Легенды рода. Часть 3. Семейный альбом

Потом была война. Та самая, Великая Отечественная.
Но эту страницу я открою завтра, если решусь заглянуть в потаённое, всенародное, полное горечи и эпической мощи!
А пока - о неистребимой любви к жизни, Москве и человеку, одной крови , единой доли и того самого древа, на чьих корнях произрастают молодые ветви и побеги нашего рода.

Рождённая во второй половине Советской власти, при свете лампы-коптилки, свидетельствую: радио и электричество пришло в сибирское захолустье почти одновременно с телевидением. Естественно, воспоминания об этой догагаринской эпохе - обрывочные. Памятно потрясение, связанное с моим падением в яму, вырытую под электрический столб! Казалось, меня не заметят и засыплют землёй...
Молиться и плакать я не умела, звать на помощь не решилась: дома под потолком висела не только керосиновая лампа, но и хворостина... А потом было спасение и свет лампочки Ильича!

Дальше - больше: жить стало лучше, жить стало веселее! Вместе с радио в нашу жизнь вошли советские песни: "Утро красит нежным светом стены древнего Кремля, просыпается с рассветом вся советская земля"! Так я узнала о Москве, столице великой и огромной страны, державы Союза Советских Социалистических Республик!
Москва была сказкой, недосягаемой мечтой: сначала открытки, редкие и потому особо любимые, затем вырезки из журналов... Так осуществлялось заветное желание, а потом вдруг оказалось, что в домах-теремах далёкой и загадочной Москвы живёт наша родня! Эти люди стали кумирами моего детства: тётя Катя, дядя Гоша и Людочка.

Ни сном ни духом москвичка Катя, а затем Екатерина Филипповна,  не ведала и не могла знать об этой очевидной для меня приязни.О том, что в том же сибирском доме, который был для неё родным, подрастает девочка, очень неравнодушная к необычной судьбе Кати Филипповны, чья дорога от родного дома пролегла через войну до самой столицы... Девочка, одного с Катей рода, была ни больше ни меньше - племянницей москвички.

В минуты детских обид, естественно, всегда незаслуженных, брала она с этажерки бабушкин альбом , располагалась поближе к свету, чаще всего - у окна с широким подоконником, похожим на небольшую столешницу. Ритуально неспешно листала страницу за страницей, нашёптывая при этом особые слова своим молчаливым друзьям! Самой-самой любимой была фотокарточка невероятной красавицы с мужем, доблестным лётчиком, и прелестной девочкой Людочкой.
Именно так называла Катину дочку та, на которой было платьице, перешитое из бабушкиной кофты. И не только платье: шапки, пальтишки и прочие обноски были обычным явлением. Приобреталась сновА только обувь, поскольку девочка была всё ещё единственным ребёнком в семье и донашивать было нечего.

 Другое дело - Людочка: сказочная принцесса, Ненаглядная Красота из бабушкиной сказки! Москвичи были людьми из другого, прекрасного мира, волшебного и торжественно величественного: с Красной площадью, автомобилями и сказочными героями! "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью, преодолеть"...

Преодолеть - такое понятное слово, знакомое каждому ребёнку из  окружения маленькой сибирячки! Взрослые жили трудно, обыденно, все, без исключения, были озабочены выживанием! А где-то есть Москва, другие люди, другая жизнь, незнакомая и желанная...
В это самое время Катя-Писанка, Екатерина Филипповна, жила, как и весь советский народ, в тесной двухкомнатной хрущёвке, далеко-далеко от Красной площади, в Новогиреево. И только девочке -провинциалке всё представлялось  в иных красках и оценках: ведь тётя Катя жила в самОй Москве!

Да, в Москве, но жила очень скромно, носила звучную фамилию мужа Георгия, потомка мелкопоместных дворян, была ветераном Великой войны, каждого Девятого Мая супруги встречались с однополчанами в ресторане "Прага" -  за Победу и Память пили немного, но честно.

Шли годы. Жизнь меняла приоритеты, но одно оставалось неизменным - семейный альбом. Именно оттуда, как из Книги Бытия , черпала я свои знания о людях и человечестве. От этого немого  свидетеля узнала о существовании московской родни! Именно из этого альбом , "через годы, через расстояния", привезла  в Москву памятное фото , подписанное знакомым почерком :"Дяде Ване, тёте Варе на вечную память от племянницы Кати, её мужа Георгия и дочери Людмилы"! Это фото было единственным документом, предъявленным мною московской родне! Не потому, что была такая необходимость! Нет! Таково было моё желание.

Мне было тридцать лет, двадцать пять из которых я готовилась к этой встрече, к этому свиданию со своей мечтой! Восстановить утраченную связь было нетрудно: надо было прожить четверть века, добыть номер московского телефона, запастись северными гостинцами и билетом, забронировать номер...
Всё должно было сойтись, и всё сошлось!
Мы встретились совсем ненадолго: путь от гостиницы на юго-западе до Новогиреево и обратно - неблизкий, но только не в сравнении с расстоянием  от родового села до Норильска и далее - до Москвы! Даже ради одного свидания стоило преодолеть годы и километры!
У Кати была тайна, я это понимала и надеялась на то, что она мне её откроет! Только один вопрос! И я его задала! И получила ответ!

Всё оказалось почти так, как в рассказе бабушки о её племяннице Екатерине Филипповне. Так, да не так! Мы ничего не знали о том, что было с Катей на войне. Требовалось восстановить утраченную страницу семейного альбома, этой великой книги бытия нашего рода. Главное звено выпало! Вернуть его на место могла только сама Катя.


Рецензии
Алён, похоже зашла, попробую отправить. Ну что могу сказать, я - залпом, мне было очень интересно. Слог великолепный. За других ручаться не могу. Ты так описываешь явственно моменты детства, у меня только обрывочные воспоминания. Я то в Норильске родилась и воспринимала жизнь такой, какой она была, не анализируя, не сравнивая. Сейчас мне кажется, что у нас вообще не было никаких особенных тягот, кроме вечной зимы, да и то я её любила. Буду с интересом ждать продолжение. Обнимаю, с теплом.

Светлана Салайкина 2   21.04.2020 20:15     Заявить о нарушении
Родители были коммунистами и всегда брали под козырёк, переезжая с места на место! С ними было интересно, но недолго, потому я жила у бабушки. Традиционный быт, присущий сибирской глубинке. Мне тут один эмигрант сказал, что я " из грязи в князи"... "Грязи" в жизни этих людей было мало, поскольку была сцепка поколений и жизнь, как на ладони! Было понятие "стыда и совести". Именно поэтому всё ещё ищу верную ноту для начала следующей, главной, части повествования.

Алена Кейдюк   21.04.2020 22:32   Заявить о нарушении
Вот ещё что: это - не мемуары в классическом понимании, поскольку, естественно, наличествует типизация! Это - "портрет, но не одного человека", а целого поколения! Это - их время, а не моё, это их история. Намеренно не касаюсь темы патриотизма, но его мотивы присутствуют в поступках и делах поколения 30-50 годов. Тема "сороковых роковых" - важная, но не главная страница. Главное - любовь, память и время.
Так что, Светик, по отдельным главам читать данную повесть не следует! Это - единое произведение, смысл которого открывается лишь посвящённым: да, это - о нас, какими мы были в предыдущих поколениях сибиряков.

Алена Кейдюк   03.05.2020 10:32   Заявить о нарушении