Хочу верить. Статья

"Сказал безумец в сердце своем: нет Бога…" (Пс.13,1).

Все мы знаем, что Лев Николаевич Толстой всю свою жизнь находился в поисках веры, и периодически испытывал стремление вернуться к Церкви и принять православную веру во всей её полноте. Но на деле он, скорее, стремился найти там подтверждение собственных воззрений. А его личные идеи были по сути пантеистические. Поэтому, приходя в храм и пытаясь отыскать там собственную веру, Толстой, разумеется, её не находил, и всё это вызывало нередкие душевные кризисы. Отношения Толстого с Церковью я бы уподобил принципу маятника. Сначала происходит движение навстречу, а потом – отталкивание. И чем сильнее это встречное движение, тем сильнее момент отталкивания.

Путь Чехова – путь одоления безумия.

…По силе религиозного искания Чехов "оставляет позади себя даже Толстого, приближаясь к Достоевскому, не имеющему здесь себе равных". Чехов, по справедливой мысли Булгакова, своеобразен в своем творчестве тем, что искание правды, Бога, души, смысла жизни он совершал, исследуя не возвышенные проявления человеческого духа, а нравственные слабости, падения, бессилие личности.

Эта статья является, как бы продолжением предыдущей статьи «О смысле жизни». И здесь я поведаю вам о том, как я пыталась найти смысл жизни в Боге. Почему? Нет ничего в жизни вечного, того, на что можно положится и чему довериться. Нечто глобального и всеобъемлющего, древнего как мир, и хранящего все тайны мира. Ведь только зная тайну происхождения жизни можно понять её смысл. Именно Бог всегда был такой опорой для человека. С доисторических времен и до наших дней. Правда сейчас число «безбожников» превышает число верующих, а также и тех, кто видит смысл в жизни!

«СЧАСТЬЕ ДЛЯ ВСЕХ, ДАРОМ, И ПУСТЬ НИКТО НЕ УЙДЁТ ОБИЖЕННЫЙ!» («Пикник на обочине», фантастическая повесть братьев Стругацких).

В прошлой статье я писала, что нашла только один смысл жизни – это счастье! Быть счастливым и, желательно, чтоб и все вокруг тоже были счастливы. Всё о чем может мечтать человек - это счастье. Из века в век от Платона до Соловьева мечтали люди построить идеальное государство, в котором все могли бы стать счастливыми. Хотели этого и коммунисты, но ещё ни у кого не получилось! А задолго до них был Христос, который предлагал нам Царство небесное или Царство Божие, вечную жизнь и рай на земле. Он говорил, что может заполнить пустоту в наших сердцах и наполнить нашу жизнь смыслом! Почему же мы отказались? Звучит заманчиво. Поэтому я раз за разом возвращаюсь к теме Бога, пытаясь найти ту истину, о которой он пытается сказать: «Я – Путь, Истина и Жизнь», «Познание истины - есть вкушение Царства Небесного».

Две тысячи лет усердных молитв привели к полному упадку христианства. А ведь еще тысячу лет назад люди более искренне молились и верили, повторяя: «да придет Царствие Божье, как на земле, так и на небе». Как говорят священники, Новый завет или Евангелие такое «примитивное», написанное притчами, потому что его хотели донести до всех слоев, чтобы понятно было любому, и любому было по-уму. Но даже в первом веке, когда в умах людей еще царствовало мифологическое сознание, не все понимали о чем идет речь – даже среди избранных ЕГО учеников!

Сеятель.

«Выйдя же в день тот из дома, Иисус сел у моря. И собралось к Нему множество народа, так что Он вошел в лодку и сел, а весь народ стоял на берегу. И поучал их много притчами, говоря: вот, вышел сеятель сеять и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит! И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет, потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют и сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите – и не уразумеете, и глазами смотреть будете – и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их. Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. Вы же выслушайте значение притчи о сеятеле: ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его – вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его, но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать» (Мф.13:1-23).

«И сказал им: вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи» (Мк.4:11-12).

«И таковыми многими притчами проповедовал им слово, сколько они могли слышать. Без притчи же не говорил им, а ученикам наедине изъяснял все» (Мк.4:26-34).

Так учил он учеников своих, разъясняя им смысл притч. И открывая тайны Царствия. И мы, читая сейчас Евангелие зачастую нуждаемся в объяснениях – НО! Его с нами нет! А что говорил он ученикам своим, нигде не написано! Священники толкуют нам по своему разумению, имея первоисточником то же, что и мы. У них нет книги для «учителя». Они используют работы святых отцов всех времен и их толкования, которые не всегда сходятся во мнении. Недавно я прочитала вот этот труд - «Православная антропология» священника Андрея Лоргуса, где наглядно можно это увидеть, и сделала выводы о богословии, как о гадании на кофейной гуще! Но труд фундаментальный, и было интересно его почитать. Я все- таки люблю быть в теме и понимать то, о чем говорю, поэтому читала и ветхий и новый завет, и множество около христианских источников. А так же атеистическую литературу, считая, что истину можно найти только в полемике.

Читать и воспринимать Ветхий завет очень сложно, и в большей мере он выглядит как сказка. К нему современные верующие почти не обращаются. Очень часто именно он является предметом для споров, придирок и откровенных издёвок над церковью.

Но не это собственно должно интересовать человека, стремящегося заполнить пустоту, разверзшуюся в сердце! Хотя все должно стройно укладываться в голове, не находя противоречий. Что ищет в Боге человек? Нам без устали повторяют слова Христа: просите, и дано будет вам (Мф. 7,7). И мы просим. Жизнь сложна и порой просто невыносима для многих. И люди ищут утешения и помощи. Не находя их среди людей, они обращаются к Богу. Они ждут от него чуда: «….самое главное, что вовсе Христос не хочет, чтобы информация о чудесах становилась для нас мотивом выбора Бога.» Они обращаются, когда им тяжело, а многие ли делятся радостью и благодарят? И поток просьб нескончаем – «Просите, и дано будет вам». Если только верующие в Бога молятся, и просьб у них всегда много – почему Бог сразу не даст им все желаемое? Разве он не видит что они в нужде? А если они верят только прося? Искренни ли они? И второе часто слышу это прошение грехов! Это легко – стоит только покаяться и грехов как не бывало! Есть ли смысл напрягаться? Мы почти научились выполнять заповедь «не убий» и «не укради» а что до всех остальных – мы в них преуспели как никогда! Где главный грех, созданный капиталистическим образом жизни – жадность! Мы всегда хотим что-то, и предела нашим «хотелкам» нет. Мы хотим стать успешными и богатыми, тогда как: «легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное» (Евангелие от Матфея, гл. 19, ст. 24; Евангелие от Луки, гл. 18, ст. 25). Но на все можно найти отговорку, ведь были святые и среди царей, и, если вспомнить библию, были у Бога любимчики и среди Богатых. Кроме того церковь поддерживает сам принцип иерархии, а вместе с тем оправдывает финансовое расслоение общества. Но это так, из области противоречий.

Хотим ли мы получить Царство Божие или просто избавится от проблем? Ведь если заполнить ИМ сердце, мы, наконец, станем лучше, будем меньше грешить и обретем смысл жизни?

Экклезиаст говорит: «..все труды человека для рта его, сердце его остается без насыщения». Примерно то, что блаженный Августин выражает словами: «Ты создал нас для Себя и мятется сердце наше, пока не успокоится в Тебе».

Значит, конечно, мы нуждаемся в этом полновластии Бога в нашей жизни. Я дерзну утверждать, что по конструкции человек так создан. Может быть этим мы и отличаемся от человекообразных: в нас есть некоторая пустота, которая не только может, но и предназначена для того, чтобы быть заполненной Богом. И, конечно же, мы нуждаемся в этом Царстве. И вне его все равно, так или иначе, эту неполноту мы будем переживать, если вообще даем себе труд задумываться о своей жизни, потому что можно же скользить по поверхности и вообще не проживать свою жизнь, а просто смотреть, как часы тикают… https://azbyka.ru/chto-takoe-carstvo-nebesnoe

Понятия «Царство Небесное» и «Царство Божие» в богословии тоже порой расходятся, что вносит неясность : «Следующий, принципиально важный, как мне кажется, момент, это то, что на самом деле в учении Господа Иисуса, Царство Бога, как выражение, все целиком становится эвфемизмом. Потому что на самом деле Он говорит о Царе. Невозможно войти в Царство Бога вне прямых личных взаимоотношений с Иисусом. Так не бывает. «Я – Путь, Истина и Жизнь». Господь говорит о Себе. Помните еще, тоже поразительная вещь, не всегда ясная, а может быть всегда неясная: «Я – Дверь»».
«Да, Я — Царь, но не того Царства, о котором вы все так мечтаете. Мое Царство — другое. Оно там, где не властолюбцы и гордецы, а кроткие и скромные; там, где нет пышности и религиозного

лицемерия, а детская простота и искренность; там, где Бог — не мысленная фикция, а Живой, реально присутствующий в жизни Господь!»

«Царство Небесное бесконечно далеко от состояния «душевного комфорта» или «карманного Бога в душе», которым так любят оправдывать свое практическое безбожие наши современники. Здесь Бог приходит к человеку именно как Царь, Господин — и это откровение невозможно ни перепутать, ни сымитировать. Царь не бывает без своих подданных: точно так же и Царство Небесное появляется лишь там, где происходит встреча человека и Бога — встреча, результатом которой для этого человека становится новая жизнь.»

«Это внутреннее напряжение — от неизбежности жизни в этом мире и невозможности жить по его, мирским, законам — в реальной жизни оказывается очень продуктивным: так рождается аскетика, наука о стратегии и тактике в духовной войне против греха и страстей. В этом глубинном внутреннем напряжении и вызревает христианин. Поэтому Царство Небесное — «нудится», берется с усилием, оно «пробивает себе дорогу» только руками самого человека, его личными трудами отвоевывает себе новые и новые территории на вражеской земле.»

«Царство Небесное силою берется», «И употребляющий усилие восхищает его». Мы полностью должны подчинится воле ЕГО, принять в сердце безоговорочно, и выполнять все заповеди ЕГО.»

Во времена Христа с аскезой было проще, вся жизнь людей, по сути, была аскезой. Тогда прийти к Царству было куда проще, чем сейчас – сейчас аскеза это отказ от мира вообще. Зачем приходить в мир, от которого потом нужно отказаться? Да и наступление Царства возможно ли для отдельно взятого человека? Но тут я нашла ответ:

«…И чтобы попасть в это Царство, не нужно куда-то ехать или мучительно долго ждать, когда же оно придет «в силе и славе»: ведь оно уже пришло, это Царство ходило по нашей земле — и по сей день ходит ногами тех, кто Его считает своим Царем, живущих по Евангелию, исполняющих то, что Он, Христос, ждет от Своих братьев и друзей. Оно всегда рядом: лишь бы оказался настроен приемник нашей души на эту частоту Небесного Царства. И когда это происходит, христианин становится живым свидетельством объективного существования этого Небесного Царства. …Весь неисчислимый сонм христианских святых — это именно такие «светлячки», светочи Божией правды, но сила их не в какой-то собственной исключительности, а в том, что все они светились одним и тем же светом Христова Царства — пусть каждый по-своему. Но источник их света всегда был один — Христос».

Хочу верить, изображение №2
Но если они уже стали жителями Царства Божьего на земле, где свидетельство их вечной жизни? Почему мы не видим их живой пример? Или вечная жизнь это тоже аллегория? Или она не на земле? А как же обещания?

Каков он человек с Царствием Божием внутри? Покажите мне этого человека! И это самое печальное – нет никаких подтверждений присутствия Бога в нашем мире! Только природа мне говорит о Боге – этот мир сотворенный. Прав был Толстой в своём пантеизме. Мир людей говорит о полном безбожии. Последние скандалы, как в Ватикане, так и в православной церкви не дают повода для оптимизма! Если это люди постигшие Бога, то мир сошел с ума! Нет, Бог не умер, как сказал Ницше, но явно покинул нас. Сдается, что он разочаровался! Бог Отец учил нас по старому – силой. Не получилось. Бог Сын – выбрал другой путь более гуманный – любовь! Но тут мы решили, что все дозволено в любви и совсем отбились от рук. И очень туманно и непонятно всё же звучит это разъяснение о Царстве, трудно соотнести его с нашей жизнью.

«Кажется, что лишь, когда ты закончишь свой земной путь, и тебе проиграют печальную музыку, тебе может быть, или не быть, открыться или не открыться Царство Небесное. Это, наверное, так. Но для христиан все-таки важно как раз другое. То, что Бог предлагает нам нечто прямо сейчас и прямо здесь. На мой взгляд, это вообще одна из самых фундаментальных и самых радостных вещей, которые в Евангелии есть». https://azbyka.ru/chto-takoe-carstvo-nebesnoe

«…Теперь, если, как мы сказали с вами, Царство Божие – это не «нечто с нектаром, амброзией и прогулками в красивом саду», что ожидает нас в посмертии, а реальность этой жизни, то в чем оно заключается? Чем оно отличается от нашего состояния, когда мы ощущаем себя вне этого Царства? Слушатели Иисуса имеют строго определенное представление на эту тему: Царство Бога – это когда всех язычников пинками разгонят, и это – когда земля потечет молоком и медом. В нашем с вами фольклоре это называется: «молочные реки, кисельные берега» — когда можно будет, наконец, не работать. В моем поколении мы так и не сумели построить коммунизм, но пытались. Собственно, это такой суррогат молочных рек и кисельных берегов, когда все станет прекрасно. И удивительно, что в этом, конечно, есть глубокая правда, потому что все вокруг меняется, когда Бог приходит в этот мир, но это – только следствие. А главное все-таки, с точки зрения того, что Христос в Евангелии говорит, Царство Бога – это то место или то состояние сердца, состояние жизни, для которого Бог – главный. Вот, собственно, и все. Почему мы и говорим, что это – нравственный выбор самого человека, сказать Богу: «Ты – будешь главный. С этого момента Твой закон и Твоя правда – главные в моей жизни».

https://azbyka.ru/chto-takoe-carstvo-nebesnoe

Я готова верить, я хочу, я ищу Бога, но как сказал один служитель церкви: «...не выросла у вас ещё та штука, которой верят в Бога». Но даже Будда пробирался к истине долгим тернистым путем, Магомет писал в Коране, что в сравнении с Богом он подобен трепету комариного крыла. Пророк Исайя считал, что он должен умереть, после того, как Господь явился ему. Конфуций утверждал, что тайна Неба превосходит его понимание. Все они, возвышаясь на много голов над человечеством, управляя и сейчас миллионами людей – все они смотрели на Божество снизу вверх: сознавая Его безмерность. Я как Фома: хочу потрогать, увидеть и услышать все из первых уст – четко и ясно, дойти до понимания и узнать тайны неба, а не жевать эту размазню. “Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (ц. слав. бисер) вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас”. Жестоко, но это про нас. Может я и правда не доросла до понимания? Но, не увидавши этого жемчуга, его красоты не понять. И очень мешает вере в Бога церковная религиозность. Этот институт похож на динозавра, он отталкивает.

Вопрос А Меню:

«Я не могу повторять молитвы, потому что их придумали люди. Я не могу верить чужим домыслам и речам о Боге. Мне кажется, что мне легче было бы поверить, если бы не было Церкви если бы не было верующих, если бы о Боге никто ничего не знал, а главное, не говорил. Вера должна быть внутренним открытием, откровением. И я хочу верить, очень хочу – слишком уж тяжело, слишком уж скучно без Бога. Как же сделать, чтобы религия не мешала мне верить?»

А.М. «Как ни странно, разделение правильное. Действительно, под словом «религия» – не в обычном, разговорном, а строгом смысле слова – следует понимать те психологические, культурные, социальные формы веры, в которые она отливается, а можно даже сказать, что «религия» в таком определении есть феномен в значительной степени земной, человеческий.

Между тем, вера есть встреча двух миров, двух измерений, она является центром, ядром, сосредоточением духовной жизни человека, которая соприкасается с Высшим.» http://www.alexandrmen.ru/besedy/why_hard.html

Священники говорят: Зачем вам какие-то знания и мелкие подробности – сердцем верить нужно, душой, априори. Просто поверить и впустить Бога в душу свою. Да, думаю, я наверное, черствый, бездушный сухарь, верить не умею! Но зачем тогда пришел Христос и учил каждый день с утра до позднего вечера? Учил простой люд и пуще того, учил апостолов еще после этого сверхурочно. И даже после обучения не все ученики уверовали полностью. Петр отказался еще до наступления казни, остальные в страхе разбежались. Фома не поверил, пока руки в раны не вложил. Иуда предал. А нам говорят вот так просто - поверьте! Люди уже не те, человек интеллектуально подрос, но всё так же хочет счастья! Нам необходимо присутствие Бога, что бы научил, разъяснил, показал нам пример – как это, быть человеком!

Поэтому я всё больше тяготею к гностикам, и Толстой намного ближе к пониманию, чем христианский догматизм:

Толстой говорил, что представить себе существование личности после смерти он не может. Бессмертие представлялось ему восхождением личного чувствительного начала, бывшего при жизни, к своему абсолютному Первоисточнику, слиянием с неким безличным туманным божеством природы. Личность в этом процессе, безусловно, утрачивается, но в результате происходит возвращение человека к той самой божественной силе, которая и послала его в этот мир.

Он заново перевёл Евангелие с греческого языка на русский и отредактировал его так, как ему казалось необходимым. В результате возникла огромная книга – «Соединение и перевод четырёх Евангелий»...


Рецензии