Как Манштейн захватил Крым

О крымских боях осенью 1941 года в советское время писали без подробностей. Войска Красной Армии вынуждены были отступать под напором превосходящих сил противника. Герои отбивали атаки большого количества танков, наносили врагу урон, но снова отступали. Возникало ощущение, что вся проблема была в многократном превосходстве вермахта в танках, авиации и живой силе, при этом наши войска хоть и несли потери, но все-таки сумели отступить организованно, и выиграли время для организации обороны Севастополя.

 Доступные ныне документы позволяют восстановить ход боевых действий в полной мере, чтобы оценить уровень катастрофы, случившейся тогда с советскими войсками. Сегодня уже появилось немало исследований о Крымской оборонительной операции 1941 года. Публицист А. Исаев упоминает об этом в нескольких книгах — например, «Битве за Крым».

Попасть в Крым по суше можно лишь тремя способами. Через узкий Перекопский перешеек, с Чонгарского полуострова по мосту и по узкой 100-километровой Арабатской стрелке. Действительно наступать можно лишь через Перекоп, и командующий немецкими войсками Манштейн в своей книге «Утерянные победы» пишет, что другие варианты не рассматривались.

Обороняла Крым 51 отдельная армия. Командовал ею генерал-полковник Ф. И. Кузнецов, до этого уже отстраненный от руководства фронтом и армией. В составе армии было восемь стрелковых и три кавалерийских дивизии. Четыре дивизии были расположены на побережье для борьбы с морскими десантами, три кавалерийских дивизии располагались в центре полуострова, чтобы сражаться с десантами воздушными. Одна дивизия была в резерве. Еще одна обороняла Перекопский перешеек, одна Чонгар и Арабатскую стрелку и одна растянулась на побережье залива Сиваш. В докладе командующего 51 армией за № 01/0061 от 28 августа 1941 года указывалось, что противник может, уничтожив Черноморский флот, высадить крупные морские десанты, а также предполагается высадка воздушного десанта силами в 10—15 тыс. человек. Кто может флот уничтожить, не указывалось.

Хоть мы сейчас и знаем, что немцы никогда на Восточном фронте воздушных десантов не высаживали и не планировали, но в 1941-м и начале 1942 года донесений о таких десантах было немало. С ними даже успешно боролись и получали награды за их уничтожение. Поэтому больше половины 51 армии находилось не там, где шло наступление немцев.

Наступала на Крым 11 немецкая армия, которая одновременно вела бои еще и на ростовском направлении. 24 сентября две пехотные дивизии немцев начали штурм Перекопа. 26-го советские позиции были прорваны. После этого немцы прекратили наступление, так как им пришлось перебросить часть войск на другие участки. Взяв Перекоп, необходимо было преодолеть еще более узкий Ишуньский перешеек. Командование 51 армии пополнило свои войска, стянуло пять стрелковых и две кавалерийские дивизии и много отдельных частей. Немцы подтянули еще одну дивизию и продолжали сковывать часть советских войск на Чонгарском направлении. От Севастополя двигались три дивизии, переброшенные туда из Одессы. Но не успели. 20 октября, после двух дней боев немцы прорвали оборону и открыли путь вглубь полуострова.

Не имели немцы преимущества и в живой силе. Советские дивизии начали бои полностью укомплектованными, и в ходе боев получили маршевое пополнение. Например, 156 стрелковая дивизия вступила в бой, имея 15 871 человека. Немецкие дивизии 11 армии в тот период имели численность 9—10 тыс. человек. Немецкие донесения указывают, что части Красной Армии сражались храбро. Каким образом немцы силами двух, позже трех, пехотных дивизий разгромили всю 51 армию, объяснить сложно. По современным данным, потери в Крымской оборонительной операции составили 63 860 человек. Немецкие источники сообщают о захвате около 100 тыс. пленных.

Советские войска еще пытались наносить контрудары, но безрезультатно. Управление войсками было потеряно, генерала Кузнецова отстранили от командования. Часть войск отошла к Севастополю, часть в Керчь. От 51 армии практически ничего не осталось. П. И. Батов (тогда заместитель командующего 51 армии) в своей книге «В походах и боях» причиной поражения указывает превосходство вермахта. Он красочно описывает атаки десятков немецких танков, сотни самолетов, господствующих в небе. По его книге получается, что в бой немцы вводили сразу не менее полутора сотен танков. Генерал И. А. Ласкин в книге «На пути к перелому» сообщает, что на Перекопе немцы сосредоточили 375 танков.

Реально соотношение танков было таким. В 51 армии было два танковых полка и еще танковые подразделения в некоторых дивизиях. Всего 12 Т-34, 8 Т-26, 88 плавающих Т-37 и Т-38 и 82 танкетки Т-27. Это не очень много, но у немцев в 11 армии танков не было совсем. Вся их бронетехника на Перекопе была представлена восемью штурмовыми орудиями 190 дивизиона. Про соотношение авиации никто из авторов не пишет. Но, изучив «Перечень авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.» и воспользовавшись данными М. Морозова из его книги «Авиация в битве за Крым: 1941 год», можно узнать, что 51 армия располагала своей авиацией. Было четыре истребительных полка (96 истребителей МиГ-3, ЛаГГ-3 и Як-1), полк штурмовиков Ил-2, два полка бомбардировщиков Пе-2 и полк дальних бомбардировщиков ДБ-3. Еще было два полка истребителей И-16 и И-152, которые использовались как штурмовики. Поддерживающий 11 армию Манштейна 5 воздушный корпус располагал 30—40 истребителями и 110—120 бомбардировщиками, которые использовались не только в Крыму.

В реале получается, что неудача наших войск в Крыму была обусловлена бездарным командованием 51-й армии. Все объяснение наших генералов – неудачная попытка оправдать свое неумение предвидеть планы противника и сосредоточить на самых опасных направлениях обороняющиеся войска. А вот немецкие полководцы, и в первую очередь командующий 11-й армией вермахта  Эрих Манштейн, все качествами умелых командиров обладали. Об одном из них и пойдет речь в моем очерке.

10 сентября 1941 года самолет «Шторх» командующего 11-й полевой армии, ведущей бои на подступах к Крыму, генерал-полковника фон Шоберта сел на русское минное поле. Генерал погиб вместе со своим пилотом. Через два дня генерал Буш сообщил Эриху фон Манштейну, что фюрер назначил его новым командующим 11-й армии. Гитлер поставил перед 11-й армией две задачи, которые следовало решать одновременно: продвижение на Ростов и захват Крыма.

Однако фон Манштейну удалось убедить командование, что для штурма Крымского полуострова необходимы все силы подчиненной ему армии. 24 сентября 54-й армейский корпус пошел на штурм Перекопа, который Приморская (эвакуирована из Одессы) и 51-я отдельная армии РККА превратили в сплошной укрепрайон. Несмотря на отсутствие у Манштейна танков, через два дня кровавых боев его войска взяли Перекоп и преодолели «Татарский ров». К 29 сентября 54-й корпус прорвал оборону противника на всю глубину, овладел превращенным в крепость городом Армянск и подошли к советским укреплениям на Ишуньском перешейке. 27 октября Ишунь пал, и 11-я армия вырвалась на оперативный простор степей северного Крыма. Через три дня 54-й армейский корпус уже стоял у стен Севастополя, 30-й корпус захватил Симферополь, а 42-й – вел бои с арьергардами 51-й отдельно армии, которая срочно эвакуировалась через Керчь на Таманский полуостров.

В середине ноября 1941 года армия фон Манштейна контролировала всю территорию Крымского полуострова за исключением Севастополя. 17 декабря 11-я армия предприняла попытку захватить город, но тут ей в тыл был высажен десант. Командование Кавказского фронта нанесло главный удар в районе Феодосии (44-й армия) и вспомогательный в Керчи (51-я армия). Под давлением превосходящих сил Красной Армии и Флота генерал Шпонек (42-й армейский корпус) был вынужден отвести 46-й пехотную дивизию, которая была оставлена на Керченском полуострове, когда все остальные силы 11-й армии были стянуты к Севастополю. Однако, из-за нерешительных действий десанта, Красная армия упустила имевшуюся возможность нанести удар в тыл фон Манштейну. Вместо этого обе советские армии закрепились на Керченском полуострове и замерли в бездействии. 5 января 1942 года в Евпатории был высажен усиленный батальон морской пехоты, через три дня боев с превосходящими силами противника, почти все участники десанта и подошедшие им на помощь партизаны погибли.

Тем временем Манштейн перехватил инициативу, и 15 января контратаковал советские позиции на Керченском полуострове. Спустя три дня вермахт вернул себе Феодосию и уничтожил новый десант, высаженный в Судаке. 11-й армии удалось блокировал группировку РККА у Керчи и отбить все контрудары из осажденного Севастополя.

В знак признания заслуг фон Манштейна при обороне Крыма Гитлер присвоил ему звание генерал-полковника. К середине апреля 42-го года Эрих фон Манштейн получил из резерва ОКХ 22-ю танковую дивизию, и смог преступить к операции по захвату Керченского полуострова, получившей кодовое наименование «Охота на дроф». 8 мая части 30-го армейского корпуса при поддержке 8-го авиакорпуса пикирующих бомбардировщиков переправились через противотанковый ров и разгромили южный фланг советской обороны. На следующий день в пролом была введена 22-й танковая дивизия, которая, отбил контратаку танков противника, рванулась к Керчи. 11 мая немецкие танки вышли на северное побережье полуострова, окружив 8 советских дивизий. Через неделю сражение закончилось. Манштейн захватил 170 тысяч пленных, 1133 орудия и 258 танков. Теперь 11-й армии предстояло штурмом брать Севастополь.


Рецензии