Еще один эпизод о войне

         
   Весна играла всеми своими цветами. Светло - голубое
небо было удивительной глубины, солнце щедро дарило
свое ласковое, еще не обжигающее тепло всему живому. 
Птицы заливались  так, словно соревновались, кто
громче и веселее споет песню в этот светлый день.

   Мы собрались всей семьей, чтобы отметить День Победы.
Главным представителем большой дружной семьи был
 Юсуп Бекирович, мой свекор, участник Великой
Отечественной войны, который в составе 115 Кавдивизии
прошел ее с первого до последнего дня.

   На лбу у Юсупа Бекировича почти у самого виска
имелась отметина, не дававшая ни на один день
забыть о тех временах – осколок от взорвавшегося
рядом вражеского снаряда. В госпитале врачи не
стали его удалять - опасно было, кусочек металла
 затянулся кожей и так и остался на всю жизнь.
Внуки спрашивали у деда, что это за «шишка»,
но он не любил рассказывать об этом.

   Дед до преклонного возраста работал учетчиком
в селе. Мы удивлялись его памяти – он делал отчеты,
не допуская ошибок, знал наизусть все цифры, мог
не задумываясь ответить на вопрос где, когда,
сколько…
Молодые сотрудники нередко обращались к нему за
 советом, если что-то у них не сходилось.
Как многие из его поколения, он очень ценил
 и любил жизнь, был человеком веселым,
жизнерадостным.

   Среди родственников и сельчан Юсуп Бекирович
 пользовался непререкаемым авторитетом, потому
что в любой ситуации мог дать дельный, мудрый
совет, его приглашали на свадьбы тамадой, на
разрешение конфликтов семейных…

   В выходные все дети и внуки приезжали к нему
в село, и каждый раз это превращалось в событие.
Устраивались игры в саду, дети лазили по крышам,
лепили из глины, ходили в лес, на речку,
разжигали костры, на которых потом жарились
шашлыки, запекали в золе картошку… Дед был
 прекрасным рассказчиком и часто рассказывал
 о прошлом: о своих дедах, родителях, о
местах, где прошло его детство, об обычаях.
Он знал много шуток, прибауток, загадок,
притч, и мы все с удовольствием слушали его.

   Единственное, о чем он вообще не любил
говорить – это о войне. Когда его о ней
спрашивали, у него менялся взгляд, настроение
 портилось, и мы старались даже в День Победы
 не расспрашивать о событиях тех лет.
Как обычно, и в этот раз приехали гости
(родственники собирались, чтобы поздравить его).
 Вот мы накрыли на стол, все устроились вокруг
деда, пошли тосты, поздравления. 

   По первому каналу телевидения звучали песни
с концерта, посвященного этому великому дню.
На улице заливались птицы.
   Заговорили о войне…
   В какой то момент дед встал и, сказав,
«я сейчас», вышел.
Я вышла следом, потому что обратила внимание
на то, что выходя он как будто прятал глаза,
отворачивался от нас. Будучи врачом, зная,
что он недавно перенес инсульт, я вышла следом.

   Он стоял в саду под цветущей яблоней, его
взгляд был несколько отрешенный, обращен куда
то вдаль. Я подошла близко.
   - Аття! (так мы звали его дома)
Он не отозвался. Я еще раз позвала. 
   - Аття, что - то случилось? Что - то беспокоит?
Когда он перевел взгляд на меня, я увидела
такое напряжение, такую боль в его покрасневших,
 наполнившихся слезами глазах, что испугалась?
   - Сердце?

Он отвернулся, пряча взгляд, пытаясь спрятать от
 меня свою «слабость», потом выпрямился, слезы
высохли, и он рассказал об эпизоде, который вспомнил:
  - Часть, в которой я служил, переправлялась
через мост, когда внезапно налетели немецкие
самолеты и стали бомбить, с гулом проносясь
над головами, раскидывая смерть. Мы были уже
на мосту, бежать некуда, прятаться негде…
Что там творилось!?... раненые…, умирающие…,
крики…, суматоха…, падающие в воду…
Молодые ребята, с которыми я только что говорил…
Мы попали в настоящую «мясорубку».
Когда самолеты улетели, была жуткая картина…
Потом, выжившие пошли дальше, а под сапогами
кровь моих друзей…

   Мои глаза тоже наполнились слезами.

   А он продолжал:
   - Никогда не забуду! И вы не забывайте!
Потом мы этих фашистских гадов до самого их логова
гнали! И ничто не помогло им!

   Я смотрела на него другими глазами.
Я видела его в другом свете.

   И теперь я поняла, почему он не любил говорить о войне.


   Господи! Разве можем мы сегодня до конца осознать,
понять, оценить то, что испытали, через что прошли
наши отцы, деды, матери и бабушки, чтобы теплом
своих сердец согреть их.
 
   Дай нам Бог ума и мудрости для этого.

   Долгих вам лет, наши дорогие!
Вы все живы в нашей памяти!

Навсегда!

 


Рецензии