БТ - 8. мудрость

8.МУДРОСТЬ

Евгений БАРАТЫНСКИЙ

Желанье счастия в меня вдохнули боги;
Я требовал его от неба и земли
И вслед за призраком, манящим издали,
Жизнь перешёл до полдороги,
Но прихотям судьбы я больше не служу:
Счастливый отдыхом, на счастие похожим,
Отныне с рубежа на поприще гляжу –
И скромно кланяюсь прохожим.

Аполлон МАЙКОВ

Дух века ваш кумир: а век ваш – краткий миг.
Кумиры валятся в забвенье, в бесконечность...
Безумные! ужель ваш разум не постиг,
Что выше всех веков – есть Вечность!..

Геннадий РУСАКОВ

Мне бы прогрохотать, прогреметь, прокатиться раскатом –
Сколько горло вмещает! – чтоб звук нарастал на ходу,
О гортанную стенку толкался упруго-бокатым,
Словно выдутый кем-то – не мною! – в дуду.
Я труба твоя, боже. Я медь, от рожденья немая.
Дай мне выкрикнуть Слово, оно распирает меня –
Чтобы встали погосты, гробы над собой поднимая,
И пошли по дорогам, лохмотьями воздух тесня.
Чтобы жизнь не кончалась, была, совершалась, кричала,
Билась в стонах рожениц, смотрела сквозь бельма слепца.
Чтоб, творенье однажды застав у начала,
Я сорвал себе горло, служа в бирючах у отца.

Глеб ГОРБОВСКИЙ

Во Храме Бытия,
Где голубеют своды,
Не замер камнем я
И не истёк, как воды.

Свечою не оплыл
И  не опал листвою…
Не гением прослыл,
А лишь самим собою.

Срывал и я плоды,
Тщетою мозг мороча,
Но были мне черты
Небес – милее прочих.

Не избегал утех,
Боготворя земное,
Но лица женщин всех
Сошлись в одно – родное…

Немало стран узрел,
Кочуя и бытуя,
Но лишь одну воспел –
Россию, Русь святую.

…Во Храме Бытия,
Где фимиам и сера,
Ликует плоть моя,
Но – торжествует вера!

Геннадий РУСАКОВ

Ночами крепко спят животные и звери.
Творению тепло в коровьей тесноте.
Ночами к ним Творец заглядывает в двери
И гладит мягкий пух у них на животе.
Пора и мне смежать, как говорится, вежды,
Под бережной звездой досматривая сны,
В которых редкий свет удачи и надежды,
Обиды прощены, сомнения ясны.
Проснёшься в темноте, а кинолента длится.
И ты обратно в сон, и снова поплывут
Животных и зверей осмысленные лица,
И птицы, что без нас над временем живут.

Алексей КОЛЬЦОВ

Целый век я рылся
В таинствах вселенной,
До седин учился
Мудрости священной.

Все века былые
С новыми поверил;
Чудеса земные
Опытом измерил.

Мелкие причины
Тешились людями;
Карлы-властелины
Двигали мирами.

Райские долины
Кровью обливались;
Карлы-властелины
В бездну низвергались.

Где пройдёт коварство
С злобою людскою,
Там, в обломках, царство
Зарастёт травою.

Племена другие
На них поселятся;
Города большие
Людьми разродятся.

Сторона пустая
Снова зацарюет,
И жизнь молодая
Шумно запирует!

Подсеку ж я крылья
Дерзкому сомненью,
Прокляну усилья
К тайнам провиденья!

Ум наш не шагает
Мира за границу;
Наобум мешает
С былью небылицу.

Александр ПУШКИН

Хоть тяжело подчас в ней бремя,
Телега на ходу легка;
Ямщик лихой, седое время,
Везёт, не слезет с облучка.

С утра садимся мы в телегу;
Мы рады голову сломать
И, презирая лень и негу,
Кричим: пошёл!...

Но в полдень нет уж той отваги;
Порастрясло нас; нам страшней
И косогоры, и овраги;
Кричим: полегче, дуралей!

Катит по-прежнему телега;
Под вечер мы привыкли к ней
И, дремля, едем до ночлега –
А время гонит лошадей.

Евгений БАРАТЫНСКИЙ

На что вы, дни! Юдольный мир явленья
Свои не изменит!
Все ведомы, и только повторенья
Грядущее сулит.

Недаром ты металась и кипела,
Развитием спеша.
Свой подвиг ты свершила прежде тела,
Безумная душа!

И, тесный круг подлунных впечатлений
Сомкнувшая давно,
Под веяньем возвратных сновидений
Ты дремлешь; а оно

Бессмысленно глядит, как утро встанет,
Без нужды ночь сменя,
Как в мрак ночной бесплодный вечер канет,
Венец пустого дня!

Владимир БЕНЕДИКТОВ

Нет – смысла жизни не постиг,
Кто в ней клянёт недолговечность.
Один блаженства полный миг
Не всю ль обхватывает вечность?

Недолго держится роса,
Блестя слезой на розе алой,
Но всею бездной небеса
Отражены тут в капле малой.

Иной цветок живёт лишь день,
Но он зато – краса природы,
А неизменно чёрный день
Стоит бесчисленные годы.

Иван БУНИН

В деревне капали капели,
Был тёплый солнечный апрель.
Блестели вывески и стёкла,
И празднично белел отель.

А над деревней, над горами,
Раскрыты были небеса,
И по горам, к вершинам белым,
Шли тёмно-синие леса.

И от вершин, как мрамор чистых,
От изумрудных ледников
И от небес зеленоватых
Тянуло свежестью снегов.

И я ушёл к зиме, на север.
И целый день бродил в лесах,
Душой теряясь в необъятных
Зеленоватых небесах.

И, радуясь, душа стремилась
Решить одно: зачем живу?
Зачем хочу сказать кому-то,
Что тянет в эту синеву,

Что прелесть этих чистых красок
Словами выразить нет сил,
Что только небо –
Только радость
Я целый век в душе носил?

Глеб ГОРБОВСКИЙ

Вернуться за полночь  домой,
Уснуть – и наяву
Проснуться, вскрикнуть: «Боже мой,
Я всё ещё живу!»

Струится в Волхове вода,
Машины на шоссе,
Как мысли, мчат туда-сюда,
Дни сочтены – не все.

Осенний воздух чист, сталист,
Иссякли мухи, зной…
А на осине лист о лист
Стучит, как жестяной.

Плывёт по небу, как душа,
Клок облака… Исчез…
…Вот так бы выйти не спеша
Из жизни – в синь небес.

Федор ТЮТЧЕВ

Если смерть есть ночь, если жизнь есть день –
Ах, умаял он, пёстрый день, меня!..
И сгущается надо мною тень,
Ко сну клонится голова моя…

Обессиленный, отдаюсь ему…
Но всё грезится сквозь немую тьму –
Где-то там, над ней, ясный день блестит
И незримый хор о любви гремит…

Иван БУНИН

Настанет день – исчезну я.
А в этой комнате пустой
Всё то же будет: стол, скамья
Да образ, древний и простой.

И так же будет залетать
Цветная бабочка в шелку,
Порхать, шуршать и трепетать
По голубому потолку.

И так же будет неба дно
Смотреть в открытое окно,
И море ровной синевой
Манить в простор пустынный свой.

Лариса МИЛЛЕР

Ну что я могу? Ничего не могу.
Вот мне угрожают, а я ни гугу.
Пугают недугами, небытием,
А я на терраске пирожное ем,
Беседую, ложечкой чайной звеня,
Покуда со света сживают меня.
«Тепло, – говорю, – день прозрачен и тих», –
 Как будто и нету угроз никаких.

Зинаида МИРКИНА

Такая тишина настала,
Что время повернуло вспять
И можно жизнь начать сначала,
Как будто чистую тетрадь.
 
А дни, все дни, что пролетели, –
Скользнувший дым, обрывки сна...
Да, что же было в самом деле
До сей минуты? – Тишина.
 
Одна пустынная дорога
Или недвижимая ось...
И сердце обратилось к Богу
И в миг единый дозвалось.
 
И как Он мог бы не услышать
И не открыть мгновенно дверь, –
Ведь не бывает мига тише
И сердца чище, чем теперь...

Лариса МИЛЛЕР

Ещё смиренней и скромней,
Ещё покорней,
Как будто медленно идёшь
На голос горний,
Ещё смиренней и скромней,
Скромней и тише,
Как будто медленно идёшь
За кем-то свыше.
Ещё смиренней и скромней,
Не вопрошая,
Зачем носила малых сих
Земля большая,
Зачем отчаянно в глаза
Им солнце било,
Зачем цветущая лоза,
Зачем могила.

Глеб ГОРБОВСКИЙ

Блуждая в сумерках тоски,
Мы различали сквозь помехи
Спасительные огоньки:
Ориентиры, знаки, вехи.

Как бы окна манящий свет
В метельном поле или песню.
Сосны неясный силуэт,
Внезапный взгляд звезды небесной…

Как сладко знать: ты – не один!
Вот всхлипнула ночная птица,
Вот рыба из ночных глубин
Взметнулась… Значит, ей не спится…

Вот тень упала не спеша
Вскользь – на церковные ступени…
И покаянная душа –
Перед иконой – на колени…

Аполлон МАЙКОВ

Когда гоним тоской неутолимой,
Войдешь во храм и станешь там в тиши,
Потерянный в толпе необозримой,
Как часть одной страдающей души, –
Невольно в ней твое потонет горе,
И чувствуешь, что дух твой вдруг влился
Таинственно в свое родное море
И заодно с ним рвется в небеса...

Лариса МИЛЛЕР

Не вмещаю, Господи, не вмещаю.
Ты мне столько даришь. А я нищаю:
Не имею ёмкостей, нужной тары
Для даров твоих. Ожидаю кары
От тебя за то, что не стало мочи
Всё вместить. А дни мои всё короче
И летят стремительно, не давая
Разглядеть пленительный отблеск края
Небосвода дивного в час заката…
Виновата, Господи, виновата.

Глеб ГОРБОВСКИЙ

И ощутил я на закате дня,
Что, явленная в неземном астрале,
Сопровождает музыка меня,
Звучащая внутри меня, как в зале.

Я вслушивался жадно! Я взалкал,
Голодным сердцем впитывая звуки!
А трапезе той Ангел потакал
И простирал улыбку, словно руки…

В моей душе звучал вселенский хор:
То пели травы, а над ними – звёзды…
И отзывался весь земной простор,
И трепетал колеблющийся воздух…

Мне пронизало душу до основ,
Я отменял привычные маршруты…
Я ощутил всю безнадёжность слов,
Которые жевал до той минуты!

Лариса МИЛЛЕР

Дождик летний моросит.
Под дождём бельё висит,
Мокнет фартук, мокнет майка,
Видно, сладко спит хозяйка.
У картины мирный вид:
Всё земное дождь кропит,
Под дождём бельё  обвисло…
Не ищи большого смысла
В бытовании земном.
Хорошо, забывшись сном,
Позабыть судьбы уловки,
Как бельишко на верёвке.

Иван БУНИН

И цветы. И шмели, и трава. И колосья,
И лазурь, и полуденный зной…
Срок настанет – господь сына блудного спросит:
«Был ли счастлив ты в жизни земной?»

И забуду я всё – вспомню только вот эти
Полевые пути меж колосьев и трав –
И от сладостных слёз не успею ответить,
К милосердным коленям припав.

Федор ТЮТЧЕВ

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть  нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.

И увядание земное
Цветов не тронет неземных,
И от полуденного зноя
Роса не высохнет на них.

И эта вера не обманет
Того, кто ею лишь живёт,
Не всё, что здесь цвело, увянет,
Не всё, что было здесь, пройдёт!

Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать,

Чужие врачевать недуги
Своим страданием умел,
Кто душу положил за други
И до конца всё претерпел.

Аполлон МАЙКОВ

Смотри, смотри на небеса,
Какая тайна в них святая
Проходит молча и сияя
И лишь настолько раскрывая
Свои ночные чудеса,
Чтобы наш дух рвался из плена,
Чтоб в сердце врезывалось нам,
Что здесь лишь зло, обман, измена,
Добыча смерти, праха, тлена,
Блаженство ж вечное – лишь там.

Константин БАЛЬМОНТ

В душах есть всё, что есть в небе, и много иного.
В этой душе создалось первозданное Слово.
Где, как не в ней,
Замыслы встали безмерной тучей,
Нежность возникла усладой певучей,
Совесть, светильник опасный и жгучий,
Вспышки и блески различных огней, –
Где, как не в ней,
Бури проносятся мысли могучей!
Небо – не там,
В этих кошмарных глубинах пространства,
Где создаю я и снова создам
Звёзды, одетые блеском убранства,
Вечно идущих по тем же путям, –
Пламенный знак моего постоянства.
Небо – в душевной моей глубине,
Там, далеко, еле зримо, на дне.
Дивно и жутко – уйти в запредельность,
Страшно мне в пропасть души заглянуть,
Страшно – в своей глубине утонуть.
Всё в ней слилось в бесконечную цельность,
Только душе я молитвы пою,
Только одну я люблю беспредельность –
Душу мою!

Вадим ШЕФНЕР

До обидного жизнь коротка,
Ненадолго венчают на царство, –
От глотка молока до глотка
Подносимого с плачем лекарства.

Но меж теми глотками – заметь! –
Нам немало на выбор даётся:
Можно дома за чаем сидеть,
Можно пить из далёких колодцев.

Если жизнь не легка, не гладка,
Если в жизни шагаешь далёко,
То не так уж она коротка,
И бранить её было б жестоко.

Через горы, чащобы, пески,
Не боясь ни тумана, ни ветра,
Ты пошёл от истоков реки –
И до устья дошёл незаметно.

Вот и кончен далёкий поход, –
Не лекарства ты пьёшь из стакана:
Это губы твои обдаёт
Горьковатая зыбь Океана.

Аполлон МАЙКОВ

Сырая мгла лежит в ущелье,
А там как призраки легки,
В стыдливом девственном веселье,
В багрянцах утра ледники!

Какою жизнью веет новой
Мне с этой снежной вышины,
Из этой чистой, бирюзовой
И света полной глубины!

Там, знаю, ужас обитает,
И нет людского там следа,-
Но сердце точно отвечает
На чей-то зов: "Туда! Туда!"


Рецензии