Исповедь на смертном одре. ч. 7. Вина деда и бабуш

     Общение между братом и сестрой продолжалось. Видно было, что Владимира мучили воспоминания, но их нужно было высказать, чтобы освободить душу от обид.
Мария Александровна заговорила:«Твои обвинения отцу в том,что ты вырос без матери по вине отца, я услышала. Не совсем с тобой согласна, но ты имеешь право обвинять отца.
А в чём ты обвиняешь деда и бабушку?»
-В том, что они отпустили мою мать в Пермь на торфяные разработки! Коли они приняли маму невесткой, то нужно было содержать её - кормить и одевать.Так говорят добрые люди.-(Видимо, самым добрым человеком стал Коробкин. Ибо другие люди осуждали Марусю в её неблаговидном поведении, из-за чего ребенок рос без матери.)

Мария не стала противоречить Владимиру. Ему было тяжко выразить эти обвинения. Но в душе пенсионерка подумала: твоей, Вова,  бабушке - Дарье Петровне в 1950 году, когда мама  тебя оставила на бабушку, исполнилось 57 лет. Она была пенсионеркой с пенсией в сумме 12 рублей. И трудно было из этой суммы пенсии одевать тебя и твою маму. Вопроса с питанием не было, дед и бабушка вели своё хозяйство. А ты рос так быстро, что требовались деньги тебе на одежду. Нужно было сделать выбор - одевать тебя или твою молодую маму?

Дед был чуть моложе.
И в таком возрасте во всём мире принято помогать немолодым родственникам, а не наоборот-ждать содержания от них для молодой женщины!
Уехало в Пермь из села твоей матери  много девушек, но никто из них  не опускался до того, чтобы пьянствовать с чужими мужиками до потери сознания и никого из них мужчины не пускали «по кругу». Разве у матери не было выбора? Заработать денег, остаться в Перми, забрать тебя, устроиться на работу и жить матерью, а не кукушкой! Бабушка с дедом старались тебя вырастить, чтобы ты не имел нужды ни в чём!

Хорошо, что Мария не сказала этого Вове. Ему становилось хуже.
Отдохнув,  Вова неожиданно продолжил: « А ты знаешь, какая наша бабушка была кудесницей? Я до сих пор помню её соленья! В селе никто так не засаливал. В нашем погребе были огромные кадушки осенью: в одной кадушке-засоленные грибы грузди, в другой кадушке – грибы разные. В третьей кадушке – замоченные на зиму яблоки «антоновка»,  дальше - капуста, посоленная вилками, еще одна - с огурцами, и дальше  кадушка с ассорти: ряд капусты, ряд яблок, ряд капусты, ряд огурцов, ряд капусты, ряд помидоров. Не передать, как это было вкусно!
 
И дед наш был удивительный! Осенью резал свинью, засаливал окорока, грудинки. Резали гусей, уток, кур. Дед  солил по своему рецепту, вывешивал всё  мясо  на чердаке в специальном дымоходе и все это коптилось. У уток жир после копчения становился оранжевым.

Да, бабушка после смерти моего отца, а её сына, сдала-постарела и стала прикладываться к спиртному. Дед уговаривал её не пить, но она окунулась в такое горе, что сил не хватала выстоять. Иногда я возвращался со школы, а бабушка лежала и не приготовила горячей еды. Я спрашивал  деда – а что есть на обед? А дед отвечал: ты не знаешь, что есть? Бери нож, поднимайся на чердак и отрезай то, что на тебя смотрит! Или сходи в погреб, принеси то, что ты хочешь. Хлеб есть, не сиди голодным. И добавил: "всё-таки, мои дед и бабушка были лучшими  в селе. А может и не только в селе».

Мария чуть не расплакалась из-за жестокости Вовы  к бабушке,о которой он сейчас отзывался с теплом в душе. После смерти деда в августе 1967 года, бабушка Дарья осунулась, стала молчаливой, но старалась угодить любимому внуку. Ей исполнилось  74 года. Она как-то не замечала других 11 внуков, которые  росли рядом,  и Вова  для неё был светом в окне.

Бабушка  прожила долгую жизнь, до 93 лет. Умирала в полном разуме. Немного времени прожила у старшей дочери Тоси, у которой было 4 дочек. Бабушка Дарья упрашивала внучат: «Посмотрите в окно, не видно Вовы? Он мне сегодня приснился во сне. Должен приехать». И это просьба звучала в течение дня! Любимого внука не было! Любимый внук, которого вырастила бабушка, отдавая ему свою пенсию на учебу в институте, бабушку забыл.

Так Дарья Петровна упрашивала внуков  выглядывать Вову до 90 лет. После этого заявила: « Когда умру, Вову на мои похороны не звать!» Сказала, как отрезала.
Бабушка умерла на Благовещание 7 апреля. Так и не дождавшись дорогого и самого любимого  внука.


Рецензии
Жаль бабушку, отдавшую своё сердце Вове, и получившей такое за всё. Владимир, видимо, в глубине души понимает многое правильно, и прорывается оно против воли. Но вбил себе в голову эти обиды, чтобы смягчить боль от своего детства без матери, придумал себе совсем другой расклад. Так бывает. С уважением,

Алиса Тишинова   03.05.2020 19:47     Заявить о нарушении
Благодарю,дорогая!
Такая неблагодарность бывает! Согласна!
И понимаю.
Только бабушка Дарья никак этого понять не могла.

Марьша   04.05.2020 09:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.