БТ - 10. слово

10.СЛОВО

Лариса МИЛЛЕР

И лишь в последний день творенья
Возникло в рифму говоренье,
Когда Господь на дело рук
Своих взглянул, и в нём запело
Вдруг что-то, будто бы задело
Струну в душе, запело вдруг,
Затрепетало и зажглось,
И все слова, что жили розно,
«О, Господи», – взмолились слёзно, –
«О, сделай так, чтоб всё сошлось,
Слилось, сплелось». И с той поры
Трепещет рифма, точно пламя,
Рождённое двумя словами
В разгар Божественной игры.

Константин БАЛЬМОНТ

О мироздатель,
Жизнеподатель,
Солнце, тебя я пою!
Ты в полногласной
Сказке прекрасной
Сделало страстной
Душу мою!

Жизни податель,
Бог и создатель,
Мудро сжигающий – свет!
Рад я на пире
Звуком быть в лире, –
Лучшего в мире
Счастия нет!

Николай ЗАБОЛОЦКИЙ

О, с каким я трудом
Наблюдаю земные предметы,
Весь в тумане привычек,
Невнимательный, суетный, злой!
Эти песни  мои –
Сколько раз они в мире пропеты!
Где найти мне слова
Для возвышенной песни живой?

И куда ты влечёшь меня,
Тёмная, грозная муза,
По великим дорогам
Необъятной отчизны моей?
Никогда, никогда
Не искал я с тобою союза,
Никогда не хотел
Подчиниться я власти твоей, –

Ты сама меня выбрала,
И сама ты мне душу пронзила,
Ты сама указала мне
На великое чудо земли…
Пой же, старый слепец!
Ночь подходит. Ночные светила,
Повторяя тебя,
Равнодушно сияют вдали.

Иван БУНИН

Поэзия темна, в словах не выразима:
Как взволновал меня вот этот  дикий скат,
Пустой кремнистый дол, загон овечьих стад,
Пастушеский костёр и горький запах дыма!

Тревогой странною и радостью томимо,
Мне сердце говорит: «Вернись, вернись назад!»
Дым на меня пахнул, как сладкий аромат,
И с завистью, с тоской я проезжаю мимо.

Поэзия не в том, совсем не в том, что свет
Поэзией зовёт. Она в моём наследстве.
Чем я богаче им, тем больше я поэт.

Я говорю себе, почуяв тёмный след
Того, что пращур мой воспринял в древнем детстве:
– Нет в мире разных душ и времени в нём нет!

Зинаида МИРКИНА

Чуть-чуть колышется листва,
Сквозь ветки льётся мягкий свет.
Когда я вижу, я жива.
И только лишь тогда поэт,
Когда пред чудом бытия
Как перед алтарём стою,
Когда впиваю сердцем я,
Господь, поэзию Твою…

Глеб ГОРБОВСКИЙ

Обитатели бренной среды,
Мы из битвы смещаемся в тыл.
Заметает позёмка следы
Всех, кто Землю сию посетил.

Кто – изранен, а кто – молодцом!
Ну, а кто – обезумел совсем.
Мы ведомы Небесным Отцом
В мир итога – из мира проблем.

Убегает дорога за край –
Не под землю и не в облака,
То есть – как бы не в ад и не в рай:
Просто – в Вечность. Как эта строка.

Николай ЗАБОЛОЦКИЙ

В широких шляпах, длинных пиджаках,
С тетрадками своих стихотворений,
Давным-давно рассыпались вы в прах,
Как ветки облетевшие сирени.

Вы в той стране, где нет готовых форм,
Где всё разъято, смешано, разбито,
Где вместо неба – лишь могильный холм
И неподвижна лунная орбита.
Спокойно ль вам, товарищи мои?
Легко ли вам? И всё ли вы забыли?
Теперь вам братья – корни, муравьи,
Травинки, вздохи, столбики из пыли.

Теперь вам сёстры – цветики гвоздик,
Соски сирени, щепочки, цыплята…
И уж не в силах вспомнить ваш язык
Там наверху оставленного брата.

Ему ещё не место в тех краях,
Где вы исчезли, лёгкие, как тени,
В широких шляпах, длинных пиджаках,
С тетрадками своих стихотворений.

Иван БУНИН

Молчат гробницы, мумии и кости, –
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный – речь.

Николай ЗАБОЛОЦКИЙ

Вчера, о смерти размышляя,
Ожесточилась вдруг душа моя.
Печальный день! Природа вековая
Из тьмы лесов смотрела на меня.

И нестерпимая тоска разъединенья
Пронзила сердце мне, и в этот миг
Всё, всё услышал я – и трав вечерних пенье,
И речь воды, и камня мёртвый крик.

И я, живой, скитался над полями,
Входил без страха в лес,
И мысли мертвецов прозрачными столбами
Вокруг меня вставали до небес.

И голос Пушкина был над листвою слышен,
И птицы Хлебникова пели у воды.
И встретил камень я. Был камень неподвижен,
И проступал в нём лик Сковороды.

И все существованья, все народы
Нетленное хранили бытие,
И сам я был не детище природы,
Но мысль её! Но зыбкий ум её!

Валентин СИДОРОВ
А небеса для нас и не стихали.
Безмолвный голос всюду узнаём.
Потоки света мы зовём стихами,
Картинами и музыкой зовём.

Евгений БАРАТЫНСКИЙ

Мой дар убог, и голос мой негромок,
Но я живу, и на земле мое
Кому-нибудь любезно бытие:
Его найдёт далёкий мой потомок
В моих стихах: как знать? душа моя
Окажется с душой его в сношенье,
И как нашёл я друга в поколенье,
Читателя найду в потомстве я.

Лариса МИЛЛЕР

Живём, а значит, длим попытку
Вдеть ускользающую нитку
В иглу с невидимым ушком…
Семь вёрст до неба – всё пешком,
Всё лесом, а дойти б не худо.
Стихов немыслимая груда –
Попытка навести мосты.
Как небо, помыслы чисты
И связаны не с миром этим,
А с миром тем. Туда мы метим,
И рвётся каждая строка
С листа бумаги в облака.

Вадим ШЕФНЕР

По склону медлительной Леты
Свершая последний маршрут,
Угасшие авторитеты,
Как чёрные угли, плывут.

Забыв о прижизненной славе,
И уксус излив, и елей,
Поэты, как брёвна при сплаве,
Плывут косяками по ней.

Короны плывут, позументы,
Плывут олимпийцев венки,
Низвергнутые монументы
Плывут, будто пробки, легки.

Ты скажешь: «Печальны итоги
Земного бытья и житья,
Коль даже недавние боги
Скользят в океан забытья».

Но я тебе тихо отвечу:
«Пусть боги растают во мгле,
Никто перед Летой не вечен, –
Но Вечное есть на земле.

Я, смертный, душою спокоен
За свой человеческий род, –
Я вижу – за этой рекою
Бессмертия берег встаёт.

Там влагообильные тучи
Плывут над просторами нив,
Там трудится пахарь могучий,
Из Леты волов напоив.

И жница с лицом неусталым
Оттуда глядит на меня,
И молотом бьёт по металлу
Кузнец – покровитель огня».

Валентин СИДОРОВ

Не насыщай сомненьями свой слух:
Что я могу, коль разобраться строго?
Любая мысль, врачующая дух, –
Как это много, беспредельно много!
Пыланье света, нарастанье тьмы –
И промедленью нету оправданья.
Не кто другой, а мы с тобою, мы
Ответственны сейчас за мирозданье.

Даниил АНДРЕЕВ

Другие твердят о сегодняшнем дне.
Пусть! Пусть!
У каждого тлеет – там, в глубине –
Таинственнейшая грусть.

Про всенародное наше Вчера,
Про древность я говорю;
Про вечность; про эти вот вечера,
Про эту зарю;

Про вызревающее в борозде,
Взрыхленной плугом эпох,
Семя, подобное тихой звезде,
Но солнечное, как бог.

Не заговорщик я, не бандит, -
Я вестник другого дня.
А тех, кто сегодняшнему кадит -
Достаточно без меня.

Зинаида МИРКИНА

Хлеб насущный даждь нам, Господи –
силы на сегодня!
Мы сюда на битву посланы, –
Воины Господни.
 
Не талант и не умение, -
что-то есть иное:
Каждый стих – мое сражение
с тяжестью земною.
 
Мой огонь под пеплом дремлющий.
Лишь ему поверьте!
Каждый стих – победа немощи
над всесильем смерти.
 
Есть пути неисследимые
в очевидность чуда:
Каждый стих – прорыв в Незримое
и возврат оттуда.

Лариса МИЛЛЕР

Так и маемся на воле,
Как бездомные,
То простые мучат боли,
То фантомные.

Ломит голову к ненастью,
В сердце колики…
Сядем, братья по несчастью,
Сдвинув столики.

Сдвинем столики и будем
Петь застольную,
Подарив себе и людям
Песню вольную,

Всё болезненное, злое
И дремучее
Переплавив в неземное
И певучее.

Зинаида МИРКИНА

Лишь песня нам доносит Божью весть,
Лишь песня обнимает весь простор,
И только лишь поэзия и есть
С непостижимым тайный разговор.
Она – в песках скользящая вода,
Во мраке чёрном – световая нить…
И без неё никто и никогда
Не сможет с Духом жизни говорить.

Даниил АНДРЕЕВ

Не ради звонкой красоты,
Как, может быть, подумал ты,
Не блеска ради
Ввожу я новые слова,
Так странно зримые сперва
Вот здесь, в тетради.

В словах испытанных – уют.
Но в старые мехи не льют
Вина младого.
Понятьям новым – новый знак
Обязан дать поэт и маг,
Искатель слова.

Нет, я из книг их не беру.
Они подсказаны перу
Златыми снами.
Они – оттуда, где звенят
Миры других координат,
Соседних с нами.

Зинаида МИРКИНА

Стихотворенье как спасенье.
И я не знаю почему,
Но только вспыхнуло мгновенье
И разом озарило тьму.
И эта вспышка, выход этот —
Свидание к лицу лицом.
Из смертной тьмы в бессмертье света —
Моё сотворчество с Творцом.

Лариса МИЛЛЕР

Концы с концами я свожу
Путём рифмовки.
Над каждым словом ворожу,
Движеньем ловким
Приделав лёгкие крыла
К слогам конечным,
Чтоб вечно музыка была
В пространстве вечном.
И где грозили небеса
Концом летальным,
Легко летают словеса
В наряде бальном.
Танцует смертная тоска –
Крылами машет,
И жизнь, что к гибели близка,
Поёт и пляшет.

Зинаида МИРКИНА

Не знаю, мало или много
Вас, нерождённые слова.
Поэзия – объятье с Богом,
Зачатие от Божества.
И снова непочаты дали,
И в небе облака тихи.
И эти ели зачинались
Вот точно так же, как стихи.

Николай ТРЯПКИН

Душа томилась много лет,
В глухих пластах дремали воды.
И вот сверкнул желанный свет,
И сердце вскрикнуло: – Свобода!

Друзья мои! Да что со мной?
Гремят моря, сверкают дымы,
Гуляет космос  над избой.
В душе поют легенды Рима.

Друзья! Друзья! Воскрес поэт,
И отвалилась тьмы колода.
И вот он слышит гул планет
Сквозь камертон громоотвода.

Весь мир кругом – поющий дол,
Изба моя – богов жилище,
И флюгер взмыл, как тот орёл
Над олимпийским пепелищем.

И я кладу мой чёрный хлеб
На эти белые страницы.
И в красный угол севший Феб
Расправил длань своей десницы.

Призвал закат, призвал рассвет
И всё, что лучшего в природе,
И уравнял небесный свет
С простым репьём на огороде.

Какое чудо наяву!
А я топтал его! Ногами!
А я волшебную траву
Искал купальскими ночами.

Друзья мои! Да будет свет!
Да расточатся тьмы и врази!
Воспрянул дух, воскрес поэт
Из тяжких дрём. Из мёртвой грязи.

Пою о солнце, о тепле,
Иду за вешние ворота,
Чтоб в каждой травке на земле
Времён подслушать повороты.

Константин БАЛЬМОНТ

Люди Солнце разлюбили, надо к Солнцу их вернуть,
Свет Луны они забыли, потеряли Млечный Путь.

Развенчав Царицу-Воду, отрекаясь от Огня,
Изменили всю Природу, замок Ночи, праздник Дня.

В тюрьмах дум своих, в сцепленье зданий-склепов, слов-могил
Позабыли о теченье Чисел, Вечности, Светил.

Но качнулось коромысло золотое в Небесах,
Мысли Неба, Звёзды-Числа, брызнув, светят здесь в словах.

Здесь мои избрали строки, пали в мой журчащий стих,
Чтоб звенели в нём намёки всех колодцев неземных.

Чтоб к Стихиям людям бледным показал я светлый путь,
Чтобы вновь стихом победным в царство Солнца всех вернуть.


Рецензии