Маяковский последнее выступление

9 апреля 1930 года состоялось самое последнее выступление Маяковского перед студентами института народного хозяйства имени Плеханова, необычайно болезненно отозвавшееся на самочувствии поэта. (поэта не станет 14 апреля)
Вот с чего, как пишет об этом вечере В.Славинский, начал Маяковский.
-Отношусь к вам серьёзно. (смех)
Когда я умру вы со слезами умиления будете читать мои стихи (некоторые смеются)
А теперь, пока я жив, об о мне много говорят всякой глупости, меня много ругают.
Гении не становятся триумфаторами при жизни. Они для этого слишком неудобны.
Осознание своей исключительности не делает их жизнь легче, но помогает безбоязненно идти к цели, чего бы это не стоило.
Отнюдь не заигрывание с публикой, а накопившаяся горечь слышится в том, что Маяковский сказал дальше:
Все поэты, существовавшие до сих пор и живущие теперь, писали и пишут вещи, которые всем нравятся, - потому что пишут нежную лирику. Я всю жизнь занимался тем, что делал вещи, которые никому не нравились и не нравятся.
Чтение стихов Маяковский начал со вступления к поэме о пятилетке «Во весь голос».
После строк: «Неважная честь, чтоб из этаких роз мои изваяния высились по скверам, где харкает туберкулёз, где б… с хулиганом да сифилис» - чтение прервали репликами.
Тогда Маяковский перестав читать, предлагает начать разговор. Поэт читает записку, переданную из аудитории:
«Верно-ли, что Хлебников гениальный поэт, а вы, Маяковский, перед ним мразь?»
Сдерживаясь, чтоб не ответить грубостью на этот хулиганский выпад, Маяковский говорит:
«Я не соревнуюсь с поэтами, поэтов не меряю по себе. Это было бы глупо»,
Вылезает на трибуну оратор, который говорит, что рабочие не понимают Маяковского из-за его манеры разбивать строчки.
На реплику поэта, что лет через 15-20 его произведения станут понятны всем, следующий оратор под смех аудитории, требует доказать, что поэта будут читать через 20 лет, а если Маяковский не докажет этого, то ему не стоит заниматься писанием.
Кто-то советует Маяковскому заняться «настоящей работой». Кто-то нагло врёт, что у него есть стихотворение, в котором на полутора страницах повторяется «тик-так, тик-так».
Маяковский возмущён и поражён литературной неграмотностью студентов. Начинается настоящая перепалка.
Кто-то из зала кричит: «Демагогия!»
Маяковский, перегнувшись через край трибуны, яростно приказывает крикуну: - Сядьте!!
Тот продолжает орать. В зале шум. Все встают.
-Сядьте! Я вас заставлю молчать!!!
Все притихли. Садятся. Владимир Владимирович на пределе сил.
Он, шатаясь, спускается с трибуны и садится на ступеньки. Полная тишина. И всё-таки поэт находит силы – читает «Левый марш», который сопровождается бурными аплодисментами.
После этого примирительно говорит:
-Товарищи! Сегодня наше первое знакомство. Через несколько месяцев мы опять встретимся. Немного покричали, поругались. Но грубость была напрасна. У вас против меня никакой злобы не должно быть.
Маяковский ушёл с этого вечера победителем: три четверти аудитории были за него. Но какой ценой далась эта победа, больному, с расстроенными нервами, человеку?.. Ведь это случилось, когда критика вела свою разрушительную работу, внушая читателям затрёпанную версию о непонятности Маяковского, и тон в ней задавали его новые товарищи по литературному объединению – раповцы.

ЛЕВЫЙ МАРШ
(Матросам)
Разворачивайтесь в марше!
Словесной не место кляузе.
Тише, ораторы!
Ваше
слово,
товарищ маузер.
Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу историю загоним.
Левой!
Левой!
Левой!
Эй, синеблузые!
Рейте!
За океаны!
Или
у броненосцев на рейде
ступлены острые кили?!
Пусть,
оскалясь короной,
вздымает британский лев вой.
Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!
Там
за горами го;ря
солнечный край непочатый.
За голод,
за мора море
шаг миллионный печатай!
Пусть бандой окружат на;нятой,
стальной изливаются ле;евой, —
России не быть под Антантой.
Левой!
Левой!
Левой!
Глаз ли померкнет орлий?
В старое ль станем пялиться?
Крепи
у мира на горле
пролетариата пальцы!
Грудью вперед бравой!
Флагами небо оклеивай!
Кто там шагает правой?
Левой!
Левой!
Левой!
1918 г.

04.2020г.


Рецензии
Доброго дня Вам, Галина!

Как ни печально это созвать, но это, наверное, извечная проблема всех, кто являлся первопроходцем в какой-то области. Почти каждый из этих людей сталкивался с откровенным непониманием, а порой их творчество или дело всей жизни и вовсе воспринималось в штыки.
Увы, далеко не всем дано понять начинание, аналогов которому до поры, до времени не было. Да и по прошествии времени остается немало тех, кто с недоумением пожимает плечами, а при отсутствии зачатков нравственности и такта, начинает зубоскалить.
Выдержать такое дано не каждому, и примеров, когда у творческого человека, даже очень сильной личности, случалось душевное выгорание.
И Маяковский, без всяких сомнений, открывший новые страницы, да что там, пути в современной поэзии, увы, не избежал этой участи.
Увы, не нашлось никого из власть предержащих, кто открыто поддержал бы поэта...
Вспомним, только прямое заступничество Сталина спасло в какой-то момент Булгакова.
И Маяковский остался один на один с беснующейся толпой... Многие ли смогут в такой ситуации выдержать?

Еще раз от души благодарю за такой замечательный очерк!

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   08.09.2025 12:08     Заявить о нарушении
Вы правы.
Жаль поэта...
Спасибо.

Галина Шевцова   09.09.2025 16:25   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.