Что прошло... 14. Симифаресоль

На углу Лефортовского вала и Красноказарменной улицы, сразу  за переговорным пунктом, был Дом Пионеров. 

Интересно,  что это  пионеры там делают?

Нелька сама уже третий год была пионеркой. Сначала даже очень этим гордилась. Потом – каждый раз отправляясь в школу и машинально повязывая красный галстук,  недоумевала –  а зачем ?  Мальчишки из класса и вовсе старались при малейшей возможности снять свои мятые замызганные галстуки-тряпочки и засунуть в карман.

Но любопытство разбирало. И вот однажды по пути в магазин Нелька осмелилась  заглянуть  в дом с таким торжественным  названием.

Застеклённая дверь с большой медной ручкой оказалась не заперта. В просторном холле никого не было.  Посередине красовался чёрный блестящий рояль. Нелька часто видела такой во сне. Как будто он стоит на сцене, она поднимается на эту сцену,  садится за рояль, вскидывает руки, и –  …  сон обрывался.

Одна девочка из их класса рассказывала, как однажды она порезала себе палец бритвой – чтобы отменить урок музыки. Странная девочка. Очень странная…

Нелька осторожно подняла крышку.  Вот бы научиться…  а я… я  даже не знаю, где какая нотка. Тронула одну клавишу, другую… и заиграла. Она  просто представляла себе разные картинки и давала свободу рукам.

Лесная песчаная дорога, петляющая среди сосен… тихий солнечный день… жарко… бабочки порхают…

Поле со стогами сена… вечереет… с одной стороны заходит солнце, с другой, прямо напротив – нарождающийся месяц…

Вдоль берега реки  несётся табун… топот нарастает, пыль по полю летит…

Пожар бушует на соседней улице, пламя взметается к чёрному небу, закручивается в спираль… Искры… искры…

- Это что за какофония такая здесь? Тебе кто разрешил рояль трогать? Ты из какой группы? – старушенция с голубыми волосами, эдакая Мальвина лет семидесяти, костлявыми пальцами впилась в Нелькино плечо.

- Я… я не из группы. Я просто мимо проходила.

- Что значит    «мимо»?  Мимо чего? Как ты вообще сюда попала?

- Ну… это же Дом  Пионеров? А я пионерка, значит, это и мой дом тоже?.. Ну ладно, я пойду…

- Ку-уда пойдёшь! Не-ет уж, душа моя, раз пришла, никуда  я тебя не отпущу. Попалась, птичка – стой. Не уйдёшь из сети!

Лицо у бабки было очень строгое, а глаза смеялись.

- Играть, значит, хочешь.

- Хочу…

- А пианино нету.

- Нету.

- Ну, понятно. А вот если бы было дома пианино, то и не хотелось бы играть.

- Это почему? Почему вы так думаете?

- Да уж ты мне поверь… Закон такой есть…  Да и поздно тебе учиться. А что ещё тебе нравится? Рисовать любишь?

- Раньше любила. Когда маленькая была. Сейчас не так уж…

- Ну,  ясно всё с тобой. Знаешь, как мы поступим…    ты сейчас ступай  на второй этаж вот по этой лестнице – поняла? Там увидишь длинный коридор, по бокам двери с разными надписями. Во-от…  Какая надпись понравится тебе, ту дверь и приоткрой, только тихо-тихо, потому что занятия идут везде – и загляни. Захочется зайти – зайди и скажи, что Зора Михайловна прислала.  Да, кружок, где рисуют, «ИЗО» называется – изобразительный значит. Ты всё поняла?

- Угу.

***
Дверей на втором этаже было много. «Кружок кройки и шитья» … Нет уж, спасибо. Шитья мне и без вас хватает.  «Фотостудия»… как-нибудь в другой раз. «Авиамодельный»…  ну нет уж… А, вот он -«ИЗО». Нелька приоткрыла  дверь – тихонечко, как учила чудаковатая старуха. В довольно большой комнате сидели человек десять – все спиной к двери. Перед каждым на мольберте одно и то же: голубая ваза с пёстрыми хризантемами.  С натуры.   Десять ребят – десять ваз. Одинаковых.  Довольно похоже.  По классу важно расхаживала длинная тощая дама с шиньоном, похожая на цаплю.  Поправляла рисунки, что-то объясняла… Скукотища.

«Хореографическая студия».  Ну-ка, ну-ка… наверное, здесь поют хором.

Огромный класс с зеркалом во всю стену.  По периметру – длинные перила. За них держатся тоненькие девочки в балетных юбочках – батман, деплие… Одетта, Одиллия…  Вот  бы куда бы мне… Но… засмеют … не-ет… Нет.

Тут за дверью с надписью «Актовый зал» послышались весёлые голоса.

Ин-те-ре-есно…

Эту дверь бесшумно открыть не получилось. Она  оказалась скрипучей. Все, кто был на сцене и в зале,  дружно обернулись и захохотали – скрип раздался сразу после реплики: «Смотрите-ка! Вот прибыл путешественник!»*

Нелька растерялась, решив, что смеются над ней,  захлопнула дверь и хотела удрать, но длинный бородатый парень выскочил вслед за ней:

- Постой-постой!  Мы просто сцену репетируем.  Давай, заходи. Нам артисты нужны. Хочешь с нами попробовать? Посиди, посмотри…

-  А что за спектакль?

«Маленького принца» Нелька знала очень хорошо.  По радио слушала. Спектакль по телевизору ей не понравился:  видно было, что никакой это не маленький мальчик, а немолодая тётка в нелепых коротких штанишках и дурацком парике. Она верещала не своим голосом  –  и от этого становилось как-то не по себе…

Но здесь всё было иначе. Олег поставил пластинку   -  мягкий голос Жерара Филиппа ,  язык, который Нелька учила в школе и который на слух  почти не воспринимала. При этом казалось, что было понятно самое важное – смысл, настроение, ещё что-то.

Потом они репетировали сцену с географом. Потом – с фонарщиком. Потом – со стрелочником…  Нелька смотрела на ребят, слушала, что говорит Олег – это был какой-то новый мир, о существовании которого она  раньше  не подозревала. И мир этот был её. Нелька совсем забыла, что мать-то отправила её за сметаной и молоком…

А потом Олег сказал:

- Ну что, может,  попробуешь почитать ?  Нну, скажем… вот это?

« … Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, чего ищут. Поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, то в другую… И всё напрасно…
На твоей планете люди выращивают в одном саду пять тысяч роз… и не находят того, что ищут. А ведь то, чего они ищут, можно найти в одной единственной розе, в глотке воды…»*

Однажды они с бабушкой и дедушкой шли от Белоомута к железнодорожной станции Фруктовая. Семь километров по солнцепёку, в гору, по высокому берегу Оки. Ужасно хотелось пить. Но не было нигде ни колонки, ни колодца, ни домика, где можно было бы попросить водички.

И тут они увидели  « самый настоящий деревенский колодец. Но деревни нигде не было, и они подумали, что это сон… Как странно – тут всё приготовлено: и ворот, и ведро, и верёвка… Медленно вытащили ведро, вода в нём дрожала, и в ней дрожали солнечные зайчики… Нелька пила, закрыв глаза. Это было как самый прекрасный пир.
Вода эта была не простая. Она родилась из долгого пути под звёздами, из скрипа ворота, из усилий рук. Она была как подарок сердцу».*

Нелька читала текст и видела себя то ли опять на том берегу, то ли в Сахаре.  И чувствовала на губах прохладу и вкус той самой колодезной воды.

- Слушай, а что если ты и сыграешь эту роль?

- Я так похожа на Маленького принца???

- Не-ет! Мы всех обманем. Пустим по сцене лучик от фонарика. Лучик будет перемещаться по сцене, а ты за сценой будешь говорить в микрофон… а? Голос твой очень подходит. И вообще… Мм? D”accord?**


***
Молочная была уже закрыта.

Волна панического страха подхватила Нельку и понесла к дому – она едва успевала переставлять ноги.  Себя не ощущала, казалось, что остались только глаза, перед которыми проносились светящиеся окна домов, деревья, прохожие…

Дома никого не оказалось. Нелька вспомнила, что Анюта ещё с утра собиралась в гости. Лодя уже несколько дней был в командировке. Но мама-то должна быть дома?.. Где ж она?

Отдышалась, согрела чаю, устроилась поудобнее на своём диванчике с «Очарованным странником»…  Не читалось. Все чудеса, произошедшие с ней сегодня, не давали сосредоточиться. Лица ребят из студии – весёлые, озорные, влюблённые  - стояли перед глазами. Вот бы с ними со всеми подружиться…  И Олег… как он всё угадал!
Но где же мама? А вдруг с ней что-то случилось?

В этой  кольнувшей её мысли было больше надежды, чем тревоги. Нелька поняла это и ужаснулась.

- Всё книжечки читаешь?

Она была в странно приподнятом настроении. И улыбалась загадочно.

- Давай чайку попьём! Я то-ортик  принесла, - не сказала, пропела.

- Мам, я это… молока не успела купить.

- Ну и ладно, завтра купишь…  Где ж ты шлялась?

- Гуляла.

- Хвост не потеряла? Но не было в её голосе ни раздражения, ни гнева.

Непривычное настроение матери обволакивало, согревало. И Нельке очень захотелось рассказать ей о своих сегодняшних приключениях.

- Я в Доме Пионеров была.

- Где-где?!!

- В Доме Пионеров. Ты знаешь, там так интересно… кружки разные… балетный, рисовальный, фото… и этот ещё…

Мама очень любила тортики. Она внимательно разглядывала шоколадную виньетку, прицеливаясь, с какой стороны её лучше поддеть.

- Меня в драмкружок приняли. Мы спектакль будем ставить. Ты знаешь,  там такой режиссёр… его Олег зовут, и он…

- Что-чтоо?  Ре-жис-сё-оор? А не рановато ли ты режиссёрами-то заинтересовалась? Актёры-режиссёры… писатели-поэты… музыканты! Актриса тоже мне ещё нашлась!  Ты в зеркало на себя посмотри… и вообще – от этого сброда на пушечный выстрел! Голову задурит – опомниться не успеешь.  Или уже? Да спустишься ты когда-нибудь на землю или нет!

Огромные чёрные портновские ножницы , которыми она время от времени подрезала Нелькины крылья, всегда были у неё наготове.

***
А что она могла сделать? Что сказать ему? Как объяснить?

Из окна школьного туалета Нелька смотрела вслед уходящему Олегу и слизывала  с губ слезинки.

Сквозь решётку дымохода слышно было, как на крыше воркуют голуби. Громко так…

Её вызвали прямо с урока, сказали, что с ней хочет поговорить какой-то молодой человек из Дома Пионеров. Нелька выглянула за дверь и увидела Олега – он стоял в противоположном конце коридора и с любопытством  разглядывал стенгазету.

Рванулась в противоположную сторону, в туалет для девочек. Там и проторчала всю математику, всю перемену и ещё полгеографии.


***

Вечный запах угля на Курском вокзале.
Платформы поездов дальнего следования.
Чем дальше – тем лучше.
Ну и что, что нет билета?
Вы понимаете, что я не могу больше!
Нельзя мне здесь оставаться.
Дед умер.
А к Лизе не пускают – она портит меня своим воспитанием.

- Внимание, внимание! Скорый поезд «Москва – Симферополь (си-ми-фа-ре-соль)» отправляется…

 FUTUR  DANS LE PRESENT.***  Поезд  набирает скорость. В тамбуре пахнет бездомностью и свободой.
Справа за окном летние предрассветные сумерки.
Слева – зимние.
Зябко.
Справа – поля, поля…
Клочки тумана, зацепившиеся за ветки редких кустиков.
Холмы, холмы…
На холмах – церковки. Брошенные, полуразрушенные, обезглавленные . И вдруг – живая!.. Солнца ещё нет, но оно вот-вот появится из-за горизонта, посланные им лучи уже зажгли её маковку.

Слева – леса, леса… Заснеженные.  Фосфоресцирующие  под тающей голубой луной.
Снег, снег…
Тоже светает. Это заметно по тому, как бледнеет фиолетовое небо над верхушками чёрных елей.

Как же славно было всё в детстве.

А впереди, вру – чуть сбоку… с обоих боков… а вот уж и сверху тоже всё заполняется расплавленным ослепительным золотом.
Это рассвет.
Это Бог напоминает, что он здесь.
А внизу – слышишь? – плещутся морские волны.
Поезд разогнался так, что ему уже наплевать на закон притяжения. И на все другие законы.

PRESENT DANS LE PRESENT.**** Проводница ловко подтянула ступеньки и захлопнула дверь вагона перед Нелькиным носом – клацнуло железо, лязгнули огромные портновские ножницы. Поезд дёрнулся и медленно поплыл вдоль платформы.

«Люди забираются в скорые поезда, но они сами не понимают, чего ищут…  Поэтому они не знают покоя, бросаются то в одну сторону, то в другую…  И всё напрасно»*

Нелька ещё какое-то время постояла на перроне, глядя вслед поезду с музыкальным названием, и побрела на свою Проломку.

«Вот и ты…» - сказала ей как-то раз старая колдунья в Люберцах.

*Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
**согласна?
***Будущее в настоящем (франц.)
****Настоящее в настоящем (франц.)



# Иллюстрация Эвелин Тейлор


Рецензии
А вот интересно, насколько повесть автобиографична?... Рискну предположить - Нелька - это Ленка? Или, всё же, нет? Да не в этом дело, а в том, что это - настоящая литература, трогающая все ниточки души, заставляющая звучать все струны и звоночки, которые в ней есть. И акомпанемент в виде любимых цитат так необходим и уместен. Спасибо великое, Елена Викторовна!

Лада Вдовина   15.02.2022 18:28     Заявить о нарушении
Автобиографичность очевидна.
У каждого из нас, наверное, наступает момент, когда воспоминания затмевают сиюминутность и тянет писать мемуары. Читать чьи-то истории из прошлой жизни всё равно, что разглядывать чужие фотографии - ну интересно... но "колокольчики не звенят". Чтобы зазвенели, необходимо ещё что-то. Образность? Художественность?
Ассоциативность?..
Судя по Вашим горячим откликам, нам с Нелькой что-то удалось.
*
Спасибо, Лада!
Ваши опусы читаю с большим интересом. Вернусь, как только выдастся свободная минутка ))

Елена Викторовна Скворцова   15.02.2022 22:37   Заявить о нарушении
А мой любимый жанр литературы - именно мемуары и биографии. Сама я не писатель и не собираюсь тянуться к этому высокому званию, но как читатель, думаю, вполне состоялась. На меня можно положиться. Спасибо, Елена Викторовна, и до новых встреч!

Лада Вдовина   15.02.2022 22:50   Заявить о нарушении
А я вот читать всё ещё учусь. Расти и расти... (не кокетничаю)
Спасибо, Лада, подарили мне Праздник!

Елена Викторовна Скворцова   16.02.2022 00:22   Заявить о нарушении
Я тоже продолжаю учиться и как читатель, и как человек, и как ученик. И буду учиться, пока дышу. Учение - это и есть дыхание. По-моему, так. Ведь правда?

Лада Вдовина   16.02.2022 08:31   Заявить о нарушении
Истина!
А педагогизм - величайший из университетов. Даже не знаю, больше учила или училась... Учу или учусь...
Своему родному языку, литературе, терпению, лабиринтам человеческой души, состраданию, любви, чуткости, деликатности, неуныванию... всего не перечесть.
А главное - осознанию своего несовершенства.
Учебный процесс продолжается!
(пафосно что-то получилось...)
))

Елена Викторовна Скворцова   16.02.2022 14:25   Заявить о нарушении
Правда иногда звучит пафосно, но не теряет от этого своей сути. И флаг нам в руки!

Лада Вдовина   16.02.2022 16:14   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.