Cотник Лонгин, прославивший Иисуса на Голгофе

Cотник Лонгин, «прославивший Иисуса» у Креста Господня

Фото: Святой мученик Лонгин Сотник. Фреска церкви Богородицы в монастыре Студеница, Сербия. 1208 - 1209 годы.


«Сотник же и те, которые с ним
стерегли Иисуса, видя землетрясение
и всё бывшее, устрашились весьма
и говорили:
воистину Он был Сын Божий»

(Мф. 27:54).


Евангельский  персонаж Лонгин сотник жил во времена Иисуса Христа и  уверовал  в Него еще при  жизни Спасителя.  Он был одним из первых  христиан-мучеников, кого за исповедование учения  и проповедь Христа и  подвергли гонениям, мучениям и смертной казни. У Креста Господня сотник Лонгин  "прославил Иисуса" словами "воистину Он был Сын Божий». Его, сотника Лонгина, причисленного к святым, нельзя отождествлять   с тем  неизвестным   «римским воином», кто пронзил копьем тело распятого Спасителя. Стоявший на страже «сотник» в час распятия Христа и  «прославивший Иисуса» и некий «римский воин», проткнувший копьем правый бок Спасителя, это не  одно и то же лицо [2],  это  разные   библейские персонажи.

Само слово «Лонгин» напоминает исследователям скорее фамилию или прозвище сотника, нежели его имя. Ударение в слове «Лонгин» правильно ставить  только на втором слоге, что закреплено и в «Православной энциклопедии» [2]. Дело в том, что слово «Лонгин» произошло от латинского — «longinus» с ударением на гласный звук «i». В  переводе на русский «longinus» можно перевести как «длинный» (то есть — высокий). Согласно некоторым источникам, настоящее имя сотника — «Кассий» [4].

О детстве и юности Лонгина сотника до его прибытия в Иерусалим не имеется никаких сведений. Сначала  он состоял на военной службе в Иудее как «солдат»  [5, 6]  и подчинялся правившему в ней в 26—36 годах префекту Понтию Пилату. Лонгин дослужился до офицерского звания и стал центурионом, т.е. командиром «сотни» (центурии) воинов. Офицер как  командир отряда из ста солдат, назывался сотником.
По преданию, Лонгин сотник был старейшим из числа сослуживцев и подчиненных римских воинов. Он совсем не знал Бога, но  был человеком честным и известным самому римскому императору (кесарю) Тиверию.  В 33-м году после  совершенных в Иерусалиме великих событий, связанных со страданиями, крестной смертью и Воскресением из мертвых Спасителя,  римский  сотник  Лонгин   искренно  уверовал во Христа и  начал  жить   по  христианским законам.

Как это произошло в земной жизни Лонгина?

В Иерусалим для поддержания порядка в дни празднования иудейской Пасхи или публичных казней по приказу Пилата вводились римские солдаты-стражники.  Они же с иудейскими солдатами принимали участие в аресте Иисуса Христа  и в грубых издевательствах над Ним. Традиционным местом казней на кресте была Голгофа — невысокий холм, находившийся в  за пределами  городских стен Иерусалима. У основания Голгофы и вокруг нее  толпился народ, пришедший поглазеть на страшное зрелище. В толпе  были  и враги Христа — иудейские первосвященники и книжники, торжествовавшие свою победу и насмехавшиеся над Христом. Мимо Голгофы проходили  люди, некоторые из них дерзко издевались над Иисусом и выливали на Него потоки своей ненависти и злобы.

Перед проведением казни вокруг места распятия организовывалось оцепление из числа римских солдат. На месте казни, кроме распинавших Христа иудейских солдат, находился и римский отряд числом сто человек под начальством сотника Лонгина. Он отвечал за порядок и в случае его нарушения привлекал  подчинённых для пресечения всяких волнений в народе.

Сотник Лонгин, как и другие римские  воины, был вооружен копьем и коротким мечом. Его голову и грудь защищали металлический шлем и панцирь. Дополнительную защиту обеспечивал большой щит в левой руке. Крепкая, но легкая военная его обувь с тонкими и мягкими ремешками имела укрепленную шипами подошву для уверенной ходьбы по земле и каменным плитам Инрусалима. Не исключено, что Лонгин сотник передвигался и на коне.
Если отряд офицера Лонгина сотника  стоял на страже вокруг Голгофы, а он сам, оставив своего коня, находился вблизи подножия Святого Креста. Лонгин  стал свидетелем крестных страданий и последних мгновений земной жизни Иисуса, распятого между двух разбойников.
Он видел, как умиравший на кресте в страшных мучениях Христос молился за своих мучителей и просил Господа простить им их страшный грех. Лонгин сотник переводил свой взгляд и на стоявших у креста в ужасном горе Мать Иисуса — Пресвятую Деву Марию и Его ученика ученика Иоанна. Сотник Лонгин находился и под впечатлением той трогательной сцены, когда умирающий Иисус проявил любовь и заботу о Своей любимой Матери. Одновременно он слышал, как люди, за которых умирал на кресте Христос, смеялись над ним и этими насмешками и  они вливали новые капли мучений в чашу страданий Спасителя.
Яркие лучи южного солнца на глазах Лонгина сотника в момент смерти Иисуса мгновенно исчезли. Их неожиданно сменила густая тьма, окутавшая Голгофу и весь Иерусалим. Лонгин был свидетелем не только затмения солнца, но и страшного землетрясения, распадения камней, открывшихся гробов и восставших из них мертвецов. В этот час испуганный грозным мраком Лонгин сотник понял, что это было грозное Божественное предостережение всем распинавшим. Солдаты-стражники из отряда Лонгина, распинатели-язычники  и жители Иерусалима, увидев все происшедшее на Голгофе и мрак вокруг нее и на горизонте, были объяты страхом и ужасом.

Страшное голгофское зрелище и Лик распятого на Кресте Иисуса произвели сильное впечатление на Лонгина сотника. Для него в этот час стала очевидной великая истина Божества Христова. И он в душе уверовал во Христа и всенародно произнес слова, слышанные им до этого  от других:

— Воистину Он был Сын Божий!

...После смерти Иисуса толпа вокруг Голгофы сильно поредела и люди стали расходиться по домам, а Лонгину сотнику и его отряду приказано было остаться на месте. Тела казненных римляне оставляли обыкновенно на крестах. Однако на этот раз иудеи из числа представителей синедриона по случаю наступления в субботу своего праздника решили срочно убрать тела распятых и  потому  просили ускорить смерть казненных. Тело повешенного на дереве преступника не оставалось там на ночь, а было предано земле в самый день казни, как того требовал Закон Моисеев [8].  Для этого надо было добить повешенных на кресте,  перебив им колени. Пилат согласился убрать тела, и  его солдаты покончили с двумя распятыми преступниками по обеим сторонам Христа. То же они хотели сделать и с Иисусом. Однако, подойдя к Нему, увидели, что Он уже мертв, поэтому оставили Его нетронутым. Только один из римских воинов (не сотник! — Примеч. автора), желая убедиться в Его смерти и «устранить всякую возможность погребения мнимо-умершего» [8], ударил Христа копьем в бок — подреберье. Острие копья попало между 4 и 5 ребром ( по другим данным — между 5 и 6), проткнув грудную клетку, лёгкое и сердце, но не повредив костей. Этот удар, пробивший сердце Иисуса, должен был погасить последнюю искру жизни, если таковая еще угасала в сердце Христа. Мгновенно из раны, причиненной ударом копья, выступила кровь и вода.

Толкователи Библии отмечают, что «из тела умершего при проколе не вытекает кровь и вода» (Там же). Евангелист хочет показать здесь, что «смертью Христовой верующие получили кровь, очищающую от наследственного греха, и воду, являющуюся в Писании Ветхого завета символом благодати Св. Духа» ( Там же). Это событие описывается в Евангелии от Иоанна: ( Ин.19: 31 —37).

В Евангелии мы нет  упоминания о том, с какой стороны неизвестный римский воин пронзил тело Иисуса Христа. Согласно церковному преданию, пронзенным был именно правый бок, что подтверждают исследования Туринской Плащаницы. Ученые утверждают, что рану нанесли после смерти Иисуса. Прободение ребер с правой стороны является результатом профессиональных навыков римских воинов. Левая сторона их тела во время сражений была закрыта щитом, а правая — открыта. Воины специально тренировались наносить смертельный удар копьем в сердце именно с той стороны, где оно оставалось без прикрытия. В Евангелии не указывается имя римского «воина с копьем», ударившего в тело Иисуса, но, согласно западному церковному преданию, этим воином был... сотник Лонгин. Его имя, как и дальнейшая история принадлежавшего ему копья, окружают у западных христиан множество легенд и домыслов. Так, известная книга «Золотая легенда», созданная в XIII веке монахом-богословом Яковом Ворагинским, рассказывает об излечении «слепоты» Лонгина кровью из ран Христа[3]. Эта поздняя средневековая легенда повествует, что Лонгин, пронзив копьем ребра распятого, «прозрел» или получил исцеление своих больных глаз от истекшей и попавшей (вариант — «брызнувшей») ему в лицо крови Спасителя (ныне авторы-фантазеры поставили в Интернете даже диагноз больным глазам сотника! — «катаракта». — Примеч. автора). Рассказывается и том, что  якобы Лонгин «раскаялся» в содеянном грехе и получил «прощение» Иисуса Христа.  «Слепоту» Лонгина пересказчики легенды рассмотрели даже на древних изображениях Распятия, где один из воинов своей рукою помогал Лонгину направлять копье в правый бок. Изображение Лонгина как «солдата с копьем» известно еще с VI-го века в одной из древних книг в библиотеке Флоренции [7]. Однако вряд ли «слепому» Лонгину могли бы доверить руководство отрядом из ста человек. «Копьё» в руке Лонгина» западные христиане стали называть «священным». После обретения священного статуса копье причислили к «одной из важнейших реликвий христианского мира».

По преданию, вечером в день казни тайный ученик Иисуса и знатный иудей по имени Иосиф Аримафейский отправился к Пилату и попросил у него тело казненного. Согласно легенде, Пилат призвал к себе сотника Лонгина, чтобы узнать от него, давно ли умер Иисус? Сотник подтвердил смерть Христа, и тогда Пилат распорядился снять с креста тело Иисуса и выдать его Иосифу Аримафейскому. Отряд под командованием Лонгина сотника получил новый приказ Пилата — несколько дней стоять на страже у Гроба Господня. Воинам поручили охранять пещеру недалеко от места казни, где было погребено тело Иисуса. Вход в пещеру был завален тяжелым камнем. Враги Христа не хотели верить, что Он оживет и воскреснет. По их требованию к входу в пещеру была приставлена военная стража, чтобы никто не смог отвалить тяжелый камень от входа в пещеру и похитить там тело. Здесь Лонгин сотник и его подчиненные стали свидетелями Воскресения Христова. На рассвете первого дня после субботы стоявший на страже Лонгин сотник вдруг ощутил, что земля затряслась и он увидел сошедшего с неба ангела, отвалившего от входа в пещеру камень и севшего на нем: (Мф. 28:2,4).

В страхе воины разбежались. По преданию, только Лонгин сотник и примкнувшие к нему два воина Исавр и Афродисий стали очевидцами и явления ангела, возвестившего пришедшим к гробу женам-мироносицам о Воскресении Иисуса Христа. Лонгин сотник доложил обо всем происшедшем Пилату и рассказал старейшинам из числа иудеев. Они хотели подкупить сотника и предлагали ему денежное вознаграждение, чтобы он утаил чудо Воскресения. Они уговаривали его рассказывать народу выдуманную ими ложь о том, что ученики Христа ночью, когда воины спали, якобы похитили тело Христа (Мф.28: 11—13 ). Лонгин сотник отверг все предложения врагов Иисуса. Однако в его отряде нашлись и такие воины, которых соблазнили большие деньги. Непреклонный Лонгин сотник вызвал к себе ненависть у иудеев, решивших отомстить сотнику или погубить его. Однако смелый и честный Лонгин не скрывал от людей, что он лично был участником и свидетелем великого события — Воскресения Иисуса. Его рассказы о том, что Иисус есть истинный Сын Божий, делали еще более убедительными проповеди учеников Христа. Иудейские первосвященники и старейшины стали негодовать по этому поводу и убеждали Пилата в том, насколько опасны в народе речи Лонгина сотника. Они просили Пилата срочно повлиять на своего подчиненного и остановить его проповеди. Однако даже Пилат не смог своими запретами и угрозами заставить Лонгина сотника замолчать. Несмотря на все предупреждения, Лонгин, продолжая проповедовать Христа, подвергся гонению со стороны врагов Иисуса Христа. Последние, посовещавшись между собою, решили искать способы расправы над смелым римским офицером. Узнав о злых планах своих недоброжелателей, он пожелал лучше остаться со Христом, нежели  служить далее тем, кто приказал и кто распинал на кресте Спасителя.

После долгих раздумий об увиденном и пережитом сначала на Голгофе, а затем у Гроба Господня Лонгин сотник твердо уверовал в Спасителя и вместе со своими двумя соратниками принял в Иерусалиме Крещение от апостолов. Став христианином, Лонгин преобразился и уже не мог служить Пилату, поэтому решил навсегда оставить военную службу. Он добровольно отказался от подчинения римской власти и офицерского звания. Он без сожаления снял с себя военную одежду и сдал принадлежавшее ему оружие. По одному из преданий, копье Лонгина досталось Иосифу Аримафейскому. Вместе с двумя сотоварищами христианин Лонгин решил посвятить себя служению Богу и покинул Иерусалим. Переодевшись в мирскую одежду и захватив необходимое в дальнюю дорогу, он отправился из Иерусалима на свою родину — в Каппадокию. За ним последовали и два его собрата по вере. По пути Лонгин делал остановки для ночлега и рассказывал народу, что он был одним из участников великих событий в Иерусалиме. Многих его соотечественников взволновали христианские проповеди о страдающем, распятом, погребенном и Воскресшем со славою Иисусе Христе. Благодаря Лонгину Христианство стало быстро распространяться в больших и малых селениях на его родине.

...В православной и западной традициях родиной Лонгина сотника называется земля Каппадокии (ныне местность на территории современной Турции).
...По преданию, библейский персонаж Лонгин  после Иерусалима выбрал своим местожительством «родовое селение отца — Ардалес» в своем родном отечестве. Одна из итальянских легенд гласит, что ... Лонгин переехал из Иерусалима  на Апенинский полуостров, в  итальянский  город Мантуя (?!). Согласно западному преданию, "епископ" Лонгин после Воскресения Христа около 25 лет жил в Кессарии Каппадокийской, где и был предан казни ок. 58 года  [1]. (6, с. 695).  В в Кессарии  он проводил безмолвную жизнь — в молитвах и посте. Следы Лонгина сотника ученые ищут  в Каппадокии,  в  современном турецком городе Кайсери — административнрм центр вилайета Кайсери. В древние времена этот город  был центром распространения христианства, и в IV веке  местную кафедру здесь возглавлял святитель Василий Великий. Согласитесь, если бы он что-то знал о святом мученике Лонгине и его проповедях Евангелия в этих местах, то, вероятно, оставил бы какие-то упоминания в своих богословских трудах.

...Весть о христианине Лонгине и распространении им учения Иисуса в провинции Римской империи скоро достигла и стен Иерусалима, и его правителей. Иудейские старейшины еще более вознегодовали и стали упрашивать Пилата направить в Каппадокию отряд римских воинов, чтобы отыскать и убить там Лонгина и его сподвижников. Пилат отправил письмо римскому императору Тиверию, и император Тиверий не медлил с ответом и повелел Пилату найти Лонгина и предать его смертной казни.

По преданию,  мученическая кончина Лонгина произошла   в Каппадокии, куда  был отправлен  небольшой отряд посланников Пилата для  исполнения  смертного приговора. Казнить было приказано не только Лонгина, но и его сотоварищей Исавра и Афродисия.
 
Посланники из Иерусалима вышли на след Лонгина. Далее легенда гласит, что Лонгин объявил прибывшим стражникам:

— Все мы трое — те, за кем послал вас Пилат. А я и есть тот самый бывший Лонгин сотник из Иерусалима…

Лонгин убедил стражников не нарушать приказ Пилата и выполнить свой воинский долг. Лонгин и его друзья надели на себя белые погребальные ризы. Он попросил похоронить тела у близлежащего холма. Далее мученики  Лонгин, Исавр и Афродисий осенили себя крестом и  преклонили под мечи свои главы.

Тела обезглавленных мучеников были с честью похоронены там, где завещал Лонгин. Покидая Каппадокию, римские воины взяли с собой в Иудею отсеченные главы и по распоряжению  Пилата  бросили  головы мучеников на обычную мусорную свалку вне стен города.
 
... Согласно преданию, в Храме Гроба Господня,     на том самом месте, где находится придел святого Лонгина сотника,   произошло чудесное обретение честной главы святого мученика Лонгина. Господь сохранил в целостности главу мученика и открыл людям его мощи (главу), чтобы прославить в верующем народеЛонгина сотника. По западному преданию, Лонгин, исцеливший свое плохое зрение на Голгофе, и сам стал почитаться в народе как целитель глазной болезни. Основою для этого же верования в среде православных послужило чудо прозрения ослепших очес одной ослепшей вдовой-христианкой, пришедшей  в Иерусалим. Это случилось при обретении честной главы святого. Она возблагодарила Бога и святого Лонгина,  после чего благоговейно омыла честную главу  и отнесла  ее в Каппадокию, где и погребла ее в селении «Sandralis» или «Andrales» недалеко от «Tyana» [7]. Однако до наших дней место захоронения честной главы святого Лонгина сотника на каппадокийской земле не обнаружено.

 Где же хранятся сегодня  мощи святого Лонгина ? Известно, что в римской  церкви Сант Агостино, имеются мощи, приписываемые святому Лонгину сотнику.   Считается, что в  ватиканском   Соборе Святого Петра также хранятся  мощи Лонгина сотника, но  десницы  там нет. В социальных сетях имеются сведения о мощах (десница) святого Лонгина в Сокровищнице базилики святителя Николая в  Бари. Однако история  происхождения этих мощей  неизвестна. Можно допустить, что эти мощи происходят не из Каппадокии или из Иерусалима, а из... итальянской Мантуи. В этом городе  популярна  легенда о  принесении Лонгиным  сосуда с  несколькими каплями Святой Крови, стекавшей   по древу  Святого Креста. Из Мантуи мощи  Лонгина сотника попали в Чехию и Португалию. Настоящие или фальсифицированные они? —  никто  специально этим  вопросом не занимался.

 

Примечания:
 
[1] Cвятитель Димитрий, митрополит Ростовский. Житие и страдание святого мученика Лонгина сотника. Память 16 октября (по ст.ст.)

[2]Лонгин, сотник. // Православная энциклопедия. Т. ХLI. —М.: Православная энциклопедия, 2016, с.431.

[3]Vom heiligen Longinus//Legenda aurea. Das Leben der Heiligen. — Aschaffenburg: Paul Pattloch Verlag, 1986, с. 141.

[4] Heilige und selige. Der Roemisch-Katolischen Kirchen. Erster Band. —Leipzig: Vier Quellen Verlag. —1929, S.695.

[5] Zedler J.H. Grosses vollstaendiges Universal-Lexikon. Band 18. —Graz/Austria: Akademische Druck —u. Verlagsanstalt, 1995. —1595 S.

[6] Lexikon fuer Theologie und Kirche. Sechster Band. —Freiburg, Basel, Rom, Wien: «Herder», 1997.

[7]Толковая Библия, или комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Издание преемников А.П. Лопухина. — В 3 т., Т.3. Новый Завет. —Петербург, 1911—1913, с. 491 и 450.


Рецензии