Вся жизнь как подвиг

     В семейном архиве Ларисы Викторовны Панковой есть бесценные материалы: пожелтевшие документы и фотографии, касающиеся родового древа, военных лет и трудовых будней ее отца Панкова Виктора Павловича, жизнь которого была образцом настоящего патриота и верного сына своего Отечества. Самой дорогой памятью в семье считают небольшой выцветший листок бумаги с охранной молитвой, написанной рукой его матери, которую она вложила ему в нагрудный карман гимнастерки, провожая на фронт.
     В одном из боев осколок вражеского снаряда угодил ему прямо в грудь, пробил толстый трофейный еженедельник в кармане гимнастерки, но листок с молитвой не был поврежден, а на теле остался только синяк. Что это было везение или чудо, а может вера в Бога и молитвы его матери. В их доме на станции Вязники Владимирской области, был небольшой иконостас и церковные книги в кожаных переплетах с застежками. Его мама участвовала в церковных пениях после праздничных молитв, так как у нее был красивый голос. В семье принуждения к молитвенным мероприятиям не было. Отец был маловерующим, а Виктор из уважения к матери делал исключения по большим праздникам, на Пасху и Рождество.
     Родители, Павел Александрович Панков и Анастасия Владимировна Панкова (Захарова), оба из крестьянских семей, имели семиклассное образование, окончив церковно-приходскую школу. Отец начал трудовую деятельность в 14 лет учеником счетовода, затем прошел путь от бухгалтера до главного бухгалтера, работал в сельском хозяйстве и в текстильной промышленности. Всю свою жизнь он занимался самообразованием, имел личную библиотеку, его высоко ценили как специалиста в Главном управлении в Москве. В доме благодаря стараниям мамы всегда были чистота и порядок, уважительные отношения между родителями и воспитание двоих детей словом, без окриков и наказаний. В 1940 году отец был снят с военного учета. Жизнь протекала, как полноводная река и казалось, что так будет всегда, однако…
22 июня 1941 года, в воскресный день, Виктор по привычке пошел на вокзал к поезду Москва-Горький, в почтовом вагоне которого всегда продавались свежие московские газеты. Вдруг по репродуктору объявили, что ожидается важное правительственное сообщение. Многочисленный народ, собравшийся со всего вокзала, услышав слова В.М. Молотова о том, что фашистская Германия напала на нашу страну, сначала оцепенел, потом послышался плач и причитания.
     На следующий день начался призыв резервистов, люди желавшие идти на фронт осаждали военкомат. Все были уверенны, что врага быстро разобьют, но сводки Совинформбюро об отступлении Красной Армии с каждым днем становились все тревожнее. По железной дороге на фронт двигались эшелоны с войсками и техникой, а в обратном направлении шли санитарные поезда с ранеными. Начали прибывать семьи эвакуированных жителей с захваченных врагом территорий. Школьников, в том числе и Виктора, которому было не полных 15 лет, привлекали к выгрузке из санитарных вагонов раненых, на возведение противотанковых рвов и к другим работам. В 1943 году он отказывается от брони, которая была у него в связи с обучением  во Владимирском механическом техникуме, где готовились специалисты для наркомата авиационной промышленности, и призывается в ряды Красной Армии.
Его служба началась под городом Владимиром в 17-м запасном штурмовом инженерно-саперном батальоне 5-й запасной бригады, где жизнь его оказалась под угрозой в связи с серьезной простудой в январе месяце. Полевые занятия проходили в 25-градусные морозы при наличии у солдат только легкого обмундирования, в полухолодной казарме не хватало сушилок для портянок. За ночь к телу, покрытому фурункулами прилипало белье, которое утром приходилось отрывать, оставляя кровоточащие гнойные ранки, что могло привести к заражению крови. Чтобы поставить в строй солдата пришлось трижды проводить переливание крови и лечить продолжительное время в батальонном медпункте.
     С июня 1944  по май 1945 года Панков В.П. прошел с боями сапером-десантником и танкистом более 2-х тысяч километров. Воевал на 2-ом и 3-ем Белорусских, 1-ом Прибалтийском фронтах, освобождал Минск, Борисов, Молодечно, Вильнюс, Каунас, Шауляй, воевал в Польше и Восточной Пруссии, участвовал в штурме Кенисберга. Путь к Победе гвардии ефрейтора Панкова отмечен боевыми наградами: орденом Отечественной войны II степени, медалями «За отвагу», «За взятие Кенисберга», «За победу над Германием в 1945г.».
     Самой дорогой для него наградой была первая медаль «За отвагу» за успешно выполненное задание на территории Восточной Пруссии в составе танкового десанта 32-й танковой бригады 29-ого танкового корпуса. Бригада вела бои под г. Прейсиш Холлянд, где был узел пяти шоссейных дорог. Три танка Т-34 и штабная машина из батальона капитана И.П. Бондаренко удерживали перекресток одной из дорог. Шел жесткий бой, населенный пункт несколько раз переходил из рук в руки. Вечером 29 января 1945 года был получен боевой приказ: любой ценой задержать, не пропустить в тыл корпуса танковую группировку противника. Созданный подвижной отряд заграждения получил задачу поставить перед деревней Рогонен минное поле, пропустить наши танки, а затем закрыть проход. Были уложены 20 противотанковых мин, ожидать возвращения танков остались Панков и Губанов.
     Наступила полночь, мела метель, последовал огневой налет с закрытых позиций врага. За возвращающимися двумя нашими танками Т-34 с развернутыми башнями и штабной машиной пытались прорваться вражеские танки. С наших позиций открыли огонь и на какое-то время минеры оказались в «огневом мешке». Помог усилившийся снегопад, благодаря которому ухудшилась видимость, что позволило им лежа завершить минирование  и уйти к своим.  Вскоре на дороге послышались взрывы, прорыв немецких танков был сорван.
     Когда закончились двухдневные напряженные бои в ходе наступления советских войск, минеры смогли оценить результаты своей работы. На заснеженной дороге, с большими деревьями по обочинам, стоял немецкий «Фердинанд» с разбитой ходовой частью: взорвались и сдетонировали несколько противотанковых мин, загородив ему проезд. Его мощная длинноствольная пушка была задрана вверх, все люки были закрыты, что указывало на гибель экипажа. Тяжелый танк «Пантера» пытался объехать по обочине дороги, но тоже подорвался на минах, полностью перекрыв объезд. Один средний танк Т-IV застрял в снегу и был брошен экипажем совершенно целым. Остальные танки отошли назад по дороге, так как для освобождения подбитого «Фердинанда» требовались специальные тяжелые тягачи. На перекрестке дорог также стоял сгоревший третий танк Т-34, не вернувшийся в расположение части.
Победу В.П. Панков встретил под немецким тогда городом Щетином. Во время объявления Левитаном о капитуляции немецко-фашистской Германии в 2 часа ночи 9 мая, он стоял на посту. На следующий день на торжественном построении корпуса бойцам было официально объявлено о завершении войны.
     5 декабря 1946 года Виктор Павлович был демобилизован из рядов Красной Армии, вернулся домой, снова сел за парту и долго восстанавливался после полученных на фронте 2-х контузий и ранения. В 1954 году окончив энергетический факультет Московского текстильного института, был направлен по распределению в Могилев на ТЭЦ завода № 511.
     Более полувека он посвятил энергетической отрасли, пройдя путь от начальника смены, главного инженера ТЭЦ завода, затем ТЭЦ-1, до директора ТЭЦ-1, а затем ТЭЦ-2, которую он построил с первого колышка и возглавлял более двух десятков лет. Виктор Павлович проявил большой организаторский талант руководителя, чему способствовали три года работы заведующим отделом промышленности Могилевского обкома партии. После ухода на пенсию его богатый жизненный опыт ветерана войны и труда помог  создать музей  боевой и трудовой славы в Могилевэнерго.
     За свою трудовую деятельность В.П. Панков был награжден орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда», многочисленными Почетными грамотами. Виктору Павловичу были присвоены почетные звания: Заслуженный энергетик БССР, Почетный энергетик СССР, Заслуженный энергетик СНГ, Заслуженный энергетик РАО «ЕЭС России», Заслуженный работник топливно-энергетического комплекса Минэнерго РФ.
     К сожалению, Виктор Павлович в 2018 году умер, но память о нем остается как о героическом человеке, который жил  рядом с нами. 


Рецензии