2020-04-13 Грядущая катастрофа... Часть 1

Грядущая катастрофа

В первые месяцы 2020-го года в мире нет более актуальной темы, чем пандемия (эпидемия) коронавируса COVID-19. На 17.04.2020 г. по всей планете им было заражено почти 2,2 млн. человек. Во многих странах учреждения здравоохранения перегружены заболевшими и работают на пределе своих возможностей. Власти и общество предпринимают чрезвычайные меры по борьбе с обрушившейся на людей угрозой. Однако, не смотря на прилагаемые чрезвычайные усилия, человечество уже потеряло от разразившейся эпидемии более 147 тыс. человек.
В России, как утверждают специалисты, пандемия развивается по среднемировому сценарию. При этом, график заболеваемости воспроизводит экспоненту и еще не достиг своего пика. И людские потери продолжают расти с каждым днем.
Велики и могут быть еще многократно большими экономические последствия развивающейся медицинской катастрофы. Гибель от болезней по всей планете сотен тысяч людей. Разрыв миллионов и миллиардов ручейков и рек хозяйственных связей. Падение производства и обмена жизненно важных ресурсов, товаров народного потребления, промышленного оборудования и падение спроса на энергоносители. Появление миллионов безработных. Обнищание большей части малоимущего населения.
В связи с пандемией подвергаются серьезному испытанию также социальные отношения между различными слоями и категориями населения внутри общества и международные политические отношения между государствами и регионами мира. Разные люди и государства проявляют как, с одной стороны, лучшие человеческие качества сострадания, взаимопомощи и самопожертвования, так и эгоизм, наплевательское отношение к страданиям других людей, с другой. И главный ужас в данной эпидемиологической ситуации заключается еще и в том, что с высокой долей вероятности, смертоносный вирус имеет искусственное, рукотворное происхождение и является оружием скрытой бактериологической войны, осуществляемой одной частью человечества против другой. 
И все же, какой бы серьезной не представлялась сегодня пандемия в России и мире, какими бы труднопереносимыми не были страдания людей, эпидемиологи обнадеживают нас тем, что человечество в своей истории не один уже раз проходило чрез подобные и более страшные вирусные испытания. И всякий раз побеждало невидимого природного врага. Победит оно его и теперь. 
Однако. Куда более страшная угроза современному человечеству исходит не от ушаньских подковоносых летучих мышей, а от «двуногих человекообразных существ», рядящихся в одежды «от кутюр» и претендующих на причисление себя к элите общества.
26.10.2011г. выступая на IV-м Международном форуме по нанотехнологиям одиозный идеолог и практик капиталистической контрреволюции в СССР и России, глава госкорпорации РосНано Анатолий Чубайс акцентировал внимание слушателей на достижении в ХХ-м веке трендами на рост населения планеты и потребление человечеством ископаемых ресурсов и энергии предельного характера. И заявил, что продолжение этих трендов в ХХI-м веке категорически невозможно, недопустимо. От слова, совсем. И указал на способ перелома такого тренда – целенаправленное сокращение населения Земли к концу ХХI-го века до 2,5 – 2,0 – 1,5 млрд. человек. Назвав этот сценарий катастрофическим и, как бы открестившись от него, он, тем не менее, сослался на то, что это мнение ну очень серьезных и уважаемых им людей, основателей и участников «Римского клуба», в числе которых итальянский учёный, менеджер и общественный деятель Аурелио Печчеи и американский профессор Деннис Медоуз. 
Как вам такое, коллеги? Куда там какой-то коронавирус! Вы скажете, «великие англосаксы» слегка погорячились, а на самом деле они добрые и пушистые. Ведь именно им же обязано человечество всеми нынешними достижениями! И, мол, у каждого из них есть же свои дети и внуки. Вот именно – есть! Их дети, и их внуки! И, можно быть уверенными, что своих детей и внуков они кастрировать не собираются – найдут других «унтерменшей», как не раз делали это в истории и прежде!
 
Гуманизм

Впрочем, на самом деле, объективно, сегодня миллиарды людей испытывают серьезные проблемы с полноценным питанием и нечеловеческими условиями существования. При этом, человечество уже и сегодня производит такое количество продуктов питания, которого, при наличии адекватной социальной политики, хватило бы всему нынешнему и увеличивающемуся будущему населению Земли. И ни один человек не был бы голоден! Уже и сегодня человечество строит столько, что, при наличии адекватной социальной политики, ни один человек не остался бы без крыши над головой.
А еще сегодня человечество производит столько губительного для него самого оружия, что, откажись оно от связанных с этим производством гигантских материальных и трудовых затрат, человечество могло бы прокормить в разы большее количество населения. А еще у нас в запасе есть и ресурсосберегающие технологии, и рекультивация земель, и рекуперация энергии и прочие, и прочие инновации. И, ведь закон сохранения материи никто не отменял и вещество с планеты Земля никуда не исчезает. И, ведь добились же атомщики повторного обогащения отработавшего ядерного топлива.
Биологическое саморегулирование численности видов растений и животных вплоть до их полного исчезновения из мира есть удел дочеловеческой, досознательной, дикой природы. И каннибализм есть ужасное, но исключительно редкое, явление в жизни высших животных. А капиталистические «идеологи» и «экологи» сегодня договариваются до «экологической целесообразности» эвтаназии и поедания людьми себе подобных!
Да, оставаясь по своей природе биологическими и всякий раз в конкретных обстоятельствах не достаточно разумными субъектами природы, люди на протяжении своей истории, по тем или иным поводам, уничтожили и продолжают уничтожать многую часть самих себя. Но, от столетия к столетию, каждое новое поколение неоднократно в истории доказывало способность разрешать накапливающиеся проблемы не столько людоедскими, звериными, биологическими, сколько все более и более гуманными, человеческими, разумными способами.
Зверь оставался зверем, потому что не допускал возможности добровольного деления пищей с представителями другого вида. А полудикий предок человека, к величайшему своему последующему удовлетворению, смог разрешить это противоречие: прикормил и приручил будущих домашних животных. И получил большое их участие в ведении своего хозяйства. А еще большей наградой за этот «нравственный подвиг» ему стало последовавшее количественное и качественное развитие лобных долей головного мозга. И это развитие стало условием всякого последующего человеческого познания, созидания и творчества.
Позднее, тысячелетиями живя для себя (в лучшем случае для своей семьи), традиционно убеждаясь в том, что только он сам и для себя самого лучше любого другого соседа может сделать любую работу: добыть лучшего зверя, пошить лучшую накидку из шкуры животного или смастерить лучший плуг, человек сумел преодолеть в себе это уже устаревшее предубеждение и стал склоняться к удовлетворению своих потребностей еще и посредством обмена продуктов своего труда на продукты труда другого человека.
Кто-нибудь сегодня думает, что это было простое и скорое решение? И ведь сколько было и тогда скептиков, сторонников прежнего полу-животного существования! Сколько у людей возникало поводов усомниться в его верности! Но наградой за него человечеству стало возникновение и закрепление разделения труда, которое многими выдающимися мыслителями человечества (Адам Смит, Карл Маркс) было признано важнейшей трансформацией в хозяйственной истории человечества, неиссякаемым и ранее, и в наши дни источником роста цивилизационной производительности труда. И всем этим люди обязаны тем из них, которые первыми осознали гигантский потенциал обменного способа ведения хозяйства.
Именно о таких первооткрывателях написал в свое время великий А.С. Пушкин:
«О, сколько нам открытий чудных готовят просвещенья дух, и опыт, сын ошибок трудных, и гений, парадоксов друг, и случай, бог изобретатель».

Пирамида Сафончика и формационная периодизация истории

Карл Маркс в свое время открыл человечеству важнейшую форму человеческой трудовой деятельности, как расходование человеческой рабочей силы. А субъективисты-маржиналисты вместо того, чтобы поддержать его, категорически отвергли такое понимания процесса труда и заложили в свою теорию факторов производства понятие (фактор) «труд».
В действительности, важнейшим субъектом хозяйственной деятельности, производственного процесса является не столько «труд», сколько человек во всей своей целостности и системности. А, с системной точки зрения, хозяйствующий человек есть целостная совокупная система, представляющая собой совокупность подсистем. Человек есть система «жизнь», включающая все входящие в нее подсистемы, подсистема «тело», включающее всю совокупность его органов и систем (сердце, легкие, мозг, скелетно-мышечная система, кожа, система пищеварения, кровообращения, дыхания и так далее. Следующим системным элементом системы человек и его жизнь является подсистема «рабочая сила», которая включает в себя все элементы системы «тело», осуществляющие ту или иную конкретную разновидность трудовой деятельности (рабочая сила сварщика, рабочая сила губернатора и т.д.). Наконец крайней системой работающего человека должна рассматриваться подсистема «продукт труда», аккумулирующий в себе все конкретные вещественные свойства результата трудовой деятельности и все трудо-содержащие компоненты.
Вместе с тем, человек всегда был не только системным субъектом хозяйственной деятельности, но и своеобразным живым средством производства, как часто были таковыми и многие домашние животные. И в разные эпохи истории человеческой цивилизации многие люди, как живые средства производства, становились объектами собственности на них и их жизненные подсистемы других членов общества.
При рабовладении рабовладельцы были собственниками своих рабов во всей их системной структурированности: и жизни, и тела, и рабочей силы и продукта труда. Рабы не были собственниками никакой своей жизненной подсистемы.
При феодализме помещики были собственниками систем «тело» (оседлость, телесные наказания, право разделения семей, право первой ночи), «рабочая сила» (использование крестьянина по своему усмотрению на всех видах работ и повинностей), «продукт труда» (присвоение плодов чужого труда и содержание крестьянина на свое усмотрение). Крепостные становились собственниками своей подсистемы «жизнь» (убивать человека по прихоти хозяина было запрещено).
При капитализме буржуазия была частичной распорядительницей купленной «рабочей силы» наемного работника (перемещение по видам работ и квалификаций, обеспечение орудиями труда) и собственницей его «продукта труда» (самостоятельная оценка продукта труда и установление размера заработной платы).
Таким образом, можно утверждать, что К. Маркс не только был, вводя в экономическую теорию категорию «рабочая сила». Он был недостаточно прав, поскольку в системной структуре хозяйствующего человека подсистем не одна, а все четыре! Последовательность подструктур «жизнь», «тело», «рабочая сила», «продукт труда», изображенную сверху-вниз, я называю структурной пирамидой человека (пирамидой Сафончика). А приведенные выше рассуждения о диалектике прав собственности условных «хозяев» на отдельные жизненные подсистемы их «подопечных» полностью подтверждает марксову формационную периодизацию истории человечества.
И вот через всю эту историческую периодизации волею самых диалектически мыслящих людей при жесточайшем сопротивлении «традиционалистов» человечество столетиями продиралось к своем у нынешнему относительному прогрессу.             
При этом, неоднократно, вопреки своей природной биологической, но шаг за шагом изживаемой (обуздываемой) «звероподобности», человечество находило в себе подлинно человеческий ресурс знания о новой эффективности, достаточный для того, чтобы отказывать «сильным мира сего» в праве собственности одних людей на жизненные структурные подсистемы других людей и возвращения этих прав лишенному их (и по традиции, и по устаревшему закону) человеку.
Отказавшись (ликвидировав в результате десятилетий сопротивления и борьбы) от рабовладения в пользу прогрессивного изначального крепостничества, человечество совершило очередной гигантский скачек от почти звериной дикости к начальной и более глубокой человечности. Прежние рабы получили право оставаться живыми, вопреки воле своих прежних владельцев. А общество сохранило многих работников и продолжило получать от них добавленный продукт. И получило новый уровень производственных отношений, обусловивших новое качество производительности труда и совокупного богатства общества. Сделать это, вы думаете, было просто? Думаете это никто не оспаривал, и никто этому не сопротивлялся? Думаете никто не желал остаться в праве владеть, пользоваться и распоряжаться всем человеком, всем рабом: и его жизнью, и его телом, и его рабочей силой и продуктом его труда? Но разум человека победил его инстинкт. Но прогресс человечества продолжился именно благодаря такой революционной перемене производственных отношений.
Отказавшись (победив непонимание и сопротивление противников) от феодализма в пользу капитализма, человечество опять осуществило «разумный» выбор против своего врожденного «зверства». Наемному работнику стала принадлежать не только его подсистема «жизнь», но и его же собственная подсистема «тело», и подсистема «рабочая сила», которую он стал обменивать на заработную плату, получаемую от капиталиста. А капиталист получал не только право распоряжения рабочей силой наемного работника, но и продукт его труда, который исключительно самостоятельно оценивал и разделял на необходимый работнику для воспроизводства рабочей силы и свой, прибавочный. На капиталистическом рынке резко увеличилось число людей, принимающих самостоятельные решения в отношении новой части жизненных подсистем. Качество капиталистического рынка соответственно, возросло. В тот переломный момент истории у его инициаторов, первыми осознавших весь назревший негатив рабовладельческих тормозов цивилизации, думаете, не было противников? Думаете все бывшие помещики охотно и одномоментно поспешили добровольно расстаться с конюшенными кнутами и правом «портить» крестьянских девок накануне свадьбы? Ошибаетесь. Но они были вынуждены это сделать! Волею логики истории и активной деятельности ее подвижников.
Новый уровень свобод для бывших крепостных крестьян обеспечил большую мобильность фактора производства «труд», большую вариативность в ее специализации и встраивании в новые производственные процессы на предприятиях разных (более терпимых) капиталистов. Все это стало базой для достижения нового уровня производительности труда в обществе и нового уровня жизни населения.
Таким образом в ходе развития человеческой цивилизации проявились два всемирно-исторических тренда. Тренд на последовательную гуманизацию прав собственности одних людей на подсистемы других людей. Работники последовательно получали право на свою подсистему «жизнь», на подсистему «тело», на подсистему «рабочая сила». И тренд на последовательное возрастание числа членов общества, принимающих в обращении на рынке прав собственности на свои жизненные подсистемы самостоятельные решения (число субъектов рынка).
Это ли все не лучшее доказательство исторической предпочтительности для решения очередных (обостряющихся старых) проблем человечества посредством дальнейшего следования человечеством по пути реализации всемирно-исторических тенденций по гуманизации отношений собственности и отношений обмена в обществе.
При следующей смене производственных отношений работники должны стать субъектами своей жизненной подсистемы «продукт труда» и полноправными самостоятельными субъектами рынка обмена продуктами своего труда, приобретающего характер всеобщего рынка.    


Рецензии