Пасха

Пасха, Воскресение Христово — древнейший и самый важный христианский праздник. Установлен в честь Воскресения Иисуса Христа, которое является центром всей библейской истории и основой всего христианского учения. В православии статус Пасхи как главного праздника отражают слова «праздников праздник и торжество из торжеств».

Однако Пасха есть и в иудейской традиции. Еврейское слово Песах обозначает иудейскую Пасху. Оно связано со словом пасах (миновал, прошёл мимо), которое напоминает о том, что Всевышний миновал еврейские дома, уничтожая первенцев Египта (иногда само название праздника толкуют как «минул, обошёл».

Ветхозаветная Пасха совершается в память исхода еврейского народа из Египта. Одно бедствие («казнь») сменялось другим, и, наконец, за отказ фараона отпустить израильский народ Бог наказывает Египет страшной казнью – умирают все первенцы и у людей, и у скотов. Казнь миновала лишь первенцев иудеев, жилища которых Ангел смерти различил по условному знаку (крови агнца на косяке двери) и прошёл мимо.

«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь. И будет у вас кровь знамением на домах, где вы находитесь, и увижу кровь и пройду мимо вас, и не будет между вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую. И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный праздник Господу во все роды ваши; как установление вечное празднуйте его».
Исх. 12:12-14

После последней казни фараон отпустил еврейский народ вместе с его стадами, а напуганные египтяне торопили евреев, чтобы те скорее ушли и даже отдали им свои богатства! Пасха в Израиле – это завет с Богом, по поводу освобождения из рабства.

У христиан название праздника приобрело иное толкование — «перерождение от смерти к жизни». Как Бог освободил евреев от египетского рабства, так и христианин освобождается от рабства греха посредством воскресения Иисуса Христа; тем самым ветхозаветная Пасха стала прообразом Пасхи христианской.

В 2000 году, я приехал паломником в Оптину Пустынь, как раз на пасхальную неделю, жил в скиту, вместе с католическим священником и каждый день ходил на праздничные службы, которые обычно длились от 4-х до 8-ми часов. Больше всего я запомнил, купание в святом источнике, при температуре в 4 градуса; трапезы, во время которых один из монахов, обязательно читал что-то из Жития Святых, и песню на службах: «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ и пребывающим во гробах, жизнь даровав!»

Самый известный случай, описываемый в Библии, о восстании из могил - это воскрешение Лазаря, однако сложно предположить, что такое же воскрешение ждёт и всех остальных христиан.

«В сравнении с раем, куда люди смогли войти благодаря искуплению, заплаченному Иисусом на кресте, область духовного мира, где пребывали духи эпохи Ветхого завета, была темнее, и их жизнь там была исполнена страданий, поэтому она сравнивается с “гробом”».
Божественный Принцип

Праздник Пасхи – это праздник освобождения от рабства греха и торжество духовного роста.

Пасха неоднократно упоминается в Евангелиях, но особое место занимает в них рассказ о Тайной Вечери, которая у Матфея, Марка и Луки описана как праздничная пасхальная трапеза.

Именно во время Тайной Вечери Иисус Христос произнёс слова и совершил действия, которые поменяли смысл праздника. Иисус заменил Собой место пасхальной жертвы, и в результате ветхозаветная Пасха становится Пасхой Агнца, закланного ради очищения людей.

«Когда же настал вечер, Он возлег с двенадцатью учениками; и когда они ели, сказал: истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Они весьма опечалились, и начали говорить Ему, каждый из них: не я ли, Господи? ... И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».
Матф.26:17-29

Новое понимание пасхальной жертвы хорошо отражают слова апостола Павла:

«…Пасха наша, Христос, заклан за нас».
1Кор. 5:7

В разные эпохи празднование Пасхи подразумевает различное приношение и если в Ветхом Завете, пасхальной жертвой может быть всё сущее (пасхальная жертва), то в Новом Завете, от верующих требуется непоколебимая вера в Иисуса Христа и Его Жертву.

«Хорошо служившие, приготовляют себе высшую степень и великое дерзновение в вере во Христа Иисуса».
1Тим.3:13

В наше же время, кроме веры, поступков и всего сущего приношением Богу, может быть, ещё и сердечное служение Богу и друг другу.
Пасха – это возможность, ещё раз задуматься, какое приношение мы готовы сделать Богу, для того чтобы обновить свой личный завет с Ним. Что это будет: десятина и благотворительность, добрые поступки и совестливая жизнь, вера, чистое сердце, а может всё понемногу?

«Есть ли у вас подарок, который понравится Богу? Есть ли у вас дар, получив который, Бог скажет: «Ух ты, спасибо большое!»? Когда Бог навестит вас, можете ли вы вручить Ему дар чистой семьи? Если вы супружеская пара, для Бога нет лучшего подарка, чем ваше единство в любви. Какой должна быть ваша пара? Не такой, где партнеры живут каждый для себя; напротив, в вашей паре муж должен жить ради жены, а жена — ради мужа. Бог хочет получить в дар семью, где муж и жена всегда едины».
Преп. Мун Сон Мён


Рецензии