Обымем?

          Радостию друг друга обымем...
          Пасхальный канон Иоанна Дамаскина


Воистину, на всё воля Божья. Что-то не слыхать этих слов в последние дни, а раньше, помнится, звучали по любому случаю... Впервые на моей памяти служат в интернете. А давно ли иноку в интернеты эти и ходу не было... Как же Литургия? Как же Евхаристия? Как причаститься Таин – через Билла "Маздая" Гейтса?! А ведь это не пустяк. Не "свечечку поставить" на канон (канун) случайному захожанину, а хоть бы и мне. Это – центр всей Церковной жизни. "Причащение (Причастие, принятие Святых Тела и Крови Христовых) – это такое Таинство, при котором православный христианин не символически, а реально и живо соединяется со Христом Богом в той степени, в какой он подготовлен к этому", пишет современный богослов. Отметим для себя эти слова: "в той степени, в какой он подготовлен".
Prefatio (начальная молитва, славословие и благодарение Богу), Sanctus ("Свят, Свят, Свят..."), Anamnesis (воспоминание Тайной Вечери), Epiclesis (призывание Св. Духа на Дары), Intercessio (молитвы за живых и усопших) – всё теперь можно будет совершить келейно? Всяк верный знает последование Евхаристии, она же Таинство Причащения. Дома и совершит, раз в храм нельзя – не пускает князь мира сего...
А почему нет? Ведь прообраз Тайной Вечери Иисуса Христа – еврейская пасхальная вечеря совершалась именно дома, в кругу семьи, и совершалась не священником, а мирянином: главой семьи. Первая Евхаристия, совершённая Иисусом Христом также в домашних условиях, была практически идентична еврейской вечере. Что и неудивительно. Значит, было? И без специального "правильно поставленного священника", и без сослужения диакона, и не в храме... Так почему бы не вернуться к корням? Если корни не повреждены, а Иисус Христос "вчера и сегодня и вовеки Тот же" (Евр. 13:8). О "степени подготовки" совершающего таинство знает Тот, Кто готовил. И ещё не факт, что "правильно поставленный" готов лучше простого человека, мирянина.
Да, есть запреты позднейшего происхождения. 58-е Правило VI Вселенского Собора: "Никто из состоящих в разряде мирян да не преподаёт себе Божественныя Тайны... на едину неделю да будет отлучён от общения церковнаго".
Так ведь он уже и так отлучён "от общения", и не на "едину неделю", а на "неопределённый срок"...


17 апреля 2020 г.


Рецензии