Самарканд. Смех Насреддина

   Тогда в 1989, на излёте советской эпохи, туристов ещё баловали профсоюзными путёвками, набралось нас целый автобус, проверяли по спискам прежде чем доверить самолёту.
   В салоне уже нащупывался костяк будущей нескучной компании: справа от меня шлифовал кресло представитель рабочей профессии, а на сиденьях впереди мило чирикали подружки - блондинка и брюнетка, эта троица и стала моими "подопечными".
   Трудяга, как и полагалось на отдыхе, вознамерился оттянуться по-простому, без заморочек, ему и в голову не приходило что в мусульманской республике традиции в этом плане как раз богаты заморочками: махровые простыни - пожалуйста; тюбетейки, плов, яркие-пахучие специи - завались; тома русских классиков на полках кишлаков - сколько душа пожелает; а вот с горячительным проблема.

   Знаете какого цвета вода в равнинных реках Самарканда? Красного! Но не переживайте, это очень чистая, несмотря на глину вода, как утверждают местные жители.
   А вот пиво тёплое и мутное. Как раз на полпути к Бухаре, а это 4.5 часа по 45 градусной жаре, на обочине стояла привычная всем бочка. Мы зажмурились и выпили.

   В моей памяти мавзолей Тамерлана Гур-Эмир, озерцо, с одной стороны которого кафе и памятник Насреддину на осле сведены в одну картинку. В баре кафешки заказываю стакан портвейна, выхожу и поднимаю тост.

 - Не пей, - хитро щурится Ходжа.
 - Это почему ещё?, - я опрокидываю стакан вовнутрь и жду эффекта, посматривая победителем на Насреддина. Р-раз - двести граммов пота разом вздыбилось по коже и наметившееся было опьянение мгновенно испарилось.
 - Я же тебя предупреждал, - даже осёл оскалил зубы смеясь надо мной.

 - Ладно, чай - так чай, - на той стороне озерца тянулась чайхана. Я посмотрел как пьют чай "декхане": маленькими глотками, наполняя из глиняных расписных чайничков маленькие пиалы и давая остыть.

  Соблюдайте традиции, они проверены веками!


Рецензии