Жить онлайн

Можно констатировать: российский школьник принял на себя основную тяжесть общего революционного процесса, инициированного эпидемией безжалостного коронавируса.
Вы спросите: почему я так считаю? Ведь известно, что ковид19 поражает прежде всего старшие возрастные категории, а вовсе не малолеток. Малолеток? Вправе ли мы так называть онлайн собеседника маститому учителю, например, в вопросах Общей физики?
Поэтому давайте говорить серьёзно, только тогда мы увидим реальное положение вещей и поймём причины непослушания и нерадивости к учёбе многих наших детей.
 
Итак. Дети (как и мы, их подросшие продолжения) делятся на две основные группы: вожаки и ведомые. Безусловно, и те, и другие необходимы для исторического баланса сил.
Представим себе: перестали рождаться люди ведомые, в мире остались одни вожаки. В детстве они играют исключительно в «царь горы», но в недалёком будущем их игры превращаются в непрерывные сражения лидеров друг с другом. Сражения до полного взаимного уничтожения. Самый последний победитель этой смертельной олимпиады обречён праздновать победу недолго. Оставшись в одиночестве, а значит, не у дел, он, не имея возможности торжествовать над белее слабым, или самостоятельно сведёт счёты с жизнью, или позволит это сделать окружающим его обстоятельствам.

С другой стороны, нетрудно догадаться, каким будет человечество, состоящее из людей ведомых, приверженных послушанию по своим внутренним инициативным качествам. Масса такого инертного и в то же время биологически активного человеческого "контента" начнёт со временем подгнивать и разрушаться. Не имея сил предотвратить распад, она будет местами твердеть, а местами превращаться в некий пластичный, как сырая глина, изотропный слой вещества, предназначенный для будущих Божественных экспериментов.

Но вернёмся к теме онлайн обучения. Очевидно, заданный извне регламент полезен людям с пониженными способностями к самоорганизации и необязателен, а порой просто вреден людям с высокой степенью самоконтроля.

Приведу в пример распорядок рабочего дня института Атомной энергии им. И. В. Курчатова, в котором волей судьбы мне довелось некоторое время работать.
Игорь Васильевич считал, что жёсткая производственная дисциплина не нужна там, где парит свободный ум. Поэтому в институте с момента его организации был установлен абсолютно свободный график труда. Более того, администрация (администрация!) благосклонно наблюдала и не видела в том проступка, если товарищи учёные после обеда часок другой поиграют в теннис или волейбол. Ничего страшного, хорошо отдохнут – хорошо потом поработают!
Не к месту, но упомяну ещё один пример интеллектуального подхода к административным решениям. Курчатов не торопился заканчивать благоустройство территории института. Он велел посадить травку и ждать, пока учёные сами протопчут наиболее удобные для них пути. И только после того, как сотрудники института «выполнили» его распоряжение, дал добро намеченные дорожки заасфальтировать.

Онлайн обучение. Сколько споров происходит вокруг этой новой для нас дистанционной проблемы. Качество электронного контента, отсутствие живого диалога ученика и учителя... – очень много вопросов. Но дело в том, что вопросы придумываем мы, умные взрослые, придумываем на основании своих формальных знаний и домыслов.
Однако есть внутренняя, и может быть, самая главная особенность онлайн обучения. Единые мерки и правила мы хотим применить к двум совершенно разным детским психологиям. И там, где в одном случае нас ждёт успех, в другом при тех же параметрах – нас наверняка поджидает неудача.

Ребёнку, наделённому лидерскими качествами, онлайн обучение, скорее всего, придётся по вкусу – учитель разговаривает с ним один на один! Вокруг не щебечут завистливые шептуны: «У-у, Борька-отличник…». Лидер сам тянется к знаниям. Подняться по ступеням науки – для него то же самое, что сыграть в «царь горы». А обыграть всех дистанционно, дома «за чашечкой кофе», с «личным» учителем (и не одним) – это круто!

Реакция же на онлайн обучение ребёнка, внутренне не стремящегося к лидерству, но скорее компанейского, общительного и любвеобильного может быть совершенно иной. Такому нужен коллектив единомышленников, общие правила игры и обязательные ограничения. Ограничения придают дополнительную таинственность и ролевую необходимость всякой игровой ситуации и в том числе школе как месту для «классного» общения и забав. Не имея всего этого, ребёнок с ведомой психологией, обучаясь онлайн, находится как не в своей тарелке, его внимание то и дело рассеивается на предметы вокруг, он не может сконцентрироваться и постоянно отстаёт от темпа, предложенного учителем.


Лидерство и послушание чужой воле – это социальные аспекты диалога личности и общества. Они не коим образом не иллюстрируют глубину внутренних потенций человека. Все мы знаем примеры глупых бездарных лидеров и бесценных Диогенов, проживающих в самых простых житейских условиях. Так устроен мир. Нам остаётся лишь научиться его чувствовать изнутри. И тогда все наши видимые действия приобретут гармонию и силу.


Рецензии
Не понимаю,какие полностью равноправные отношения могут быть у взрослых родителей с их ребенком/особенно если он еще мал/?Во все века родители готовили ребенка к взрослой жизни,а не наоборот.Да и сделать программу под каждого индивидуально сплошная утопия.Обучение чему то-это труд для освоения знаний,а не прыгание всех перед маленьким эгоистом.В будущем никто не будет же его считать за "царя и Бога"/даже если он будет иметь высокое положение-ему придется контактировать с людьми и на другом уровне/

Ирина Давыдова 5   18.04.2020 16:33     Заявить о нарушении