, а позже была перенесена
и в Белоруссию святителем Георгием Конисским.

Конечно же, в Типиконе нет и слова об этом богослужении, хотя устав Православной
Пассии оформился ещё до появления первого печатного русского Типикона.

Но известно это богослужение было только на белорусских и украинских землях.
Впервые устав Пассии был зафиксирован в издании Цветной Триоди 1702 года,
отпечатанной в Киево-Печерской лавре. Этот устав описывал чин совершения
Пассии в некоторых монастырях и соборных храмах.

Служили Пассию на малых повечериях на вечернем богослужении по пятницам.
Чин был очень простой: перед молитвой «Нескверная, неблазная» хор пел стихиру
«Тебе одеющагося», священник открывал Царские врата и на амвоне читал две главы
из Евангелия о страданиях Христа и говорил проповедь.

После чтения хор исполнял стихиру «Приидите ублажим Иосифа приснопамятнаго».
Вот и вся Пассия. Позже эти богослужения были перенесены на воскресный вечер,
и ближе к двадцатому веку к евангельским чтениям Пассии был присоединён
Акафист Страстям Христовым.

Широкое распространение Пассии в приходских храмах приходится на послевоенное
время. Просто это очень красивое и трогательное богослужение, и тот, кто хоть
раз бывал на Пассии в хорошем храме, с хорошим хором, с настоящим дьяконом,
понимает, о чём я говорю.

Как совершается Пассия в наше время? На воскресной вечерне. В России обычно
служат четыре Пассии в посту, в Белоруссии в некоторых храмах могут служить
и пять Пассий. Жесткого устава нет.

Мы с вами находимся в привилегированной ситуации, наблюдая,
как на наших глазах формируется новый, молодой богослужебный чин.

Воскресная вечерня Великого поста красива и сама по себе. Начинают её
в фиолетовом облачении, а после «Сподоби, Господи» переоблачаются в чёрное.

После пения стихир совершается вход с Евангелием в открытые Царские врата,
а потом поётся удивительный по красоте прокимен «Не отврати лица Твоего
от отрока Твоего».

В нашем городе обычно поют его в версии композитора Азеева. Это невероятно
красиво! Однако внимательный человек заметит, что этот прокимен чередуется
с другим – «Дал еси достояние», который поётся тем же напевом,
но через воскресенье.

После «Сподоби, Господи», просительной ектении и стихир на стиховне канонарх
запевает: «Слава, и ныне глас пятый. Тебе одеющагося светом, яко ризою»,
и хор начинает петь песнопение, которое является символом Страстной седмицы.

Эту стихиру написал святой Феофан Начертанный, талантливый богослов и поэт,
которому иконоборцы выжгли на лице глумливые стихи, исчертили лицо шрамами,
отсюда и это прозвище «Начертанный».

А музыку к этой стихире написал протоирей Пётр Турчанинов,
известный церковный композитор, друг святителя Игнатия Брянчанинова.

Эта мелодия настолько отождествилась со временем Страстной седмицы, что
упоминание о ней вы найдете в рассказах Чехова и других русских писателей.

Во время пения этой длинной стихиры священник выносит Евангелие из Царских врат,
а перед ним идут дьяконы с кадилами и свечами. Евангелие кладут посередине
церкви, и начинается каждение всего храма. В Белоруссии на «Пассии» принято
ставить посреди церкви большое Распятие, так что всё богослужение превращается
в созерцание Креста.

После пения «Тебе одеющагося» и каждения хор поёт первый кондак Акафиста
Страстям «Возбранный Воеводо и Господи небеси и земли» – песнопение строгое
и величественное, оно сразу настраивает на труд созерцания.

Чаще всего этот кондак исполняют на музыку композитора Кочановского, но сейчас
появились версии современных композиторов, ничем не уступающих предшественникам.

Акафист Страстям Христовым был написан в XVII веке.
Первое его издание приходится на 1691 год.

В XIX веке этот текст был исправлен и дополнен талантливым богословом
и поэтом святителем Иннокентием Херсонским.

В его редакции мы и знаем этот акафист. Припевом к Акафисту служит молитва
благоразумного разбойника: «Иисусе, сыне Божий, помяни нас егда приидеши
во царствии Твоем».

Обычно этот припев поют всем народом, и от этого служба, действительно,
превращается во всецерковное богомыслие Страстей Христовых.

Текст Акафиста богословски безупречен. Его достоинства в своё время
высоко оценил святитель Филарет Московский, хотя и сомневался,
что он годится для богослужебного использования.

После чтения Акафиста – ещё один текст из службы Страстной седмицы –
прокимен «Разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий».

Если у вас хороший хор, вы услышите невероятное, по красоте песнопение.
Вслед за прокимном идёт чтение евангельского отрывка о страданиях Спасителя.

Перед чтением и после чтения Евангелия хор поёт не обычное «Слава Тебе, Господи,
слава Тебе», а страстное: «Слава страстем Твоим, Господи» перед чтением
и «Слава долготерпению Твоему, Господи» после.

Обычно после чтения Писания священник говорит проповедь, и это тоже важнейший
момент созерцания Страстей. Потом поётся сугубая ектения, читается молитва
и совершается поклонение Кресту с пением стихиры «Приидите ублажим Иосифа
приснопамятного».

Далее следует уставное окончание великопостной вечерни с поклонами Ефрема Сирина.

Как видим, современная «Пассия» сильно отличается от украинского устава
1702 года, и совершенно никаких католических влияний или соблазнов
вы в этой службе не найдёте.

От католиков осталось только латинское слово «пассия», что никак нельзя
поставить в укор нашему богослужению, иначе нам пришлось бы отказаться
и от латинского слова «антиминс», но мы не воюем со словами.

Церковный народ принял это богослужение. «Пассия» очень органично встраивается
в саму логику Великого поста, цель которого – всецерковное созерцание
Пасхи Крестной и Пасхи Воскресения.

Читается Акафист – настоящее богословие Страстей, подлинная поэзия Креста,
и тот, кто слышал этот Акафист, наверняка пережил его удивительное воздействие,
когда все посторонние мысли просто испаряются, утихают чувства и остается
только Крест и ты. И вот строчка, которая является ключом ко всему Акафисту:

«Призри убо и на мя, Господи, и порази жестокое сердце мое,
да слезами моими омыю грехи моя».

Разве это не постный подвиг, не великопостное усилие и духовное упражнение?
Кому пойдёт во вред чтение Евангелия, строгого Акафиста и проповедь пастыря?

«Пассия» не просто красивое богослужение, но и подтверждение тому,
что Церковь жива и полна творческих сил. Появляются, и всегда будут появляться,
новые чины богослужения. Появляются естественно, без надрыва и указа сверху.
И народ Божий понимает и принимает эти новые опыты молитвы, безошибочно отличая
фальшивку от подлинника. Архимандрит Савва (Мажуко).


Рецензии