Подарок

Много лет тому назад, а точнее почти 33, я с детьми отдыхали у друзей в Риге. Мы побывали в различных музеях, парках, гуляли по набережной. И, конечно, зашли в детский мир. Там мой сын нашел машинку, о которой долго мечтал. Маленькая пластиковая машинка красного цвета, которая стоила целых 15 копеек. Его радости не было предела. Он с ней и спал и гулял, короче не раставался.

Через несколько дней мы должны были поехать на экскурсию в Саласпилс. Я накануне рассказывала им историю концлагеря Саласпилс. Они мне задавали много вопросов и я поняла, что переборщила рассказом: им уже было не интересно. Но самое главное ждало меня впереди.

Рано утром мы сели в комфортабельный автобус, взяв с собой конфеты и печенее на дорогу,  и поехали. Наша экскурсовод много рассказывала о самой красавице Риге, а когда уже стали подъезжать к Саласпилсу попросила всех не рвать огромные ягоды малины:"Малина любит фосфор, а здесь его больше, чем где-то. Здесь погребены тысячи невинных людей и детей всех вер и национальностей. Малина - это их капельки крови."

Вот наш автобус остановился на стоянке перед входом в музей Саласпилс. Выходим. Кругом шепчутся о чем-то березки. И тут мы увидели малинник. Я никогда в жизни больше не видела таких крупных ягод. Глаза ребенка моего были на малине. Он идет и молчит, а его не стала трогать.

Нас обогнала молодая дама, в руках которой было много ягод. Сын засмотрелся на нее. Она ему улыбнулась и предложила ягодок. Я думаю с ужасом, что он сейчас их возьмет. И тут он вдруг громко сказал ей: "Как вы, тетя, можете есть ягодки? Это же капельки крови деток!" Слов ни у кого, кто это услышал, не было. Один мужчина подхватил его на руки и говорит ему, что ты мол настоящий мужик. Так и понес его на руках о чем-то с ним шушукаясь. 

Когда мы подошли к месту, где раньше стоял детский барак, он опять притих. Держал меня за руку и попросил конфетку и печеньку. Я было собралась сказать, что мол тут не надо кушать, а он мне говорит:"Я положу на могилку им (детям) и отдам машинку тоже. У них же нет такой (!) машинки, а ты мне купишь новую. Ладно? Детки ночью выдут погулять и заберут все. Они будут рады!" Пока он все это укладывла, с такой любовью и нежностью, он не видел как "тети и дяди" вытирали слезы, кроме одной, которая все еще ела свою малину. Весь автобус, 54 человека, обнимали и дарили ему разные сувениры. А он в свои 6 лет никак не мог понять, почему ему дарят подарки.

На завтра мы пошли в детский мир за машинкой. А там их уже не было. Он очень долго объяснял молоденькой продавщице кому он отдал свою любимую машинку. Наконец, когда она его поняла, пошла в склад искать. Мы ее ждали около получаса. Но увести его от туда было невозможно. Замена другой игрушкой исключалась. Наконец девушка вышла из подсобки с пожилым мужчиной.

Он присел перед сыном на корточки и стал распрашивать кому и почему он отдал свою машинку. Ребенок объяснил все с такой нежностью к "деткам", что мужчина, не стесняясь его, заплакал. Обнял сына и дал ему целых две машинки. Когда я достала деньги заплатить,  он сказал:" Там в лагере погибли все мои родные: родители, сестра, братики. Ваш сын отдал им свой дорогой подарок. Я хочу его отблагодарить тоже." И мой ребенок вдруг спрашивает: "Значит они ночью выходили и взяли конфетку, печененку и машинку? Видишь, я же тебе говорил!"


Рецензии
Я прочитала все рассказы Иды Сандлер, которые здесь нашла. Вернее, я их проглотила. Не могу давать оценки, потому что мало знаю и умею, поэтому пишу только о своих ощущениях. Эти рассказы не просто тронули и воодушевили, это рука, протянутая через океан. Без пафоса, без экзальтации, каждый – 3D. В каждом юмор, везде красной нитью поддержка, стремление понять. Кроме конкретных имён и событий, как бы между прочим, - море другой информации. А между строк – огромный, непростой опыт, который вмещён и распределён так, что всё не напрасно. И во всём масштаб личности, доброта, самоотдача, желание помочь изо все сил, энергия, бесконечная любовь к людям и благодарность. Человек всю жизнь делится и отдаёт.
Я начала читать рассказы в беспросветном настроении, закончила с теплом в сердце.

Рита Лукичёва   03.10.2022 17:43     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.