Ссылка в примечание

(о том, чего не было или скучная сказка )
...
Вообще с ядерными вооружениями у меня отношения не сложилось. Причины почему -  есть. Одна, например, по словам Стивена Сестановича, в прошлом посла США в СНГ (была такая должность) состояла в том, что:"Sergei, arms control community is a very closed community". Indeed and so.
Прочитав в какой-то газете (еще до "переворота мозгов" в стране) о том, что Национальный центр стратегических инициатив "Восток-Запад" проводит в Раубичах натовский семинар, (а было это в году 95-ом, по-моему),  решил я там засветиться. Все-таки моя тематика. Пришел, сказал, что представляю НПО за мир и о, чудо, меня впустили. Незадолго до этого я был в Нью Йорке и напугал МАГАТЭ с визитом, так что опыт нахальства был. Повезло и в том, что президентом Центра был в то время Толя Майсеня. Он открывал вступительную сессию, поздоровался со мной и этого было вполне достаточно. Аккредитация прошла и я стал вольным слушателем. В рваных джинсах.
Состав был достаточно и разнообразно представительный но при галстуках. Бабочку у нас Джон любил носить, но его в тот период в Раубичах не было. О присутствующих: из американцев Леонард Спектор, известный ядерщик-технарь, от России был профессор Р. Тимербаев, тоже известный человек, в прошлом переговорщик по контролю над вооружениями от СССР в Женеве. Была такая синекура. Были и другие ребята и товарищи. Я там, кстати, Лешу Петрика встретил, он в Индии в Бокаро был переводчиком, а здесь представлял Украину (кажется, экспорт вооружений). Еще был депутат Рады по фамилии Головатый, полный Отстой. Переводил Прокоп.
Сижу и слушаю. Мне, конечно, слова не дают так как я пришлый. Ну и не кормят, соответственно, поскольку паёк не рассчитан. Итс окей, я не в обиде. В игнор, так в игнор - мне и там нормально, no problem.
Сидим за малым столом по секциям. Дремлю с навостренным слухом. Не зеваю. Профессура спорит между собой. Дошли до имен. Все не могут вспомнить, какая фамилия высказывалась по вопросу от Франции. Жалко стало. Подсказал. Dominique Mo;si. Ребята между собой переглянулась. Я тот взгляд поймал. Заметили. Ну-ну. От Штатов были кроме Спектора (сорри, не "Спектра") еще два шпиона. Из Ливерморской лаборатории. Я поверил но проверил. Тогда списки сотрудников были в открытом доступе. Не числятся. Не знаю, может сейчас зачислили - давно туда не залезал. В Лос Аламос. Был еще один замечательный парень, Виктор Луи. Тот вообще не скрывал зачем и на кого работает. За сколько и почем - скрывал. То ли двойной, то ли тройной. И не одеколон. Запашок остался.
Главный вопрос на повестке - Украина и ядерное оружие. Не ее, а Советского Союза на ейной территории. Для начала бросил кость на стол - мол, вопросы собственности и земля базирования. Тимербаев отверг на том основании, что долго и сложно. Хотя впоследствии выпустил небольшую книжку в Монтерее по сему поводу. Ну это мелочи жизни. Я в курсе, что тема скучная, поэтому быстрым темпом к кульминации и минуте момента.
В тот день в прессе появилась сообщение на первой странице. Краткое, как Информбюро: Украина не в состоянии эксплуатировать самостоятельно ядерный арсенал, так как у боеприпасов заканчивается срок хранения и эксплуатации. Всё. Крышка. Либо все взлетим. Поэтому Украина за безъядерный статус. Я взял газету и направился к Леонарду Спектору. Тот в это время упражнялся в уговорах и доказательствах украинской делегации с небоскрёба своих знаний. Он и вправду один из известнейших физиков-ядерщиков. С мировым именем. Это я - в рваных джинсах. Что правда. По одёжке встречают. Отозвал я в сторону академика и объяснил суть вопроса. Перевёл как мог. Переводчик все-таки. Куда мне до Прокопа. Тож легенда.  Произнес я типа:"На почитай, ты же технарь". Такой вот привет от гуманитария. И перевел вдобавок на английский американский:"Семинар закрыт. The party is over". Не удержался от издевки.
Через минут пять взволнованный профессор подбежал ко мне с этой газетой и сказал, что у него с утра не было времени ознакомиться с прессой:"I didn't have time to read the morning news", -  so he said. What a lame excuse.
Вот и всё. На прощальный ужин меня не впустили. Я и не рвался. Пообещали, правда, выслать материалы семинара и включить а список участников. Не прислали. Исключили. Хотя Тимербаев мне книжку подписал на память. У меня была она в доме, принес и попросил. "Желаю дальнейших успехов в борьбе за мир и разоружение" - во как! И вам того же.
Уже позже, в 1996 в Вашингтоне люди из SAIS все интересовались, что я такое сделал с Леонардом. Я не сказал. Время не пришло. Оно, к сожалению за Толей ("Физкультурой") Майсеней пришло. Вечная память.
Я помню.


Рецензии