Полёты в бессмертие

             Очерк об отце, лётчике 659 истребительного авиационного полка
                Трушине Иване Павловиче

В памяти любого человека есть нечто ценное, особенное. Для меня одними из ярких воспоминаний стали эпизоды, связанные с отцом. Село Еловка, Приморского края. Мне 12-14 лет. Наша семья, как и многие другие в послевоенное время, жила трудно. Помню, для пополнения семейного бюджета я и отец идём по таёжной дороге к месту, где растёт корень жизни-женьшень. Корень дорогой, продажа его - серьёзная помощь семье. Путь неблизкий. Идём вначале молча, потом отец начинает рассказывать. Он рассказывает фронтовые истории, которые произошли с ним и его полковыми друзьями.

Словно вынимая эти истории из самой глубины души, отец оживляется, вспоминает детали произошедшего и, будто забыв обо мне, переносится в то удивительное и трудное время своей молодости, где живёт его самое сокровенное…

Мог ли я подумать тогда, что эти рассказы много лет спустя, когда уйдёт из жизни отец, пробьются в моей душе ростками непременной потребности донести их до людей?! Что войдут эти рассказы в книгу- хронику 659-го истребительного авиационного полка, в котором воевал отец?! Я пишу о моих воспоминаниях  в книге "Полёты в бессмертие", потому что эта книга, изданная в год 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов,  по моему убеждению, - нравственное измерение смысла жизни. Основанная на подлинных историях подлинных героев, книга «Полёты в бессмертие» — памятник павшим и живым. Это одновременно — и завет будущим поколениям.

Выдалась свободная между боями минута. Групповое фото на память. Лётчики дежурной смены в готовности №1, чтобы выглядеть молодцевато, показать награды, расстегнули комбинезоны, уселись. Подошли оказавшиеся рядом однополчане. Я рассматриваю доставшуюся мне от отца фронтовую фотографию его боевых друзей. Какие же они были молодые и светлые! Это они завоёвывали Победу на фронтах Великой Отечественной войны 1941;1945 гг., не задумываясь о свершаемом великом подвиге.

На фото сидят слева: Трушин Иван Павлович 1918, Никитин Семён Никитович 1921, неизвестный. Стоят слева: Павловский Илья Михайлович 1923, будущий ГСС, Копиченко Андрей Антонович 1920, Анохин Борис Иванович 1923.
 
Чувство опасности, нависшей над Родиной, желание победить врага было движителем их воинской доблести. По рассказам отца, иногда лётчикам полка приходилось совершать по 2-3 боевых вылета за сутки. Это были разведывательные полёты, полёты для проведения корректировки огня своей артиллерии, полёты на прикрытие нашей штурмовой и бомбардировочной авиации. И, конечно же, на перехват вражеских самолётов. Особое впечатление произвели на меня рассказы о боевых вылетах на штурмовку вражеских войск: необходимо было на фанерно-перкалевом самолёте с высоты 10 ; 15 метров производить бомбометание и обстрел врага из пулемётно-пушечного вооружения. Враг же, защищаясь, огрызался смертельным дождём. Мне представляется, что достаточно одного удачного пистолетного выстрела и самолёт будет сбит.  Лётчики рвались в бой. Лётчики гибли в бою. Однако невосполнимые потери не были напрасными, неоправданными.  Для каждого лётчика, каждого воина главное было честь. Честь, достойное имя — вот что остаётся в памяти потомков, переживая время.

Отца не стало в 1971 году. Очень захотелось восстановить героику тех дней, боевой путь отца, увидеть вживую исторические документы. Некоторые из его воспоминаний были мною приобщены к описаниям подвигов, указанных в наградных документах отца, что, на мой взгляд, оживило события, словно мы стали современниками.

В авиацию Трушин Иван Павлович попал по зову сердца. Родился 23 сентября 1918 года в селе Апушки Шацкого района Тамбовской губернии (ныне Рязанская область).

Антоновщина и Тамбовская область неразделимы. Крестьянская война, охватившая губернию в 1920-1921 годах прошлого столетия, как ответ на коллективизацию, проводимую Советской властью, сопровождаемую жёстким раскулачиванием сельчан, гонением на церковнослужителей, закрытием и перепрофилированием церквей. К примеру, Казанскую церковь села Апушки, в которой крестили отца, сначала превратили в кузницу, впоследствии разобрали на кирпичи для постройки полевого стана. Сегодня в Апушках нет ни церкви, ни полевого стана, ни колхоза имени Ленина. Грустно!

Дед Павел Дмитриевич, полагаю, не согласный со сломом крестьянского быта, занялся отхожим промыслом в Ухтомском, ныне Люберецким районе, устроившись на птицефабрику. Обустроился и забрал с собой первенца Ивана, отдав его в фабричное заводское училище при заводе «Фрезер им. Калинина»

Иван, по совместительству с работой на заводе, с 1935 по 1940 год обучался лётному делу в Сталинградском и Железнодорожном авиаклубах Московской области. Добровольно был призван в Красную Армию Ухтомским РВК города Москвы.

Учёбу в статусе курсанта Армавирской военной авиационной школы пилотов продолжил с 05 января по 12 августа 1941 года. Затем, с 12 ноября 1941 года по 17 июля 1942 года, «слётыш» совершенствовал технику пилотирования в 20-ом запасном истребительном авиационном полку 3-ей запасной авиационной базы Сибирского военного округа (станция Кочнево под Новосибирском).

По окончании учёбы сержант Трушин И.П. по распределению был назначен пилотом звена управления 288-й истребительной авиационной дивизии (далее ИАД), которая в это время в поселке Баланда переучивалась на самолёт ЯК-7б (06 июля-28 октября 1942 года. В этой должности состоял до 15 августа 1943 года.

         Выписка из наградного листа лейтенанта Трушина Ивана Павловича,
             командира звена связи 288 ИАД от 08 августа 1943 года:

«Звено связи под командованием тов. Трушина с 22.08.42г. и по настоящее время на боевую оперативную связь, в сложных условиях боевой обстановки, произвело 1016 самолётовылетов, без единого случая задержки или срыва в доставке боевых распоряжений подчинённым частям.
Лично сам тов. Трушин, как командир звена, имеет 627 самолётовылетов, он, не считаясь со временем дня и ночи, всегда готов для доставки того или иного боевого распоряжения как подчинённым частям, а также и вышестоящим штабным соединениям.
Тов. Трушин своей повседневной работой на боевую оперативную связь содействовал боевым частям дивизии в быстрейшем разгроме немецких полчищ, в этом его большая заслуга.
За проявленное мужество самоотверженный труд при выполнении боевой оперативной связи, достоин правительственной награды - ордена «КРАСНАЯ ЗВЕЗДА».

627 не боевых самолётовылетов за год. Невзирая на погодные условия, сезон и время суток лётчики звена управления совершали полёты не только для доставки распоряжений штаба дивизии, но и перевозили раненых, запасные части к самолётам и просто работали извозчиками по требованию. Официально боевыми вылетами считались вылеты, когда самолёт пересекал линию фронта.

         Приказ командира 288 ИАД от 15 августа 1943 года № 0140:

«Для пользы службы перевожу: п2. командира авиационного звена связи управления дивизии лейтенанта Трушина Ивана Павловича на должность командира звена 659 ИАП с зачислением в списки и на все виды довольствия с 07.08.1943 года».


     Из Журнала боевых действий полка во время боев за освобождение Донбасса
                (13.08 - 22.09 1943 года):

«В 19.45 24 августа Як-1 №03140. При посадке самолёта лейтенант Трушин, во время второй половины пробега резко развернул влево, в результате ломающегося подкоса левой ноги шасси, не выдержав перегрузок, самолёт упал на левое крыло».

Надо полагать, управление боевым самолётом ЯК-1 659 ИАП отличается от управления самолётом ПО-2, стоящим на вооружении звена управления дивизии.

Опыт, как известно, — «сын ошибок трудных»! Методом проб и ошибок приобретает боевой опыт командир звена лейтенант Трушин Иван Павлович. Командир полка своим приказом констатирует:

«13.03.1944 года, вылетев на сопровождение бомбардировщиков Б-3, командир звена лейтенант Трушин И. П. над аэродромом потерял ведущего группы истребителей и бомбардировщиков Б-3 и произвёл посадку, не выполнив боевого задания. 15.03.44 имел место второй случай потери ведущего и группы бомбардировщиков со стороны лейтенанта Трушина И. П.
За потерю ведущего и группы бомбардировщиков Б-3 командира звена лейтенанта Трушина И. П. арестовать на 3 суток домашнего ареста с исполнением служебных обязанностей и удержанием 50% заработной платы за каждые сутки ареста».

Вот такой «домашний арест» придумала война!  Арест с исполнением служебных обязанностей.

Об одном из казусов войны, в частности, обстоятельствах, при которых был сбит самолёт отца, да ещё и «дружественным» огнём, поведал мне отец.

Был у него фронтовой друг, ведомый, по имени Сеня (Никитин Семён Никитович, 1921). Основная задача ведомого - прикрытие самолёта ведущего пилота со стороны задней полусферы.
Во время одного из воздушных боёв во время Одесской наступательной операции (26 марта ; 14 апреля 1944 года) отец обнаруживает, что у него «на хвосте» висит немецкий самолёт, который вот-вот откроет огонь на поражение.  Времени на раздумья и ожидание от ведомого помощи категорически нет. Для спасения отец, по его словам, «открывает воздушные щитки». В результате его самолёт резко теряет скорость и немецкий самолёт на скорости пролетает вперёд, обгоняя самолёт отца. Ну вот, кажется, и пришло спасение. Но в это время в сценарий боя наконец-то включается ведомый Сеня. Исправляя ошибку по прикрытию самолёта отца, он сблизился с вражеским самолётом для поражения. В горячке боя, не отследив манёвр отца по сбросу скорости, Сеня по ошибке берёт в прицел своего пулемёта не врага, а самолёт отца. Пулемётная очередь точно легла в самолёт.  Отец покидает кабину подбитого Сеней самолёта. Сеня сопровождает его до земли. Приземление, к счастью, происходит на территории, занятой своими войсками.

          Выписка из наградного листа лейтенанта Трушина Ивана Павловича
                командира звена 659 ИАП от 17 мая 1944 года:

 «Участвуя в Отечественной войне в составе 659 ИАП за период с 14 августа 1943 года по настоящее время лично произвёл 62 успешных боевых вылета на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и разведку. В проведённых воздушных боях сбил лично 1 самолёт противника.
Мужественный, смелый лётчик - истребитель всегда готов на выполнение любого задания командования. Горит желанием скорее разбить ненавистных захватчиков.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, произведённые 62 успешных боевых вылета, сбитый лично 1 самолёт противника, смелость и мужество, проявленное в воздушных боях, достоин правительственной награды – ордена Красное Знамя».

Одним из напряжённых боевых дней Яссо-Кишиневская операция (20 ; 29 августа 1944 года) пришёлся на 24 августа. Из Журнала боевых действий 288 ИАД:

«…12:00-13:40 4 ЯК, ведущий командир звена ст. лейтенант Трушин, вылетали на сопровождение 8 Б-3. В районе Волонтировка на маршруте к цели на Н=3000м, при переходе слева направо ведомый мл. лейтенант Семикин снизу сзади задел самолёт своего ведущего ст. лейтенанта Трушина и винтом обрубил хвостовое оперенье. На Н=1500мст. лейтенант Трушин выбросился с парашютом, мл. лейтенант Семикин выбросился с парашютом на Н=2000м, оба лётчика приземлились 4-5 км. восточнее Волонтировка.

      Выписка из наградного листа ст. лейтенанта Трушина Ивана Павловича
              командира звена 659 ИАП от 28 августа 1944 года:

«Участвуя в операции по прорыву линии обороны противника в районе нижнего течения р. Днестр, проявил себя мужественным, бесстрашным лётчиком-истребителем неутомимым разведчиком, способным выполнить любое задание, поставленное командованием. В период операции произвёл 14 успешных боевых вылетов на разведку войск противника, из них со штурмовкой - 8, уничтожив до 6 автомашин противника.
 За успешное ведение разведки в период операции и добытые при этом важные сведения, произведённые 27 успешных боевых вылетов, из них 14 на разведку войск и аэродромов противника, проведённые 8 штурмовок и уничтожение 6 автомашин противника, достоин правительственной награды- ордена «Красное Знамя».


Фраза из наградного листа - «Неутомимым разведчиком» скрывает факт, собственно, за что именно отец был награждён орденом «Красного Знамени». Из рассказа отца следовало, что, выполняя разведывательный полёт, он обнаружил в одной из балок скопление до 20 немецких танков. Связавшись по рации с командованием и доложив обстановку, он, корректируя огонь артиллерии, сопровождал уничтожение этой группы танков.

659 ИАП, базируясь на аэродроме Секешвехервар (01-07.01.45) во время Будапештской наступательной операции (29 октября 1944 — 13 февраля 1945 года), находится в оперативном подчинении 295-ой истребительной авиационной дивизии. О накале боевых действий можно судить по записям из Журнала боевых действий полка:

«02 января 1945 с аэродром Секешфехервар 659 ИАП   33-мя самолётами произвёл 33 самолётовылета.
1 ЯК лётчик ст. лейтенант Трушин при вылете на сопровождение ИЛ-2 в район Тата был сбит в воздушном бою».

          Выписка из наградного листа ст. лейтенанта Трушина Ивана Павловича
                командира звена 659 ИАП от 14 мая 1945 года:

«Участник Отечественной войны на Сталинградском, Юго-Западном и 3-м Украинским фронтах с 22.08.42г.
За этот период времени выполняя задания командования произвёл 135 успешных боевых вылетов на прикрытие наземных войск, сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков, штурмовку войск противника и разведку. Провел 6 воздушных боёв, в которых сбил два самолёта противника типа МЕ-109.
Прославился лучшим разведчиком части. Только на разведку тов. Трушин произвёл 48 боевых вылетов, всегда давая точные и ценные сведения о расположении боевых порядков противника, сосредоточении и подходе резервов.
При выполнении боевых заданий командования смел, энергичен и напорист. Произвёл 27 штурмовок войск и техники противника, уничтожив до 7 автомашин и 15 солдат и офицеров.
02.01.1945 года, выполняя задание командования по прикрытию штурмовиков ИЛ-2 в группе 4-х ЯК, в котором был ведущим, в районе Тата встретил 8 ме-109, которые пытались атаковать штурмовиков. Не допустив врага и расстроив его планы в этом неравном воздушном бою, тов. Трушин сбил один самолёт противника и получил тяжёлое ранение. Штурмовики успешно выполнили боевое задание и вернулись на свой аэродром.
За смелость и мужество, проявленные на фронте борьбы с немецкими захватчиками, произведённые 46 успешных боевых вылетов, успешное ведение разведки, сбитый один самолёт противника типа МЕ—109 и получение тяжёлого ранения в боях за Советскую Родину, достоин правительственной награды – ордена Отечественная Война первой степени».

Об обстоятельствах ранения в этом бою отец рассказал мне: «Воздушный бой происходил над линией фронта. С земли наши самолёты были поддержаны зенитным огнём своих войск. Как уж случилось, но самолёт мой был подбит «дружественным» огнём зенитной артиллерии. Самолёт стал падать. Катапульт в то время не было. Открыв фонарь и отстегнув привязные ремни, я выполнил манёвр «горка». В верхней точке «горки», под действием центробежной силы, я покинул кабину самолёта. При этом зацепился за вертикальный руль, в результате чего получил закрытый перелом левого плеча».

На этом злоключения не закончились. Так как кабины самолётов не отапливались, лётчики летали в меховых комбинезонах. На ногах - унты. Перед вылетом унты привязывались к поясному ремню специальными штрипками (верёвочками).

Напомню, воздушный бой происходил 2 января 1945 года, можно предположить, что новогодние праздники на войне не отменялись. При раскрытии парашюта, из-за динамического рывка унты слетели с ног. Отец буквально остался в одних носках. До линии фронта 6 км. Положив левую руку на запястье правой руки, в которой сжимал пистолет, отец, где шагом, где бегом, стал продвигаться в сторону фронта. Отец хорошо ориентировался на местности и вышел на батарею зенитчиц, сбивших его. «Стой, немецкая гадина!» - остановил его женский окрик. Сложно представить, сколько горячих неприветливых слов было произнесено с обеих сторон. Зенитчицы доложили своему командованию о задержанном. За отцом приехала машина, доставившая его в медсанчасть полка. После этого, с переломами левой руки, обмороженными кистями, с обмороженными ступнями отец попал на излечение в 2951 Армейский авиагоспиталь, которым руководил майор медицинской службы Гончарж.

Лечение отца проходило сложно. Неправильно сросшиеся кости левой руки хирургам дважды пришлось ломать, чтобы обеспечить правильное сращивание и последующее выздоровление. Молодая, кареглазая дивчина Матрена Гринева помогала выхаживать раненого лётчика, обрабатывала и бинтовала раны. Жизнь взяла своё . Лечение прошло удачно. Срослись кости, отступила боль, здоровье восстанавливалось. Иван и Матрена не расстались: пришла любовь, они поженились. Был май 1945 года. Победу молодая семья встречала вместе. Спустя положенные 9 месяцев, в Рошиори-де-Веде (город в Румынии, послевоенное место базирования полка), 17 февраля   1946 года родился сын - Трушин Владимир Иванович.


Рецензии
Здравствуйте, Владимир Иванович!

С большим интересом ознакомился с вашими работами о лётчиках 659 иап. Самым результативным лётчиком 288 иад был Колдунов И.А. Он воевал в составе 866 иап.
Сбил лично 46 самолётов противника. С осени 1944 года воевал на подаренном колхозником Богаченко Г.А. самолёте Як-3. Но к сожалению, я нигде не встречал фотографий этого самолёта или других истребителей Колдунова. При работе в ЦАМО вам не попадались фото самолётов на которых летал Колдунов?

С уважением, Валерий.

Валерий Ячин   04.08.2020 12:13     Заявить о нарушении