По родному краю

Интересно. Мы, конечно, в таких местах не бываем, но поскольку живем на северном Кавказе, то часто углублялись в горы. Однажды от подножия Машука группой решили взойти к вершине, где тогда строилась телевышка. Нас было человек 10-15, казалось вот она вершина, только взойдем на очередной пригорок, закрытый лесом и кустами, и вот она цель.

 Но за ним открывался другой пригорок, далее очередной и постепенно группа распалась, по двое-трое возвращались назад и на вершину взошли двое, я и Петя Кулигин, мне 15, а ему 17 лет, а может нам было на год меньше, он был второгодник. Обратно решили спуститься по другому склону, который показался нам короче, но был круче.

 Это была еше та авантюра, казалось, что мы спускаемся в глубокий овраг. Если бы знали, то вернулись бы по старому маршруту, по которому поднялись. Нас выручили кусты и мелкие деревья, за которые мы цеплялись при спуске, иначе бы пришлось спускаться на залнице. Хорошо, хватило ума не разъединяться, и повезло, что никто не сломал ногу, найти бы нас было некому.

 Учительница с нами была одна, которая договаривалась в школах о ночлеге, правда, были еще ребята из старших классов и баянист, лет 23-х. Когда мы все-таки спустились, нам пришлось еще идти 5-10 километров, потому что вершина узкая, а подножие широкое. Хорошо, что было лето, конец августа, нам хватило видного времени дойти и найти своих. Что это была за поездка?

 Мы работали в школьной ученической бригаде и за это колхоз нам выделил бортовую машину, оборудованную скамейками. А поездка была по Кавминводам, кроме Пятигорска мы посетили Кисловодск, Ессентуки, а вернулись через Черкесск. Всего проехали 700-800 километров. Но мне это пошло на пользу, в дальнейших походах я всегда следовал пословице: "не зная броду, не суйся в воду".

2 часть. По Черноморскому побережью.

На следующий год ситуация повторилась. Разница была в том, что колхоз решил провезти нас по Черноморскому побережью Кавказа. Это намного длинней и занимало больше времени, но как говорится - хозяин-барин. А хозяин у нас был один - правление колхоза "Заря". Очевидно ему здорово помогла наша школьная ученическая бригада.

Если от Ставрополя до Пятигорска, где начинался маршрут "По Кавминводам" было около 200 км, а село, откуда начинался маршрут, было еще на 50 км дальше, то до Новороссийска, откуда начинался маршрут по побережью было не менее 500 километров. А главное в том, что в машине, где ехало около 25 детей, не было врача, места для сидений были - деревянные скамейки, на этих машинах колхозников возили на полевой стан, до которого было несколько километров, а не несколько сотен километров.

 Но ни начальство, ни, тем более, детей это не волновало, мы с 12 лет трудились в колхозе на каникулах и были привычными к трудностям. К тому же и брали в поездку не всех, а наиболее отличившихся в труде.  Хотя представьте себе, что трехдневный путь мы выдерживали на скамейках без удобств, но кого это волновало? Дело-то добровольное! Зато к занятиям в школе было столько воспоминаний!

 Но дело-то в том, что нас везли на "Газ-51", средняя скорость не более 50-60 км в час. Кто ездил летом на море на легковых машинах, те знают, что даже на них трудно за день проехать 500-600 км. Но мы проезжали и к тому же без подменного шофера. Выезжали от школы в 8 часов утра и должны были за десять часов доехать до начального пункта путешествия. А еще договориться за ночлег.

 На подъезде к Новороссийску с серпантина увидели море. Никто из детей его прежде не видел. Его мы видели уже с полчаса, потому что серпантин дороги, то приближал  его, то удалял. Наконец, подъехали к порту и остановились. Пацаны сразу полезли купаться, хотя порт для купания не предназначен. Удивили  две вещи, знали что вода в море соленая, но не знали, что настолько.

 И второе - прозрачность воды. Поскольку это был порт, то глубина была сразу в несколько метров, но дно отлично просматривалось. Долго нам купаться не разрешили, надо было добираться до Геленджика, где планировался ночлег. По пути первое очарование морем и первое разочарование городом, и дома, и трава, и деревья были покрыта толстым слоем цемента.

На горе был цементный завод и, как только начинался ветер, клубы цемента разносились по городу. Поэтому мы там и не стали задерживаться. С ночлегом проблем не было, учителя быстро договаривались с пустующими школами. Нас заводили в класс и мы располагались прямо на полу. Было тепло, а демисезонная одежда была с нами в сумках.

 А с утра началось путешествие. Часа 2 езды и час купания. Как видели подходящее место, так останавливались. Деньги на еду были, тут тебе не просто школяры, а члены производственной ученической бригады. Второй раз ночевали в доме отдыха "ШЕПСИ", учительница договорилась за ночлег, не в номерах, а в в актовом зале.

 То, что мы были не просто школьники, а члены бригады, действовало как пропуск. Нас легко везде пропускали. Потом мы доехали до Сочи, посмотрели парк "Дендрарий", полюбовались на павлинов и тот же день выехали обратно. Ночевали где-то между Туапсе и Джубгой и утром направились домой. Это был 60 год.    


Рецензии
Иван, так оно и было! Два цементных завода убивали ежегодно сотни людей, но никто не протестовал. Почему? Боялись... Сейчас заводы закрыли. Продают турецкий цемент под видом новороссийского Портланда. Рабочих мест, естественно, в городе стало значительно меньше. А народ молчит. Все довольны.
С ув.

Сергей Горбатых   10.07.2023 21:49     Заявить о нарушении
Но мы и тогда не протестовали, у нас вскоре половодьем был снесен на речке мост и сколько его не пытались отремонтировать, это не удавалось из за отсутствия цемента. Сколько бы его не поступало, но сразу испарялся. Вот такой дефицит был с цементом.

Иван Наумов   12.07.2023 16:21   Заявить о нарушении
А в Аргентине никто НЕ МОЛЧИТ!! Идёт постоянная борьба за права трудяшихся и пенсионеров. В связи с этим частый хаос на улицах и дорогах.Тяжело для водителей и пешеходов. Однако борьба есть борьба.Очень сильны профсоюзы, которые играют значительную роль в устройстве социально-политической системы страны.Люди стремятся не терять личное достоинство. Со стороны это понять сложно, конечно.
С ув.

Сергей Горбатых   12.07.2023 17:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.