Единственное счастье в жизни

Жизнь на то и жизнь, чтобы ее чувствовать, наблюдать, испытывать отведенные тебе секунды своей кожей. И изучать писания о жизни -- это теория. Удивительно, но жизнь сама тебе расскажет о всех законах и правилах, но на примерах и в ярких красках.

Со мной эта практическая теория случилась в католическую Пасху, которая символизирует переход от смерти к жизни. Но так ли это в реальной жизни?

Серость нависла над городом, будто намеренно пытаясь испортить всем настроение. Мерзкие холодные капли падали на нос и лоб. Однако, человеку жизненно необходимо движение, поэтому сидеть дома для меня крайне невыносимое занятие, даже в такую погоду.

Еще одной веской причиной выйти из дома стал морковный пирог. Когда очень сильно чего-то хочешь и перебиваешь горячем чаем голод в течение двух часов, пока пышный, оранжевый и ароматный пирог запекается (как было обещано в интернет-рецепте), а вместо него достаешь из духовки сморщенную лепешку желтоватого цвета, то невероятно сильно разочаровываешься. То ли в своих кулинарных способностях, то ли … да, скорее всего, здесь нужно разочаровываться только в этом.

И я отправилась в парк неподалеку от дома, чтобы прохладный вечерний ветер развеял мысли. Я люблю дорогу к этому парку, она идет через элитный район частных домов на высоком холме. Каждый дом уникальной конструкции, интересно их разглядывать. Думаю, из их окон видно всю Прагу, как на ладони. Мысли сами собой уплывают в фантазии и представления, что когда-нибудь и у меня будет такой милый и уютный домик, обязательно с огромными окнами и садом. Настоящее пристанище, где можно спрятаться от всех недуг и печалей.

Еще всегда в этом районе так тихо и поют птицы, пахнет сиренью, даже кажется, что у этих людей в их домах царит настоящая идиллия, никакой суматохи и никаких проблем. Разве так бывает?

И вот я в парке на самой горе! Передо мной вся Прага под медленно угасающим небом понедельника католической Пасхи. Если прислушаться, то можно услышать неразборчивый шепот города: где-то слышны речи людей, будто запутавшиеся в клубок, где-то гул машин. Так красиво и так страшно привыкнуть к этому виду, хочется каждый раз удивляться этим городским ковром из тесно прижатых друг к другу домов, церквей и торговых центров.

Впереди на лавочке сидел бомж, вокруг него было много пакетов, мусора и грязной одежды. Я видела его и в прошлый раз, но от одного его вида становилось очень жутко и страшно. И я делала как все -- опускала глаза, шла мимо и пыталась заглушить в себе неугомонные речи совести. Я проходила мимо него и в этот раз. Невольное размышление -- а вдруг он мертв? Ему кто-нибудь поможет? Я бы помогла ему?

И когда я уже было прошла мимо, заткнув в себе окончательно совесть и почувствовав отпущение, он крикнул мне вслед: “Помогите мне”. Вот он, переломный момент, ты тварь дрожащая или право имеешь? Но не было ни страха, ни сомнения в тот момент. Я обернулась, подошла немного ближе и спросила -- “Как?”.

--Купите мне еды, у меня отказали ноги, и я не могу встать. Я бездомный. Я вам дам деньги на еду, только купите ее мне, пожалуйста.

Зрелище крайне ужасное и, если бы не маска на моем лице (действие происходило во время карантина из-за коронавируса), меня бы вырвало. Стоял плотный гнилостных запах.

--Я куплю вам еды. Есть специальные службы, которые помогают таким, как вы…

Он перебил меня: Я знаю, но там мне очень плохо. Хуже, чем здесь! Здесь тихо, красивый вид, и тепло. -- он говорил взволнованно, а потом резко взглянул мне в глаза -- Знаете, запишите лучше, что нужно купить.

--Без проблем, диктуйте -- начав ковыряться в сумочке сказала я.

--Только пишите внимательно! Не перепутайте! -- он сделал паузу, чтобы я успела достать телефон и открыть новую запись в заметках -- 2 больших кофе из Старбакс, 2 техасских больших бургера и 2 большие картошки из КФЦ, а еще 2 чили соуса.
Этот список меня удивил, я рассчитывала, что он будет...скромнее.

Такой избирательности я не предполагала. Даже больше скажу, я была сильно удивлена.

--Записала, но я могу вернуться не скоро. Старбакс и КФЦ находятся далеко. Может, я куплю вам продукты в магазине здесь неподалеку? Так будет быстрее.

--Я люблю эту еду! И мне важно, чтобы вы купили мне именно ее. И да, сегодня праздник, и Старбакс может быть закрыт. Купите мне тогда кофе в КФЦ. Но я больше люблю кофе из Старбакса, оно там качественное. Я буду счастлив, если вы купите мне кофе именно оттуда.

А, может, когда твоя жизнь превращается в ад и пытается выжечь тебя, то именно глоток любимого кофе становится единственным, что хоть как-то держит тебя на плаву?

Он достал деньги и начал меня заставлять их взять. Я долго отказывалась, мне было почему-то ужасно неловко.

--Возьмите деньги! Мой заказ выходит на кругленькую сумму, я не хочу, чтобы вам не хватило денег! Мне это важнее, чем деньги, поймите уже наконец!

--Откуда они у вас вообще? -- спросила я.

--Мне помогают друзья. -- и он протянул мне помятые купюры -- Пообещайте, что купите! Поклянитесь! Я вам доверяю!

Я лишь сказала “Куплю” и скрылась опять в чистых улицах и идеальных домах.


***

Когда я шла за заказом, меня атаковали мысли. Мне хотелось задать ему столько вопросов. Как люди оказываются в такой ситуации? Хотел ли он когда-нибудь вернуться к нормальной жизни? И что вообще такое нормальная жизнь?

А еще меня поразило его чистое доверие, хотя если взять во внимание тот факт, что у него и выхода нет, -- либо верь, либо умри -- то объяснить себе этот феномен проще. Этот мир так чист снаружи, но грязь внутри въелась в каждый угол. В этот день мне удалось встретить антипод реалиям.

Я купила все необходимое и с полными сумками возвращалась обратно. Я шла так быстро, будто боялась чего-то упустить, пыталась будто не расплескать эти мысли  и вопросы в моей голове и донести их до бездомного.

--Хэй, я все купила -- протянув бумажные пакеты произнесла я.

Он их взял и запустил одну руку в пакет, начав сверять данные.

--Я буду очень удивлен, если вы действительно все купили. Обычно люди покупают либо часть, либо совсем что-то другое. -- он щупал внутренности пакеты и смотрел в небо, которое, кстати, уже затянула темнота, но звезды еще не пробили потолок -- они еще теплые, вы так быстро все принесли!

--Как ваше имя? -- не удержалась я.

--Я думаю, это неважно. Сегодня Пасха, и это намного важнее моего имени. -- смотря на меня сквозь капюшон произнес он.

Стоит упомянуть его манеру речи. Он говорил хорошо и внятно, на английском языке. Но иногда в речи он, будто спотыкался о слова, и сначала говорил их шепотом, а потом вслух, заикаясь.

--Откуда вы? -- не унималась я.

--Я из Европы, вырос здесь. Но это тоже неважно. -- он был спокоен.

--Почему вы оказались без дома?

--Мои родители… У меня было психологическое расстройство, и так получилось, что  никто не смог помочь. В этом мире все решают обстоятельства. Нам кажется, что все зависит от наших решений. Но иногда обстоятельства сильнее, и ты оказываешься беспомощным перед ними.

--А сколько вам лет?

--Я уже взрослый, немолодой, но это тоже неважно.

В этот момент, будто из наполненной ванны моих мыслей выдернули пробку. И все мысли и вопросы утекли в канализационную трубу. Люди теряют свою личность. И  что им остается? Тешить свои вкусовые рецепторы и пытаться верить прохожим.

--А полицейские не пытаются вас прогнать? Как к этому относятся прохожие?

--Полицейские… Смотря какие. Некоторые очень грубые, некоторые забирают мою еду и выкидывают в мусорку, смеясь при этом. А прохожие… Зачастую они игнорируют и делают вид, что меня не видят. -- он был так спокоен, ни отголоска ненависти, злости или обиды в его голосе не было. Будто отношение к нему -- это такая же данность, как восход солнца. И нет смысла испытывать какие-либо чувства к этому.
 
--Я пойду, пожалуй -- сказала я -- С праздником и хорошего вечера!

--Спасибо! Я думаю, что есть кто-то, кто все контролирует, кто поможет -- сказал он напоследок.

А в моих мыслях заел картридж -- как же ж кто-то все контролирует, если так неравномерно режет куски пирога. Кому-то богатство, кому-то жестокость, а кому-то ожидание смерти на лавочке.

Да, так легко, делать вид, что мы не видим изъяны этого мира. Нам наивно кажется, что, если мы чего-то не видим, то этого нет. Вот так, среди идеальной жизни красивого района сидит изъян, в ожидании единственной радости. Мы перекладываем ответственность на все-контролирующего, думая, что он точно сделает наш мир прекрасным! Но, если он и за рулем, то на сиденьях этого автобуса сидим мы. Может, мы и не решаем, куда едем, но мы точно можем повлиять на атмосферу и чистоту внутри?

От смерти к жизни. Может, когда мы перестанем чего-то не замечать, только тогда мир и станет другим?

***

Спустя 3 месяца я шла этой же дорогой. С одной стороны, я боялась встретить этого бездомного снова. Может, я боялась, что он узнает меня, а, может, наоборот, не узнает? Меня тревожила одна только мысль увидеть вновь эту картину. Но, с другой стороны, я боялась его не увидеть. Осознание того, что человек может умереть такой смертью -- жгучее и гнетущее. Как обстоятльства, общетво и нехватка внутренних ресурсов стирает личность, делая тебя "неважным". И ты вживаешься в эту роль, стирая имя, возраст и свое прошлое. Умереть раньше смерти. Это фатализм или нехватка веры?

Его не было там. Но есть ли он где-то?
 


Рецензии