О братьях наших зеленых!

Друзья!

У меня  много лет  недалеко от кровати хранится небольшой березовый кап, срубленный на Оленьем острове. Полукруглый, тяжелый, плотный, сухой, шершавый! Кора намертво приросла к светлой древесине. Чудо Природы!
Кап в самом натуральном виде, никак не обработанный. Но тем более напоминающий мне лесные путешествия по  любимым островным лесам и обским протокам.  Этот древесный «камень» я срубил своим туристическим топориком, что ранее всегда носил в рюкзаке в надеже найти целебную чагу. Однажды черно- коричневые наросты я заметил на высокой березе, что росла на берегу протоки Девкиной. Однако жаль было губить дерево…
А вот срубленный с другой березы кап, думаю,   не принес ей никакого вреда. Хот на протоке Сырой Аган видел и сфотографировал погибающую березу с раздвоенным  стволом- она была полна древесных короедов. я
В тайге между протоками Сырой Аган и Девкина запечатлел на пленку еще одно «чудо»: на земле  зеленела весенними  листьями поваленная   браконьерской бензопилой береза, но сохранившая частью своей коры связь с материнским пнем. Он сочился красноватым соком и все еще питал поваленный ствол.
Березе весьма присуща такая живучесть! С годами  верхние ветки лежащего на земле ствола превратятся в небольшие стволики, а затем и самостоятельные березки-сестры. Примеров  этих в  нашей тайге много!
Выживают и спиленные  хапугами на Новый год болотные сосенки, пустившие вверх  уцелевшую ветку –побег.  Есть у меня фото такого деревца,  сделанное прошедшей зимой  возле протоки Акопас.
Болеют, но выживают и наши осинки, пораженные непонятным вирусом, что усеивает  снизу доверху  ствол черными наростами. Целые  осиновые рощицы с подобными мрачными «украшениями» вижу каждую весну на  левом берегу протоки Сырой Аган.
К сожалению, кедры-великаны и могучие ели не выносят зимних бурь-ураганов и  легко падают на землю, задирая вверх   крупные ошметки своей корневой системы. Такова же судьба подпаленных низовыми пожарами вековых сосен!
…Наши зеленые братья сражаются за свою жизнь, но часто погибают и от рук двуногих лесопорубщиков, орудующих  даже в пригородных лесах Нефтеюганске. Нынешней зимой наблюдал целые делянки распиленных  на дрова осин и берез в районе протоки Чеускиной, по обоим сторонам  заброшенной взлетно-посадочной полосы  нефтеюганского аэропорта. Вывозили браконьеры свою добычу на снегоходах.
Среди  дачников на Оленьем острове немало хапуг, тоже занимающихся незаконным промыслом. В одном месте они почти оголили берег протоки Сырой Аган, срубив крупные осины. Вот вам и водоохранная зона!?
Увы,  на все эти «мелочи» местный Росприроднадзор не обращает внимания! А жаль!.. Штрафов в городской  и районный  бюджеты  можно было  бы собрать весьма крупную сумму!
Вл.Назаров
********************

Тайны кривой берёзы: учёные много лет изучают загадочное дерево.

Если вы думаете, что учёным давно всё известно о российских лесах, и загадок совершенно не осталось — вы глубоко ошибаетесь. Одним из доказательств может стать тайна «каповой березы». Дерево обнаружили ещё в 2004 году, а однозначного ответа на вопрос, что же это за явление — до сих пор нет. Нашёл необычное растение пенсионер Вооруженных сил СССР, майор в отставке Касим Сагиткиреевич Янбаев. В деревне Бикбирда Республики Башкортостан он наткнулся на пять берёз с капами — своеобразными наростами на стволах. Диаметр четырёх из них, округлых по форме, составлял от 50 до 100 см, пятый выглядел настоящим гигантом: «престарелая» берёза была опоясана в нижней части ствола причудливым наплывом, который достигал в обхвате 3 м 30 см.
Утолщения в нижней части ствола представляют собой разрастания «спящих» почек. Эти почки предназначены на случай катастрофических событий в жизни дерева, например, гибели основного ствола. Обычно они «отдыхают» в течение всей жизни, но при необходимости пробуждаются, чтобы сформировать несколько дополнительных побегов. С каповой березой дело обстоит совсем иначе: на стволе «здравствующего» дерева по какой-то причине закладывается множество почек, которые постепенно увеличиваются в размерах вместе с прилежащей древесиной. Интересно, что начинается это процесс чаще всего в 20-30-летнем возрасте. Почему – неизвестно.
Инфекционная гипотеза происхождения каповых наростов на сегодняшний день не подтверждается. Учёные больше склоняются к генетической природе этого явления.
Ещё до войны в Ивантеевском дендрарии под Москвой из семян, собранных с одного дерева каповой берёзы, была заложена рощица: по прошествии времени оказалось, что среди 50 деревьев одно унаследовало «материнскую» особенность, сформировав крупный кап, причем позднее появились и дополнительные скопления спящих почек. В дальнейшем сотрудники дендрария сделали 200 прививок черенков с каповой берёзы на обычную берёзу пушистую, и после 20-летнего нормального роста обнаружили ту же тенденцию «капообразования» на многих привитых растениях.
Чем же интересны капы, помимо вышеупомянутого феномена? Древесина капа на срезе очень красива и не уступает в этом отношении знаменитой карельской берёзе. К тому же, она очень прочна и стойка, не трескается, не ссыхается и не разбухает от сырости. До революции кап оценивался на вес золота — по 70 рублей за кг сухого веса. Народные умельцы мастерили из каповой древесины уникальные поделки и предметы домашнего обихода. В позапрошлом столетии известный вятский мастер Семен Бронников изготовил из стволового капа 10 деревянных часов (корпус сделан из капа, механизм — из древесины пальмы, стрелки — из жимолости, а пружина — из бамбука); один экземпляр этих часов хранится в Оружейной палате Московского Кремля. Другой вятский мастер Амвросий Козявин делал из капов музыкальные шкатулки с секретом, за них платили баснословные по тем временам деньги — до 1500 рублей за штуку.
Стоит отметить, что наша красавица-берёза, давно ставшая своей для многих народов, — неординарная лесная порода. Ей присуще высокое, как говорят специалисты, формовое разнообразие. Ярким примером является карельская берёза — природная разновидность обычной берёзы повислой. Озеленителям известна берёза далекарлийская с мелкими рассеченными листочками, а резчики по дереву знают о ледяной берёзе — ещё одной разновидности с оригинальной «льдистой» текстурой древесины.
У каповой берёзы выделяют так называемую капокорешковую форму, нарост у которой образуется в прикорневой зоне и постепенно обволакивает всю нижнюю часть ствола. Корневые капы иногда достигают исполинских размеров — до 1 м 93 см в диаметре и до 2 тонн весом.

Стволовые капы такими крупными бывают редко. В конце 1950-х годов биологию капокорешковой берёзы в Башкирии изучал замечательный учёный, Заслуженный лесовод БАССР, лауреат Государственной премии РФ Юрий Федорович Косоуров.
Согласно его исследованиям, капообразование характерно только для березы пушистой, поскольку слишком толстая корка у берёзы повислой препятствует выходу колоний спящих почек наружу.
Формирование прикорневых капов, как считает учёный, стимулируется объеданием поросли березы скотом, что вызывает массовое появление спящих почек и побегов при основании стволика.
Судя по фотографии Касима Янбаева, самый большой зианчуринский кап в поперечнике составляет не менее 1 м 30 см. Без сомнения, он может стоять в ряду «капов-рекордсменов», известных в настоящее время у берёзы в России. Из давнего сообщения известен ещё один рекорд — когда-то в Башкирии было обнаружена береза с 40 капами на стволе. Но неизвестно, где она находится и сохранилась ли.

На снимке: экземпляры каповой березы у деревни Бикбирда Зианчуринского района РБ.
Валерий Путенихин, Действительный член РГО.

********************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
18 апреля 2020 года.


Рецензии