Кузнецов

В КРУГУ КОМПОЗИТОРОВ, ЗАБЫТЫЕ ИМЕНА.
Глава из книги Петр Полетика, Возвращение.


Кузнецов Александр Васильевич  1847 –  1919.
Виолончелист и композитор.


«Кузнецову  Мария  Ивановна  спела  его  весьма  удачный  романс  «Острою  секирою  ранена  берёза»;  у  автора  навернулись  на  глаза  слёзы  и,  обратившись  к  Марии  Ивановне,  он  сказал:  «Вот именно так  надо  петь  этот  романс,  а  то  одно  место, именно  «Летом  будешь красоваться, листьями  убрана»  многие,в том  числе  и  М. И. Долина-Горленко,поют  как  польку».   После  этого  А. В. Кузнецов  принял  участие в  одном  из  ежегодных  концертов  Марии  Ивановны  в  зале  Тенишевского  Училища,  исполнив  вместе  с  нею   его  романс  с  сопровождением  виолончели  «Слёзы  людские» - и ещё один  (не помню слов  этого  романса)».

Александр  Васильевич Кузнецов  родился  в Санкт-Петербурге в 1847 году. О его детстве известно только,  что он   учился - «воспитывался» -   в  Императорском Санкт-Петербургском театральном училище, в котором  посещал инструментальный класс  Окончив училище, Александр Кузнецов поступил в консерваторию, в класс виолончели  К. Ю. Давыдова , а теорию и композицию изучал у Николая Зарембы.  Его сокурсником в классе композиции был П. И. Чайковский, дружеские отношения с которым сохранились и в дальнейшем.
Между 1870 – 80-ми годами Кузнецов много  концертировал, выступал и как солист и в составе струнных ансамблей. В 1871-83 молодые инструменталисты  А. В. Кузнецов,  Д. А. Панов, А. Ф. Леонов  А. А. Егоров  образовали  «Русский квартет», прославившийся  первыми исполнениями  современных сочинений, которые часто игрались  прямо по рукописям.  Благодаря «Русскому квартету  петербургская, а позже и московская публика познакомилась с  1-м квартетом  Чайковского  (премьера), квартетами А. П. Бородина и сочинениями   современных зарубежных авторов: Мендельсона, Грига, Шопена, Брамса.
«Эти молодые артисты  произвели на публику самое благоприятное впечатление»  - писал  о квартете  П. И. Чайковский.  «Отличительная черта их исполнительства – дружность, совершенство ансамбля, настолько, насколько этого требует исполняемая музыка. (…) В относительной силе тона, степени технического развития, в искусстве объективно передавать мысль композитора квартет этот отличается редким равновесием сил…артистической зрелостью.(…) Можно с уверенностью сказать, что несмотря на молодость …они бесстрашно могут выдержать… состязание с самыми известными исполнителями камерной музыки.   (…)   Русский квартет …упрочил за собой среди избранной музыкальной публики Москвы  ту хорошую репутацию, которая уже давно заслужена им в Петербурге».   И даже такой беспощадный критик  как Ц.А. Кюи отдал должное Русскому квартету, причислив его к «лучшим в мире по качеству исполнения».
Об исполнительском уровне  Кузнецова  можно судить ещё и по его партнерам, выдающимся музыкантам. В одном из тех же  московских «квартетных собраний» в 1874г., где  исполнялось  трио  Бетховена,   партию фортепиано  взял на себя  Н. Г. Рубинштейн; виолончельную сонату Брамса e-moll  Кузнецов  исполнял в дуэте  с  В. И. Сафоновым ,  а сонату Шопена ему аккомпанировал  М. А. Балакирев .
Виолончелист-виртуоз, Александр Кузнецов  был  признанным композитором, и что важно – он заслужил уважение своих знаменитых современников: С М. А. Балакиревым его связывала многолетняя дружба, о чем свидетельствует их переписка.  Балакирев посвятил Кузнецову один из своих романсов – «7 Ноября»;  не менее тёплыми были и отношения с Римским-Косаковым, а дружеские отношения с П. И. Чайковским  остались еще со времен консерватории.   
С профессором К. Ю. Давыдовым, который был не только виолончелистом, но и композитором,  творческие отношения продолжались на протяжении всей жизни.  Давыдов нередко включал в свой репертуар произведения Кузнецова и  посвятил ему одно из своих  сочинений - «Ноктюрн».  Пьесы  Кузнецова исполнял и  знаменитый виолончелист  А. В. Вержбилович,   
Композитор А. Кузнецов  не стремился модернизировать музыкальный язык и, как считалось, «находился  под влиянием творчества Чайковского, Балакирева, Н. А. Римского-Корсакова»,   однако в сочинениях для виолончели композитор смело экспериментировал. Им написан ряд пьес для виолончели соло, на что до него отважился только И. С. Бах,  и  различные пьесы для ансамбля из четырёх виолончелей. Ансамбль такого рода был совершенно неожиданным даже для профессионалов и открывал нечто новое в  технических  и акустических возможностях инструмента. Собственно, тем самым  Кузнецов открыл новый  жанр ансамбля – виолончельный квартет - и тем положил начало возникшим в 20 веке «клубам виолончелистов».   
Для ансамбля  четырёх виолончелей  он сочинял оригинальные  произведения, которые впоследствии  объединил в сюиты (одна из них, оп. 13, посвящена  памяти Давыдова) .
В отличие от сюит, виолончельные квартеты Кузнецова  написаны в традиционной форме.  Для этого же состава композитор сделал целый ряд  переложений, в том числе -    оперных фрагментов и инструментальных пьес, среди которых «песни без слов» Мендельсона.
Писал он и вокальную музыку: романсы,  кантаты,    Свою единственную оперу  «Анжело»,  автор  назвал более свободно: «лирические сцены».   Также свободно он трактовал и жанр своих крупных произведений для симфонического оркестра, назвав их «Пьесы для оркестра».
Возвращаясь к виолончельным переложениям, стоит упомянуть о том, что Кузнецов позаботился и о музыкантах-любителях.  Он превратил романсы Глинки и Чайковского в чудесные виолончельные пьесы.  Эти  переложения высоко оценил Балакирев, который и способствовал их изданию. Вот что он написал Юргенсону: «Многоуважаемый Борис Петрович! Вчера я имел случай познакомиться с переложением для виолончели, сделанным А. В. Кузнецовым по Вашему заказу, двадцати романсов Чайковского. При мастерстве и отличном знании виолончеля  у Александра Васильевича, из  каждого романса вышла как бы виолончельная пьеска, изучение коей доставит виолончелистам-аматерам много наслаждения. Мне приятно сообщить Вам об этом и поздравить Вас с ценным приобретением. Уважающий Вас М. Балакирев» .
 
20 романсов Глинки  и 20 романсов Чайковского в переложениии  для виолончели и фортепиано вышли в издательстве Юргенсона с посвящением Балакиреву. Балакирев же посвятил  Кузнецову свой романс «7  Ноября».

О педагогической деятельности А. С. Кузнецова упоминается  на страницах словаря Брокгауза и Эфрона: « … преподает игру на виолончели в Александровском лицее, - пишет о нём Н.Ф Соловьёв, и добавляет: – у Кузнецова находится замечательный старинный виолончель, работы Гварнери»

Звание «свободного художника» Александр Кузнецов получил в 1878 г., а в 1879  был удостоен чести стать  директором и председателем  правления Петербургского Отделения Филармонического  Общества .
Это общество существовало вплоть до 1917 года.

О его жизни после 1917 года известно только, что композитор «…часто бывал в Териоках и Куоккале  на даче у своего коллеги, также ученика Давыдова, А. Ц. Пуни,  где нередко составлялся виолончельный квартет. В его же доме он скоропостижно скончался в конце 1918  или в начале 19 года.»

Музыканты собирались в доме Пуни, о котором рассказывает в своих воспоминаниях   Д. С. Лихачев:  «… на самом берегу против Куоккальской бухты была дача Пуни. Владелец ее Альберт Пуни, принявший православие с именем Андрей, виолончелист Мариинского театра, был сыном автора балетной музыки Цезаря Пуни и отцом живописца Ивана Пуни…». 
Александр Васильевич Кузнецов умер  25.04.  1919 г. и был похоронен  на кладбище  в Куоккале .   Могила его затерялась.


P.S.

В репертуаре Бетховенского зала Большого театра Москвы  на декабрь 2020 запланирован   концерт квартета виолончелей.  В программе значится: 
                Александр Кузнецов
                Сюита для четырех виолончелей №2 .



               


Рецензии