Итало-греческая война

Признаюсь, уважаемые читатели, что последние заметки о Второй мировой войне пишу в первую очередь для себя, чтобы систематизировать прочитанное в Интернете о  незнакомых для меня событиях той войны. Если вам тоже это интересно, то почему не помочь узнать что-то новое и вам.

Характеризуя союзников Германии во Второй мировой войне, историки отмечают наиболее высокую боеспособность венгерской и финской армий, а вот румын и особенно итальянцев ставят на самое последнее место. Один из немецких генералов назвал «макаронников» никудышными солдатами,  мол,  от них пользы на фронте никакой, чтобы итальянская дивизия атаковала, нужна немецкая дивизия, чтобы  подгонять их в атаку.

О войне итальянцев с греками у нас пишут и знают мало, в результате чего большинство людей имеет о ней лишь туманное представление. Самое популярное мнение, которое приходится слышать - дескать, ну вторглись итальянцы в Грецию в октябре 1940 года, после некоторых начальных успехов отступили обратно в Албанию, а к весне находились уже на грани поражения...В конечном счете спасителем итальянской армии выставляется Гитлер, который благородно спасает незадачливых союзников от полного разгрома. В реальности все происходило, конечно, по-другому.

Условно, хронологию войны можно разделить на несколько этапов. В начальном этапе (примерно с 28 октября по 9 ноября 1940 года) развивалось наступление итальянской армии. Итальянцы превосходили греческие войска у границы в соотношении примерно 2,5 к 1, имея около 90 тысяч солдат против 36 тысяч греков и медленно, но верно продвигались вперед, при поддержке албанских вспомогательных частей (которые, впрочем, отличились больше грабежами и насилием над греческими мирными жителями, нежели боевыми успехами). В свою очередь, попытка итальянской дивизии «Юлия», одного из немногих подразделений итальянской группировки хорошо подготовленного к бою в горах, охватить неприятельские позиции решительным ударом на восточном фланге и выйти в тыл противника, была сорвана своевременным контрударом греческой 1-й пехотной дивизии при поддержке двух полков кавалерии. При этом греческая армия проводила стремительную мобилизацию - новоприбывшие войска могли без особого труда обустроить прочную оборону на фронте, тем паче, что протяженность этого самого фронта была невелика, а гористая местность облегчала задачу. Уже в ноябре греки мобилизовали около 250 тысяч бойцов и могли себе позволить перейти в контрнаступление.

Наступательные действия греческой армии продолжались в той или иной форме со второй половины ноября 1940 по начало февраля 1941-го. Масштабным наступлением, сметающим итальянские позиции, эти атаки назвать трудно - да и не могли греки действовать "на широкую ногу", так как не имели механизированных частей и должной поддержки авиации. Более того, даже с британской помощью, не удавалось обуздать итальянских летчиков, которые своими атаками постоянно трепали порядки врага. Как итог - греческое продвижение буксовало, войска испытывали трудности на марше в дневное время суток и избегали наступления по открытым, равнинным участкам местности.

Несмотря на все эти проблемы, грекам удалось перенести боевые действия на территорию Албании, в конечном счете, потеснив итальянскую группировку на несколько десятков километров. Крупным тактическим успехом греческой армии стал захват важного горного перевала Клисура и высоты 1890, в ходе которого была разбита итальянская 7-я пехотная дивизия «Тосканских волков» в боях 10-11 января 1941 года. Не лишним будет сказать, что «Тосканские волки» вступили в бой после 24-х часового марша в ужасных погодных условиях, тяжелое вооружение дивизии толком даже не успели выгрузить с кораблей, офицеры не имели никаких карт местности, разведывательных данных и надежной связи с соседней дивизией «Юлия». Комментарии, что называется, излишни…

К концу января-началу февраля 1941-го, итальянское командование, наконец,  сподобилось перебросить в Албанию резервы, вполне достаточные для того чтобы надежно стабилизировать фронт и уравнять баланс сил. К тому моменту греки контролировали небольшой кусок албанской территории - примерно от 30 до 50 км вглубь страны, но продавить итальянскую оборону уже были не в состоянии. Одним из последних успехов греческих войск стало овладение горой Шёнделли и перевалом Меджигорани.

Сопротивление итальянских частей усилилось — к примеру, бойцы дивизии «Тридентина» в течение одного дня 6 раз сходились с греками в рукопашной схватке. Наиболее трезвомыслящим греческим военачальникам было уже ясно, что их армия достигла предела, после которого дальнейшие попытки развить наступление будут только на руку итальянцам. Ухудшилась ситуация с логистикой, да и запасы патронов и снарядов были далеко не безграничны. Становилось очевидно, что мысль о возможности нанести итальянской группировке такое поражение, которое бы вынудило ее к дальнейшему отступлению в глубь Албании или вообще к прекращению войны, теперь уже не более чем фантазия. Истощение ресурсов, мощное сопротивление противника и ухудшение погоды привели к окончательной утрате возможностей к наступлению для греческой армии. Грекам стоило задуматься о переходе в глухую оборону и удержании своих приобретений.

В феврале, на основательно засыпанной снегом линии фронта, устанавливается затишье перед бурей - итальянским весенним наступлением. Сам дуче прибыл на передовые позиции, чтобы лично наблюдать за успехами своих войск, которые, наконец,  получили ощутимое численное превосходство над греками. Успехи итальянской армии, впрочем, оказались весьма скромными. С 9 по 26 марта, в ожесточенных боях, войска Муссолини несколько потеснили греков обратно к границе, в частности, немного продвинувшись у побережья и отбив приморский городок Химарё, но решающего прорыва достичь и близко не удалось. Более тяжелым ударом для греческой армии стала потеря примерно 6000 солдат и офицеров в этих боях. Атакующие итальянцы потеряли примерно вдвое больше.

К тому моменту до германского вторжения в Грецию остается всего пара недель и ситуация на фронте вновь близка к позиционному тупику. Никаким неизбежным поражением итальянской армии и не пахнет, впрочем, и греки продолжают удерживать свои позиции достаточно крепко, несмотря на понесенные потери, восполнить которые представляется затруднительным. Непростая ситуация для греческой армии сложилась и с обеспечением боеприпасами, артиллерийскими орудиями, униформой и прочими жизненно важными военными материалами. Показательно, что после итальянского весеннего наступления греческое командование запросило у англичан помощи в виде поставок более чем 5 миллионов артиллерийских снарядов и 40 миллионов винтовочных патронов. В противном случае, уже через месяц греки бы остались практически без артиллерии и с весьма сомнительным запасом боекомплекта к стрелковому оружию. Вплоть до апреля правительство Греции едва ли не умоляло англичан о материальной помощи, бомбардируя их все новыми и новыми запросами. К сожалению для греков, даже если бы у англичан были все необходимые материалы, в которых так нуждалась армия балканской страны, возможности британского флота доставить их в Грецию морем были, мягко говоря, весьма ограничены.

Людские потери сторон оказались тяжелыми, но вполне сопоставимыми. Греки потеряли 13 676 убитых и 42 785 раненых, включая огромное число обмороженных — около 25 000. Итальянцы понесли потери в количестве 13 755 убитых и около 50 000 раненых. Пропало без вести около 1200 греков и 3 тысяч итальянских воинов. Такой банальной и непрезентабельной картиной можно подвести промежуточный итог итало-греческой войны.

Возникает вопрос, как же обе стороны конфликта и прежде всего итальянская армия, докатились до такой жизни? И здесь стоит сказать пару слов о проблемах войск Муссолини и фундаментальных причинах, которые сказались на не самой высокой боеспособности итальянцев в баталиях с греками.

"И греческая военная пропаганда, и послевоенные исследователи греко-итальянского конфликта систематически принижали психологическую устойчивость итальянского солдата, в то же время, завышая боеспособность и природную агрессивность его греческих оппонентов. Большинство непосредственных очевидцев событий согласятся с тем, что подавляющее большинство бойцов с обеих сторон демонстрировали храбрость, стойкость и решительность в атаке и обороне. Сопоставимые цифры потерь еще раз подтверждают равенство в боевом духе итальянской и греческой армий, равно как и твердую решимость личного состава в бою." - так пишет современный греческий историк.

Действительно, имеющий широкое хождение миф о якобы невысокой мотивации и нежелании сражаться у бойцов итальянской армии, которому противопоставляется нереально стойкий и мотивированный греческий солдат, который никогда не отступает и не сдается, фактически является не чем иным, как наиболее банальной и поверхностной попыткой объяснить ход и итоги конфликта. При этом, несомненно, не стоит отрицать высокие патриотические мотивы, которые двигали солдатами и офицерами греческой армии, но подменять ими объективные факторы было бы большим упрощением.

У итальянской армии было множество общих проблем, связанных с вооружением, тактической подготовкой и командованием. Оружие и боевая техника во многом устарели даже на момент 1940 года, система подготовки офицеров значительно хромала, а назначения на командные должности зачастую происходили не по заслугам и способностям командира, а по принципу его лояльности фашистскому режиму или благодаря связям.

При этом, наряду с общими проблемами итальянцев, были и специфические, характерные непосредственно для греческой кампании. Основная, если не решающая из них - отвратительное планирование, если его вообще можно назвать таковым, основанное на неверных и откровенно ложных данных разведки и агентуры. Грубо говоря, итальянское командование сильно недооценило противника - ожидалось, что греки окажут лишь символическое сопротивление, после чего разойдутся по домам охваченные эпидемией массового дезертирства и саботажа. Были и ложные надежды на помощь Болгарии, которая могла открыть "второй фронт" против Греции - у болгар к этой стране были давние территориальные счеты и обиды. В результате, Италия ринулась на завоевание далеко не самой маленькой европейской страны с боеспособной армией силами всего 8 дивизий. К голосу наиболее здравомыслящих генералов, предлагавших наступать, как минимум, 20 дивизиями в Риме не прислушались...

Не имея никакого вразумительного плана действий, итальянским войскам пришлось импровизировать на незнакомой местности в непростых климатических условиях. Впрочем, это уже было лишь следствием общего провала разведки и планирования. К числу второстепенных причин неудач итальянцев можно отнести и не самую лучшую ситуацию с логистикой, которая зависела от уязвимых к воздушным атакам и не самых хорошо оборудованных морских портов, которые в свою очередь были связаны с фронтом плохими дорогами, а также от сложного и затратного снабжения по воздуху. Впрочем, светлым пятном для итальянской армии было то, что довольно значительные резервные запасы снабжения у них все-таки были, чем не могли похвастать греки.

Даже после беглого анализа проблем перечисленных выше, можно составить базовое представление о том, почему итальянские вооруженные силы продемонстрировали достаточно блеклые результаты в "греческой авантюре". Можно провести и очевидные исторические параллели уже с нашей общей историей - ведь как напоминают эти события о шокирующих неудачах РККА в войне с куда более неказистыми, чем греки, но такими же решительно настроенными финнами! И навряд ли кто-то в здравом уме станет утверждать, что солдаты и командиры Красной армии были по своей природе пораженцами и капитулянтами, неспособными сражаться, в противовес храбрым финнам. Также как и в случае с итальянцами, их неудачи были обусловлены объективными факторами, на которые простой солдат никак не мог серьезно повлиять…


Рецензии