9. Портрет мастодонта

ПОРТРЕТ  МАСТОДОНТА

(Продолжение)

Практически в тот же день, 24 апреля 1961 года, когда «на медиа-глазах» всего мира, корпус корабля «Васа», спустя после трагедии 333 года(!), показался из воды, началась музейная часть его биографии. На протяжении  следующих 18 лет, до 1979 года, он, пребывая под полиэтиленгликолевым душем во временном музее «Васаварвет», уже был экспонатом для любопытствующих посетителей. За это время в гостях у реанимируемого «героя Балтики» побывало и пожелало ему будущей долгой «королевской» жизни в культуре Скандинавского Севера... 10 (!) миллионов человек со всего света. Потому что он тогда уже был знаменитостью.

В 1987 году начали строительство нового современного нынешнего музея, который 15 июня 1990 года открыл для посещения король Швеции Карл ХVI Густав.  Двумя годами раньше, в 1988-м, «Васа» совершает свое третье и столь же короткое, как два предыдущие, и такое же несамостоятельное, как второе, на «шкотах-помочах», плавание в своей долгой жизни — из временного музея «Васаварвет» в Бекхольмене в этот новый, что на острове Дьюргарден, на месте бывшей военно-морской верфи.

А из окон его на верхних этажах видно то место на берегу, где почти четыре века назад располагалась судоверфь «Шеппсгорден», на которой «Васа» строился. А еще отсюда всего несколько сот метров до места, где он почти у берега, напротив прибрежной деревеньки (ныне городок) Стрёммен, затонул. В этом — часть большой исторической традиции.

Сейчас на моих 7 часов 22 минуты утра 4 февраля 2020 года. В новом музее  королевский корабль «Васа», восстановленный в своей прежней красе, «живет» без малого 30 лет, а гости к нему идут паломниками святости традиций культуры и ценностей истории  почти 60 лет(!) — с 1961-го. Только за период с 1980 по 2001 год, за 20 лет, полюбоваться и восхититься им пришли-приехали-прилетели изо всех уголков Планеты 10 миллионов человек. В среднем: 500.000 в год, 2.000 - в рабочий музейный день, 250 человек в час. Это — в среднем, а сколько же — летом, в пору туристскую?!..

В один из последних дней апреля 2013 года влились в эти «средние» две тысячи в сутки и мы трое: я, жена Татьяна и младший сын Ростислав, приехавшие сюда, в Стокгольм, как большинство, в основном ради того, чтобы увидеть «Васу» - единственный в мире сохранившийся, натуральный, военный парусный корабль Средневековья.

Когда позади были формальности с билетами, и я с вечным «Никоном» моим на груди вошел в огромный главный зал и увидел!..

...Это был не шок и не потрясение в привычных нам образных объяснениях собственных чувств в подобных ситуациях. Да и самих этих «подобных» ситуаций в моей жизни не было и не будет никогда. А будто некое-такое-непонятное-неведомое не чувство даже, а — состояние случилось-явилось вдруг, какое совершено невозможно подать словами, если при этом стараться обходить — а стараться обходить непременно надо! - давно затасканное и кажущееся здесь  примитивно-убогим выражение насчет «машины времени». Так что не могу и не хочу даже пытаться!..

Это просто надо прочувствовать, а чтобы прочувствовать, надо видеть!

Ну да, мы, современные, насмотрелись разных киношек про пиратские корабли и «машины времени», где герои попадают в разное «прошлое» в том числе и на века назад. И сам я видывал ту... «историческую кулебяку», какую совал мне режиссер в глаза через экран, и принимал ее за приглянувшуюся ему «версию» воображенного им будущего. А когда перед тобой, а больше - над тобой не «вариант» чьего-то воображения, а совершенно реальный(!) корабль из 1628 (?!!) года со взметнувшимся пусть не в облака, а под купол музея длиннющим бушпритом, изогнуто-»провисшим» форштевнем с грубо вырубленными изогнутыми ребрами, увитым толстыми пенковыми канатами, этот трехметровый лев в прыжке на носу, эти  шкоты-ванты в их безумном переплетении!.. И когда онемение отпустит вас, мысленно невольное лишь восклицание выдохнешь-обронишь:

МАС-ТО-ДОНТ!!!..

И пусть ты знаешь, что бушприт-форштевень - «лицо» любого корабля - вот этот, красавец, на «Васе», вообще-то - большой, открытый всем ветрам и волнам... гальюн для матросов (офицерский — на корме), но как же гальюн этот по-корабельному красив! Как изящно выгнуты в очертаниях форштевня стенки-регели этого гальюна для 140 человек, чтобы команда здесь прямо в море, под нос и под киль королевскому фрегату справляла нужду!.. Как искусно украшены регели гальюна стройными рядами резных... скульптур римских императоров от Августа до Луция Септимия Севера, конечно, предшествовавших столь же венценосному Льву Севера Густаву II Адольфу!.. Не важно, что — гальюн, а важно, что красиво! Талантливо! Захватывающе!

Не передать!

А дальше, вдоль корпуса, - да, вот они, два ряда пушек в открытых портах. Вот он, тот, верхний ряд, который на горе своему кораблю велел установить на дополнительную палубу Густав. А вот этот, нижний, и правда очень низко по корпусу, очень. И конечно, в тот день, 10 августа 1628 года, когда ветерок на высоте в пятьдесят метров в паруса дохнул и мачты сработали, как рычаг, корабль накренился, и вот в эти открытые пушечные порты захлебнул морской воды и... захлебнулся. Ну да, - вот в этом вся была беда.

Однако...

Однако, это - в прошлом, а как по-корабельному красив мастодонт, на 98 процентов состоящий из оригинальных, «своих», частей! Как восхитительно-искусна резьба великого множества скульптур на корме его, взметнувшейся так, что запрокинешь только голову...

А музей не по-нашему, непривычно необъятен.
 
Кроме самого корабля, представлено девять выставок о нем. Есть кинозал, в котором демонстрируется фильм о "Васе" на шестнадцати языках. В других залах и зальчиках — экспозиции и сценки из истории строительства корабля с персонажами в одежде четырехвековой давности, некоторые лица (восковые фигуры) восстановлены по портретам(!)... Можно подняться на реконструированную батарейную палубу и посмотреть выставку «Жизнь на борту» с предметами, найденными на корабле. На втором из шести уровне — люди «Васы». Реконструированные лица восстановлены на основе скелетов, поднятых с кораблем(!)...

Пораженный этим Средневековьем Севера, впав в творческий раж, разглядывая все эти чудеса истории в основном через... объектив «Никона» и непрерывно «щелкая», я по обыкновению забыл обо всем и к реальности вернулся только тогда, когда «высадил» весь аккумулятор в аппарате. И когда снимать стало нельзя, огляделся и обнаружил вдруг, что я... потерялся!

На-ту-рально!

Вот так вот — потерялся в этом музее, в лабиринте залов и зальчиков! И не только в музее, а значит, и вообще здесь, в Стокгольме, и - в Швеции! И у меня ни кроны денег, ни международного паспорта, оставленных в сумочке жены, никакого «гаджета-навигатора», ни обратных билетов на корабль, ни «языка», чтобы объяснить местной полиции, если «сдаваться», кто я такой, и что мне очень, очень-преочень и — пожалуйста! - хочется домой!..

(Окончание в следующую пятницу)


Рецензии
Уважаемый коллега, Вас нужно не только читать, а изучать!
Написано познавательно и профессионально с глубоким знанием темы.
Спасибо! С уважением.

Эмма Гусева   29.03.2024 17:07     Заявить о нарушении
Спасибо, Эмма, за отклик. Тема специфичная и требовала быть на уровне. Что написал, в том немного смыслю.
Успехов Вам!
Захаживайте.

АНАТОЛИЙ

Анатолий Вылегжанин   29.03.2024 18:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.