БТ - 2. боязнь

2.БОЯЗНЬ

Михаил ЛЕРМОНТОВ

Гляжу на будущность с боязнью,
Гляжу на прошлое с тоской
И, как преступник перед казнью,
Ищу кругом души родной;
Придет ли вестник избавленья
Открыть мне жизни назначенье,
Цель упований и страстей,
Поведать — что мне бог готовил,
Зачем так горько прекословил
Надеждам юности моей.

Земле я отдал дань земную
Любви, надежд, добра и зла;
Начать готов я жизнь другую,
Молчу и жду: пора пришла;
Я в мире не оставлю брата,
И тьмой и холодом объята
Душа усталая моя;
Как ранний плод, лишенный сока,
Она увяла в бурях рока
Под знойным солнцем бытия.

Александр ПУШКИН

Дар напрасный, дар случайный,
Жизнь, зачем ты мне дана?
Иль зачем судьбою тайной
Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью
Из ничтожества воззвал,
Душу мне наполнил страстью,
Ум сомненьем взволновал?..

Цели нет передо мною:
Сердце пусто, празден ум,
И томит меня тоскою
Однозвучной жизни шум.

Геннадий РУСАКОВ

Товарищи архангелы,
Какие там дела?
Товарищи архангелы,
Картошка отцвела.

И в воздухе томление,
И плещет рыба язь.
И ходит население,
Приятно матерясь.

Товарищи хорошие,
Радетели о нас!
Взошла в стручке горошина
Размером с ананас.

И усик – синусоидой,
И мокрых вёдер звяк.
И ест капусту поедом
Зарвавшийся червяк.

Ау, мои летучие!
Уже подходит срок.
И по такому случаю
Кричит в пруду чирок.

По случаю, по случаю…
Не случай, а беда.
Лихая, неминучая:
Умру я навсегда…

Лариса МИЛЛЕР

Что делают с нами?
Сживают со света.
Давно ли?
С рождения, с осени, с лета.
И как? Удаётся?
Конечно, всегда.
Зачем же, скажи, мы приходим сюда?
Приходим сюда, потому что мы званы
Сменить получивших смертельные раны.

Иван НИКИТИН

Густой травой поросшая могила,
Зачем к тебе неведомая сила
Влечёт меня вечернею порой?
Зачем люблю я с грустию немой
Задумчиво глядеть сквозь сумрак лунный
На свежий твой курган и крест чугунный?..
О, сколько раз от клеветы людской
Я уходил отыскивать покой
И отдыхать от горького сомненья
Подле гробниц, в обители забвенья!
Как много здесь сокрыто навсегда
Безвременно погибшего труда,
Надежд, забот, добра и преступлений
И, может быть, высоких вдохновений!
И кто теперь в кустах густой травы
Укажет мне забытые холмы,
Где вечным сном спят кости гражданина,
Иль мудреца, или поселянина?..
Здесь все равны. Здесь слава и позор
Окончили между собою спор
И не дают ответа на призванье;
Одно только изустное преданье
Бросает луч на их минувший век…
О, как велик и беден человек!

Лариса МИЛЛЕР

Где-то там чернеет точка.
А пока… пока отсрочка.
Я живу и не спешу.
Свежим воздухом дышу.
Тихо радуюсь погоде,
И живу, и даже вроде
Верю, что в дали вон той
Точка станет запятой.

Геннадий РУСАКОВ

…И коровы, наверно, на небе у господа есть –
Там нельзя без коровы, поскольку ребёнки и дети.
Хоть, возможно, скотине отдельное место и честь:
Где-нибудь на восьмом, на вполне уважительном свете.

Ты возьми меня, боже, хотя бы к себе в пастухи,
Чтоб ходить мне за стадом по тучным полям Елисея,
Распевать тебе славу, порой облекая в стихи –
Не болея, не старясь. И даже почти не лысея.

Федор ТЮТЧЕВ

От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь…

Да два-три дуба выросли на них,
Раскинувшись и широко, и смело.
Красуются, шумят – и нет им дела,
Чей прах, чью память роют корни их.

Природа знать не знает  о былом,
Ей чужды наши призрачные годы,
И перед ней мы смутно сознаём
Себя самих – лишь грёзою природы.

Поочерёдно всех своих детей,
Свершающих свой подвиг бесполезный,
Она равно приветствует своей
Всепоглощающей и миротворной бездной.

Вениамин БЛАЖЕННЫЙ

Боже, как хочется жить!.. Даже малым мышонком
Жил бы я век и слезами кропил свою норку
И разрывал на груди от восторга свою рубашонку,
И осторожно жевал прошлогоднюю корку.

Боже, как хочется жить даже жалкой букашкой!
Может, забытое солнце букашкой зовется?
Нет у букашки рубашки, душа нараспашку,
Солнце горит и букашка садится на солнце.

Боже, роди не букашкой – роди меня мошкой!
Как бы мне мошкою вольно в просторе леталось!
Дай погулять мне по свету еще хоть немножко,
Дай погулять мне по свету хоть самую малость.

Боже, когда уж не мошкою, – блошкою, тлёю
Божьего мира хочу я чуть слышно касаться,
Чтоб никогда не расстаться с родимой землею,
С домом зеленым моим никогда не расстаться...

Геннадий РУСАКОВ

Сократи мне время умиранья!
Я тебе был верен без любви.
Так хотя бы за моё старанье
Ты меня, владыка, позови.

А пугать меня, творец, не надо.
Я и так напуган с малых лет:
Я боюсь тюрьмы, сумы и глада…
А ещё того, что бога нет.

Лариса МИЛЛЕР

Если нет Тебя, Боже Ты мой,
Значит, надо справляться самой.
Только как с этой жизнью справляться?
В чьих ногах днём и ночью валяться?
И кого со слезами просить
Раньше времени свет не гасить,
Ровно льющийся, тихий, небесный,
Освещающий путь этот крестный?

Вениамин БЛАЖЕННЫЙ

Если Бог уничтожит людей, что же делать котенку?..
"Ну, пожалуйста, – тронет котенок всевышний рукав, –
Ну, пожалуйста, дай хоть пожить на земле негритёнку, –
Он, как я, черномаз и, как я, беззаботно лукав...

На сожженной земле с черномазым играть буду в прятки,
Только грустно нам будет среди опустевших миров,
И пускай ребятишек со мною играют десятки,
Даже сотни играют – и стадо пасётся коров.

А корова – она на лугу лишь разгуливать может,
Чтобы вымя ее наполнялось всегда молоком...
Ну, пожалуйста, бешеный и опрометчивый Боже, –
Возроди этот мир для меня – возроди целиком.

Даже если собаки откуда-то выбегут с лаем,
Будет весело мне убегать от клыкастых собак,
Ибо все мы друг с другом в веселые игры играем, –
Даже те, кто, как дети, попрятались в темных гробах..."

Лариса МИЛЛЕР

Не знаю, кем, но я была ведома
Куда-то из единственного дома,
Не потому ли по ночам кричу,
Что не свои, чужие дни влачу,
Расхлёбывая то, что навязали,
И так живу, как будто на вокзале
Слоняюсь вдоль захватанных перил…
Да будь неладен тот, кто заварил
Всю канитель и весь уклад досадный.
Приходит в мир под свой же плач надсадный
Дитя земное. Кто-нибудь, потрафь
И посули невиданную явь.
Как музыка она иль Божье Слово.
Но мне в ответ: «Под дудку крысолова
Идти, под вероломное «ду-ду»,
Написано всем грешным на роду
С младых ногтей до полного маразма.
Вначале смех, а после – в горле спазма,
А после холм и почерневший крест,
И никаких обетованных мест.
Понеже нет иной и лучшей яви,
От нынешней отлынивать не вправе».
Всё так. Но что за лучезарный дом
Припоминаю изредка с трудом?

Геннадий РУСАКОВ

Со мной ещё не кончено, творец!
Ты отвернёшься – я из лунки пряну.
И снова жизнь поставлю на торец,
И по карманам распихаю манну.
Я пыль твоя, икринка бытия,
В творении нашедшая ячейку.
Открыл глаза, а там судьба моя
Приподняла заносчивую шейку.
Я ем твой хлеб и пью твоё вино.
Худую спину сына бегло глажу.
Вот это всё, что мне теперь дано.
Я, не ропща, несу свою поклажу.
Но больно стариться и страшно умирать,
Как будто я на этом свете лишний.
И, не умея перед богом врать,
Я обнял дерево и горько плачу вишне.

Лариса МИЛЛЕР

Тебя опекает и этот листок,
И окна, что утром глядят на восток,
И птичье крыло, и цветущая ветка –
Ты в этом пространстве любимая детка.
И день вроде жаркий, но нет духоты,
У Господа Бога за пазухой ты,
Под небом высоким, под веточкой низкой.
Одно только плохо – проблемы с пропиской.
Царящий закон неизменен и строг –
Тебя здесь пропишут, но только на срок.

Вениамин БЛАЖЕННЫЙ

Беспризорные вещи умерших людей,
Те, что пахнут, как пылью, тоской,
Попадают к старьевщику или в музей
И на свалке гниют городской...

Беспризорные вещи, что помнят живых,
Их движенья, привычки, тела...
Сколько время им ран нанесло ножевых –
И прикончило из-за угла...

Беспризорный халат, беспризорный жилет,
На краю одиноком стола,
Беспризорная трубка – и пыль на столе,
И – щепоткою – пепел, зола...

Беспризорные вещи как вестники бед,
Их молчание, их серизна...
Что-то грозное есть в их бездомной судьбе,
Что-то вещее, ждущее нас.

Лариса МИЛЛЕР

Хоть бы памятку дали какую-то, что ли,
Научили бы, как  принимать
Эту горькую жизнь и как в случае боли
Эту боль поскорее снимать.

Хоть бы дали инструкцию, как обращаться
С этой жизнью, как справиться с ней –
Беспощадной и нежной – и как с ней прощаться
На исходе отпущенных дней.

Вениамин БЛАЖЕННЫЙ

Пока река не вспенится сурово,
Не обернется ямою земля, –
С удилищем беспечным рыболова
Сиди, над бездной леску шевеля...

Как хорошо в прохладе деревенской
Курить свой одинокий табачок...
Но вздернет и тебя Рыбак Вселенский
На острый окровавленный крючок.

Геннадий РУСАКОВ

Утки летят на пруду,
Касаясь крылом воды.
Я никуда не уйду
От неминучей беды.

Утки встают на носок,
Белую воду тесня.
Господи, мир твой высок,
Не обижай меня.

Если б я был крылат –
Спрятался бы под крыло.
Был бы я зверю брат –
Горе бы мимо прошло.

Лук позднеспелых сортов
Крошится прахом в горсти.
Господи, я не готов.
Господи, отпусти.

Гавриил ДЕРЖАВИН

Река времён в своём стремленье
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остаётся
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрётся
И общей не уйдёт судьбы.

Иван БУНИН

Дедушка ест грушу на лежанке,
Дёснами кусает спелый плод.
Поднял плеч костлявые останки
И втянул в них череп, как урод.

Глазки – что коринки, со звериной
Пустотой и грустью. Всё забыл.
Уж запасся гробовой холстиной,
Но к еде – какой-то лютый пыл.

Чует: отовсюду обступила,
Смотрит на лежанку, на кровать
Ждущая томительная Сила…
И спешит, спешит он – дожевать.

Николай ЗАБОЛОЦКИЙ

Лёгкий ток из чаши А
Тихо льётся в чашу Бе,
Вяжет дева кружева,
Пляшут звёзды на трубе.

Поворачивая ввысь
Андромеду и Коня,
Над землёю поднялись
Кучи звёздного огня.

Год за годом, день за днём
Звёздным мы горим огнём,
Плачем мы, созвездий дети,
Тянем руки к Андромеде

И уходим навсегда,
Увидавши, как в трубе
Лёгкий ток из чаши А
Тихо льётся в чашу Бе.

Федор ТЮТЧЕВ

И гроб опущен уж в могилу,
И все столпилися вокруг…
Толкутся, дышат через силу,
Спирает грудь тлетворный дух…

И над могилою раскрытой,
В возглавии, где гроб стоит,
Учёный пастор, сановитый,
Речь погребальную гласит…

Вещает бренность человечью,
Грехопаденье, кровь Христа…
И умною, пристойной речью
Толпа различно занята…

А небо так нетленно чисто,
Так беспредельно над землёй…
И птицы реют голосисто
В воздушной бездне голубой…

Лариса МИЛЛЕР

Всё «зачем»  да  «почему»…
Не доступная уму,
Жизнь идёт себе, идёт
И ответа не даёт,
Не даёт себе труда
Объяснить, зачем, куда
Ей приспичило идти,
Нас теряя по пути.

Иван НИКИТИН

Парчой покрытая гробница,
Над нею пышный балдахин,
Вокруг задумчивые лица
И факелов огонь и дым,
Святых молитв напев печальный –
Вот всё, в чём жизнь заключена!
И эта жизнь покрыта тайной,
Завеса смертью спущена…
Теперь скажи мне, сын свободы,
Зачем страдал, зачем ты жил?
Отведена царю природы
Сажень земли между могил.
Молчат в тебе любовь и злоба,
Надежды гордые молчат…
Зачем ты жил, усопший брат?..
Стучит земля по крышке гроба,
И, чуждый горя и забот,
Глядит бессмысленно народ.

Михаил ЛЕРМОНТОВ

Мы пьём из чаши бытия
С закрытыми очами,
Златые омочив края
Своими же слезами;

Когда же перед смертью с глаз
Завязка упадает,
И всё, что обольщало нас,
С завязкой исчезает, –

Тогда мы видим, что пуста
Была златая чаша,
Что в ней напиток был – мечта,
И что она – не наша!

Лариса МИЛЛЕР

Но в хаосе надо за что-то держаться,
А пальцы устали и могут разжаться.
Держаться бы надо за вехи земные,
Которых не смыли дожди проливные,
За ежесекундный простой распорядок
С настольною лампой над кипой тетрадок,
С часами на стенке, поющими звонко,
За старое фото и руку ребёнка.

Лариса МИЛЛЕР

Ничего не выгорит,
Не случится чуда.
Выкурят нас, выдворят,
Выгонят отсюда.
Выкурят и вытурят,
Выдуют и смоют…
К непогоде, видимо,
Кости сильно ноют.
И кому в диковинку
Старец и калека?..
На губах у маленьких
Не обсохло млеко.
Чудо обновления
Есть закон витальный.
Жизнь – одно мгновение,
Снимок моментальный.
Проводы, свидание
И туманный кто-то,
Где-то в мироздании
На случайном фото.

Александр ПУШКИН

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдём под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживёт мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.

Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.

День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.

И где мне смерть пошлёт судьбина?
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.

И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Марина ЦВЕТАЕВА

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет всё, что пело и боролось,
Сияло и рвалось:
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет всё — как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой,

Виолончель и кавалькады в чаще,
И колокол в селе…
— Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем — что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! —
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто — слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность —
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру…
— Послушайте! — Ещё меня любите
За то, что я умру.

Лариса МИЛЛЕР

Всё на земле безнадёжно запутано.
Но утверждают мудрейшие: «Тут оно –
Зёрнышко смысла. Оно
В аляповатые ткани закутано,
В пёстрое дней полотно».
Спросишь мудрейших: «Когда ж оно явится?»,
Скажут мудрейшие: «Смертный не справится
С этим горчайшим зерном
И, раскусив его, насмерть отравится
Тайной о мире земном».


Рецензии