Арбуз рассказ-быль

Мне было тогда лет семь, когда я впервые столкнулась с тем, что называли в СССР  80-х годов - таким чудным словом - "дефицит", который был положен и предназначался только каким-то особенным людям в стране и недоступен - всем остальным.
   Мы с мамой  жили в те годы у бабушки, в небольшом приграничном поселке, где располагалось несколько военных частей. Там проходили службу все молодые юноши, которым уже исполнилось 18 лет, а в военном городке жили  офицеры со своими семьями.
  Шел 1982 год, летний, солнечный август-месяц, который радовал своими ласковыми, теплыми днями. За нами наконец приехал мой папа, чтобы забрать  нас  с мамой домой и чтобы я пошла в первый класс его 8-й школы, в которой он учился. Помню, мы играли в какую-то игру с моей двоюродной сестрой Леной, которая была старше меня на 4 года и уже считалась большой.
  Кто-то рассказал, что в Новый магазин поселка, в "Стекляшку", который находился рядом с домами военных, привезли арбузы, - это была большая редкость в те годы, и  диковина. Арбузы, которые росли на юге нашей огромной страны, привезли в Новый магазин для военнослужащих нашего поселка!
   Мы с сестрой Леной очень захотели   попробовать арбуз и стали просить родителей отпустить нас в магазин. Взрослые сидели за столом и предложили нам самим сходить в магазин,  мой  папа дал моей сестре целых 10 рублей и мы, гордые, радостные  и довольные,  отправились за покупкой в Стекляшку.
   Долгий путь через весь поселок показался нам не таким уж длинным. Ведь мы находились в радостном предвкушении вкусного и сочного арбуза.
  И вот мы наконец пришли  и увидели длинную очередь из людей, которая стояла перед одним из ангаров за  главным зданием магазина. Очередь растянулась, как мне показалось, почти на пол улицы. Но наше желание попробовать арбуз, было так велико, что мы решили встать в эту длинную очередь и все же купить такую желанную и диковинную для нас ягоду.
   Очередь  продвигалась очень медленно и неохотно, но мы с сестрой  были не менее терпеливы и настойчивы. И глотали свои слюнки, глядя на тех покупателей, кто уже отходил от прилавка с такой лакомой ягодой.
    И вот, наконец, наше терпеливое ожидание оказалось вознаграждено:  мы стояли напротив высоченного прилавка, подошла наша очередь.
   Продавщица, тучная тетенька с большими губами и колпаком на голове, посмотрела на нас с удивлением и спросила, чьи мы будем? Кто наши родители? Сестра Лена ответила, что мы пришли за арбузом, а живем в поселке.          Продавщица строго пожала плечами и сказала, что арбузы могут купить только военные или дети военных, а мы - не их дети, ведь наши родители не были военными. И что арбуз она нам не продаст!
  Люди, стоявшие в очереди позади нас, стали роптать и возмущаться на то, что мы их задерживаем своими разговорами. И нам строго предложили вернуться домой. А продавец безразлично продолжила обслуживать следующих покупателей.
  Что нам оставалось делать? Убеждать тучную тетю было абсолютно бесполезно...  Тогда, в той ситуации,  мне, девочке семи лет, стало очень обидно оттого, что мы так долго стояли, так долго ждали своей очереди, но нам так и не продали сладкого и вкусного арбуза. И в длинной очереди не нашлось ни одного взрослого человека, который бы заступился за нас, и возмутился бы тем , что продавец  отказалась  продать нам сочную и вкусную ягоду.
 Нам пришлось вернуться домой.  Растерянные  и грустные мы шли молча, а когда пришли,  то рассказали взрослым и родителям о том, что арбуз нам не продали, несмотря на то, что мы так долго простояли и прождали в своей очереди...
   Реакция домашних уже стерлась из моей памяти, но когда мой папа увез нас к себе домой на юг, в солнечную Молдавию, где   росли не только арбузы, но еще виноград, черешня, абрикосы, помидоры и много чего еще  и всего было в таком изобилии и достатке, что я с большим недоумением, и неприятием вспоминала эту тучную тетю-продавца, с большими губами, которая так и не продала нам один единственный арбуз.
  Почему она не продала арбуз двум маленьким девочкам, 7 и 11 лет, которые на ее глазах отстояли длинную очередь вместе со  взрослыми людьми -покупателями? Мне тогда было совершенно непонятно. 
  После этого случая, в моей душе надолго остался какой-то колючий и неприятный осадок, и  ощущение какой-то несправедливости,  неприятия и  непонимания  произошедшего.  А тучная продавец с большими губами, - еще  надолго осталась в моих воспоминаниях каким-то неприятным, непонятным и абсолютно чуждым мне существом...


Рецензии