ZLO. Анатомия вечной империи нашего общества

 Спектакль “ZLO”.   Социально-Художественный Театр Санкт-Петербург
Режиссер – Лариса Грачёва (1955-2019)
Художник – Елизавета Богданова
В спектакле заняты:
Константин Федин, Константин Соя, Петр Николаев, Дмитрий Стручков,
Дмитрий Ткаченко, Сергей Липовский, Никита Марковский, Андрей Шаповалов, Рахматулла Амир, Михаил Бондаренко, Павел Панков, Егор Щедров,
Илья Божедомов, Мария Хрущева, Анастасия Грибова, Ксения Мусатенко,
Анна Мигицко, Ксения Плюснина, Ангелина Закерьева, Мария Анна Дразнина.
Спектакль Ларисы Грачёвой “ZLO” поставлен по скандально-известному роману шведского писателя Яна Гийу, в этом произведении писатель через историю подростка-бунтаря Яна раскрывает нам реалии мира тинэйджеров пятидесятых. В мировой истории пятидесятые годы - это время молодёжного бунтарства и протестов против буржуазных устоев, фальшивой благопристойности и благополучия общества. Спектакль“ZLO” берет за основу это произведение и создаёт сценическое воплощение истории паренька по имени Эрика, в этой версии сюжета романа, аура буйных пятидесятых, с их духом бунтарством слегка оттенена и здесь она выполняет функцию фонового характера. История Эрика выступает в спектакле в качестве плоскости для изучения феномена зла в человеческом обществе.
В спектакле “ZLO” история Эрика открывается нам на небольшом временном отрезке его жизни и учебы в старших классах средней школы. Во многом, его история обладает высокой степенью типичности и узнаваемости, так как Эрик - это он один из тысячи, миллионов  подростков пятидесятых, чья жизнь проходила на рабочих окраинах маленьких промышленных городов. Его подростковый максимализм и дух бунтарства ярко проявляется в нем, и здесь спектакль позволяет нам определить происхождения этих тенденции. В “ZLO” мы видим всё происходящее его глазами и это особая точка наблюдения феномена зла в обществе. С этого наблюдательного пункта мы видим зло глазами тинэйджера, находящегося на пороге входа во взрослую жизнь. В этом сценическое воплощение романа Гийу взглядом через эту специфическую призму подросткового видения мы экстрагируем первопричины зарождения и материализации зла в человеческой жизни.
Понимание особой картины жизни Эрика создаётся через создания его образа в среде его обитания, в ней его жизнь окружена разнообразными видами и формами зла. В сценическом пространстве эта среда отражает множественную картину зла в человеческом обществе и это даёт возможность провести сценическое препарирование этого феномена. В спектакле изучения его начинается с насилия в разрезе ежедневной жизни обыкновенной семьи, в этой точке “ZLO”  создаёт нам плоскость исследования, на которой находиться семья Эрик и здесь истоия также типична для того времени. В ней алкоголизм отца приводит к ежедневным побоям и порке его детей и здесь этот вид зла доведено до уровня домашней рутины, обыкновенного элемента семейной жизни.
Через процесс рутинизации зла на домашнем уровне в спектакле показывается механизм оправдания насилия в сознании молодого человека и это способствует формированию собственного понимание нормальности, в котором насилие – это ежедневные реалии семейной жизни. Понимание зла, сформированное в его сознании на домашнем уровне, инстинктивно переносится им в школьную среду и там эта нормальность оказывается в благоприятных условиях для дальнейшего развития и расширения зоны влияния.
В спектакле “ZLO” насилие сегментирует общество, где каждому сегменту отведена определённая роль в общем театре зла. В этой истории на домашнем уровне  Эрику отведена роль объекта насилия, но он экстраполирует свой домашний опыт на школьную среду, где он становиться, попеременно инициатором или инструментом насилия. В этой среде он использует зло в качестве инструмента для устрашения сверстников и орудие власти. Расширение зоны влияния зла в обществе находит воплощение в полукриминальной империи Эрика, в этой точке анатомии зла мы видим двухстороннюю взаимосвязь насилия и страха.
В качестве иллюстрации этого сложного процесса мы видим в точке крушения империи Эрика, в которой страх выступает элементом предательства и разрушения. В этой истории  империи зла раскрывается не только на уровне подростков, здесь она иллюстрируется на уровне лицемерия педагогического персонала и руководства школы и колледжа. Они предпочитают лицемерно игнорировать проявление насилия в подростковой среде и в этом мы видим другое проявление зла, которому подвержен мир вокруг Эрика. В спектакле изучение феномена зла в обществе раскрывается нам многомерно через показ процесса трансформации человеческого сознания под влиянием зла.
Обширное присутствия зла в жизни Эрика оказывает сильное влияние на его видение мира, но этот обозленный насилием мир не финализирует процесс безвозвратной трансформации его личности в слепой инструмент насилия. Его жизнь постоянно окружена различными проявлениями зла, при этом процесс его погружения в этот мир зла вызывает в нём сомнения во всесильности зла и универсальности насилия как инструмента защиты и достижения справедливости. Его суровая жизнь в жестоком мире насилия подводит его к возникновению сомнений в нормальности насилия и подводит его переосмыслению собственного понимания его. В финале этого отрезка наблюдения его жизни он приходит к мысли об отказе от насилия, так как с помощью него невозможно строить отношения и восстановить справедливость.
История Эрика воплощенная в спектакле “ZLO”  предоставляет уникальную возможность взглянуть на нашу собственную жизнь и выполнить сравнительный анализ  нашего мира с помощью этой анатомии и антологии зла. Это позволит нам осознать роль этого летального оружия, которое всё ещё остаётся в арсенале жизни общества двадцать первого века.


Рецензии