Мораль христианства в мудрости Соломона

СЫН БОЖИЙ / СЛОВО - ИПОСТАСНАЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОГА
Не премудрость ли взывает? и не разум ли возвышает голос свой?
Она становится на возвышенных местах, при дороге, на распутиях;
Она взывает у ворот при входе в город, при входе в двери: «к вам, люди, взываю я, и к сынам человеческим голос мой!

Научитесь, неразумные, благоразумию, и глупые - разуму.
Слушайте, потому что я буду говорить важное, и изречение уст моих - правда;
Ибо истину произнесет язык мой, и нечестие - мерзость для уст моих;

Все слова уст моих справедливы; нет в них коварства и лукавства;
Все они ясны для разумного и справедливы для приобретших знание.
Примите учение мое, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото;

Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею.
Я, премудрость, обитаю с разумом и ищу рассудительного знания.
Страх Господень - ненавидеть зло; гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу.

У меня совет и правда; я разум, у меня сила.
Мною цари царствуют и повелители узаконяют правду;
Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли.

Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня;
Богатство и слава у меня, сокровище непогибающее и правда;
Плоды мои лучше золота, и золота самого чистого, и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра.

       Я хожу по пути правды, по стезям правосудия, чтобы доставить любящим меня существенное благо, и сокровищницы их я наполняю. [Когда я возвещу то, что бывает ежедневно, то не забуду исчислить то, что от века.]

Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
От века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.

Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
Когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
       Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:

       Тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.
Итак, дети, послушайте меня; и блаженны те, которые хранят пути мои!
Послушайте наставления и будьте мудры, и не отступайте от него.

Блажен человек, который слушает меня, бодрствуя каждый день у ворот моих и стоя на страже у дверей моих!
Потому что, кто нашел меня, тот нашел жизнь, и получит благодать от Господа;
А согрешающий против меня наносит вред душе своей: все ненавидящие меня любят смерть» (Притч.8:1-36).

СТРАХ БОЖИЙ
       Начало мудрости - страх Господень; [доброе разумение у всех, водящихся им; а благоговение к Богу - начало разумения;] глупцы только презирают мудрость и наставление (Притч.1:7).
Если будешь призывать знание и взывать к разуму;
Если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, то уразумеешь страх Господень и найдешь познание о Боге.

Ибо Господь дает мудрость; из уст Его - знание и разум (Притч.2:3-6).
Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой.
Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои.

Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла (Притч.3:5-7).
Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его;
Ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему (Притч.3:11-12).

Начало мудрости - страх Господень, и познание Святаго – разум (Притч.9:10).
Страх Господень прибавляет дней, лета же нечестивых сократятся (Притч.10:27).
Идущий прямым путем боится Господа; но чьи пути кривы, тот небрежет о Нем (Притч.14:2).

Страх Господень - источник жизни, удаляющий от сетей смерти (Притч.14:27).
В страхе пред Господом - надежда твердая, и сынам Своим Он прибежище (Притч.14:26).
Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога (Притч.15:16).

Страх Господень научает мудрости, и славе предшествует смирение (Притч.15:33).
Страх Господень ведет к жизни, и кто имеет его, всегда будет доволен, и зло не постигнет его (Притч.19:23).
За смирением следует страх Господень, богатство (добродетели) и слава и жизнь (Притч.22:4).

Да не завидует сердце твое грешникам, но да пребудет оно во все дни в страхе Господнем;
Потому что есть будущность, и надежда твоя не потеряна (Притч.23:17-18).

БЛАГОНРАВИЕ СЕМЕЙНОГО ЦЕЛОМУДРИЯ
Пей воду из твоего водоема и текущую из твоего колодезя.
Пусть [не] разливаются источники твои по улице, потоки вод - по площадям;
Пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим с тобою.
Источник твой да будет благословен; и утешайся женою юности твоей (Притч.4:15-18).

Благонравная жена приобретает славу [мужу], а жена, ненавидящая правду, есть верх бесчестия (Притч.11:16).
Добродетельная жена - венец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его (Притч.12:4).
Мудрая жена устроит дом свой, а глупая разрушит его своими руками (Притч.14:1).

       Кто нашел [добрую] жену, тот нашел благо и получил благодать от Господа [Кто изгоняет добрую жену, тот изгоняет счастье, а содержащий прелюбодейку - безумен и нечестив] (Притч.18:23).
Глупый сын - сокрушение для отца своего, и сварливая жена - сточная труба (Притч.19:13).

Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа (Притч.19:14).
Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливою женою в пространном доме (Притч.21:9).

Лучше жить в земле пустынной, нежели с женою сварливою и сердитою (Притч.21:19).
       Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена - равны: кто хочет скрыть ее, тот хочет скрыть ветер и масть в правой руке своей, дающую знать о себе (Притч.27:15-16).

БЛАГОРАЗУМИЕ СЛЕДОВАНИЯ ЗАПОВЕДЯМ И ПОСЛУШАНИЯ НАСТАВЛЕНИЯМ
Храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей (Притч.6:20).
Ибо заповедь есть светильник, и наставление - свет, и назидательные поучения - путь к жизни (Притч.6:23).
Поучающий кощунника наживет себе бесславие, и обличающий нечестивого - пятно себе (Притч.9:8).

Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя;
Дай наставление мудрому, и он будет еще мудрее; научи правдивого, и он приумножит знание (Притч.9:8-9).
Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает (Притч.10:17).
При недостатке попечения падает народ, а при многих советниках благоденствует (Притч.11:14).

Кто любит наставление, тот любит знание; а кто ненавидит обличение, тот невежда (Притч.12:1).
Мудрый сын слушает наставление отца, а буйный не слушает обличения (Притч.13:1).

Кто пренебрегает словом, тот причиняет вред себе; а кто боится заповеди, тому воздается (Притч.13:13)
Нищета и посрамление отвергающему учение; а кто соблюдает наставление, будет в чести (Притч.13:19).

Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его (Притч.13:25).
       Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен [В обилии правды великая сила, а нечестивые искоренятся из земли] (Притч.15:5).
Злое наказание - уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет (Притч.15:10).

Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет (Притч.15:12).
Отвергающий наставление не радеет о своей душе; а кто внимает обличению, тот приобретает разум (Притч.15:32).
Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою (Притч.15:20).

Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся (Притч.15:22).
Ухо, внимательное к учению жизни, пребывает между мудрыми (Притч.15:31).
Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра (Притч.16:16).

Венец стариков - сыновья сыновей, и слава детей - родители их [У верного целый мир богатства, а у неверного - ни обола] (Притч.17:6).
На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов (Притч.17:10).
       К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума [Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться; а уклоняющийся от учения впадет в беды] (Притч.17:16).

Глупый сын - досада отцу своему и огорчение для матери своей (Притч.17:25).
Глупый не любит знания, а только бы выказать свой ум (Притч.18:2).
Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится (Притч.19:2).

Хранящий заповедь хранит душу свою, а нерадящий о путях своих погибнет (Притч.19:16).
Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его (Притч.19:18).

Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его (Притч.19:19).
Слушайся совета и принимай обличение, чтобы сделаться тебе впоследствии мудрым (Притч.19:20).
       Если ты накажешь кощунника, то и простой сделается благоразумным; и если обличишь разумного, то он поймет наставление (Притч.19:25).

Разоряющий отца и выгоняющий мать - сын срамной и бесчестный (Притч.19:26).
Перестань, сын мой, слушать внушения об уклонении от изречений разума (Притч.19:27).
Можно узнать даже отрока по занятиям его, чисто ли и правильно ли будет поведение его (Притч.20:11).

Предприятия получают твердость чрез совещание, и по совещании веди войну (Притч.20:18).
Кто злословит отца своего и свою мать, того светильник погаснет среди глубокой тьмы (Притч.20:20).

Слава юношей - сила их, а украшение стариков – седина (Притч.20:29).
Раны от побоев - врачевство против зла, и удары, проникающие во внутренности чрева (Притч.20:30).

Когда наказывается кощунник, простой делается мудрым; и когда вразумляется мудрый, то он приобретает знание (Притч.21:11).
Наставь юношу при начале пути его: он не уклонится от него, когда и состарится (Притч.22:6).
Глупость привязалась к сердцу юноши, но исправительная розга удалит ее от него (Притч.22:15).

Приложи сердце твое к учению и уши твои - к умным словам (Притч.23:12).
Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет;
Ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней (Притч.23:13-14).

Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится (Притч.23:22).
Золотые яблоки в серебряных прозрачных сосудах - слово, сказанное прилично (Притч.25:11).
Золотая серьга и украшение из чистого золота - мудрый обличитель для внимательного уха (Притч.25:12).

Искренни укоризны от любящего, и лживы поцелуи ненавидящего (Притч.26:6).
Лучше открытое обличение, нежели скрытая любовь (Притч.27:5).
Масть и курение радуют сердце; так сладок всякому друг сердечным советом своим (Притч.27:9).

Когда страна отступит от закона, тогда много в ней начальников; а при разумном и знающем муже она долговечна (Притч.28:2).
Отступники от закона хвалят нечестивых, а соблюдающие закон негодуют на них (Притч.28:4).

Хранящий закон - сын разумный, а знающийся с расточителями срамит отца своего (Притч.28:7).
Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва – мерзость (Притч.28:9).

Обличающий человека найдет после большую приязнь, нежели тот, кто льстит языком (Притч.28:23).
Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот - сообщник грабителям (Притч.28:24).
Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления (Притч.29:1).

Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери (Притч.29:15).
Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей (Притч.29:17).
Словами не научится раб, потому что, хотя он понимает их, но не слушается (Притч.29:19).

Если с детства воспитывать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном (Притч.29:21).
Глаз, насмехающийся над отцом и пренебрегающий покорностью к матери, выклюют вороны дольные, и сожрут птенцы орлиные! (Притч.30:17).

БЕЗУМСТВО ПРЕЛЮБОДЕЯНИЯ
Может ли кто взять себе огонь в пазуху, чтобы не прогорело платье его?
Может ли кто ходить по горящим угольям, чтобы не обжечь ног своих?
То же бывает и с тем, кто входит к жене ближнего своего: кто прикоснется к ней, не останется без вины (Притч.6:27-29).

       Кто же прелюбодействует с женщиною, у того нет ума; тот губит душу свою, кто делает это: побои и позор найдет он, и бесчестие его не изгладится, потому что ревность - ярость мужа, и не пощадит он в день мщения, не примет никакого выкупа и не удовольствуется, сколько бы ты ни умножал даров (Притч.6:32-35)

МУДРОСТЬ И РАЗУМ ОТ ГОСПОДА И БЕЗРАССУДСТВО ГЛУПОСТИ ОТ НЕЧИСТОГО
Не ссорься с человеком без причины, когда он не сделал зла тебе (Притч.3:30).
Не соревнуй человеку, поступающему насильственно, и не избирай ни одного из путей его (Притч.3:31).
Приобретай мудрость, приобретай разум (Притч.4:5).

Главное - мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум (Притч.4:7).
Если ты мудр, то мудр для себя [и для ближних твоих]; и если буен, то один потерпишь (Притч.9:12).
Сын мудрый радует отца, а сын глупый - огорчение для его матери (Притч.10:1).

Мудрый сердцем принимает заповеди, а глупый устами преткнется (Притч.10:8).
Кто мигает глазами, тот причиняет досаду, а глупый устами преткнется (Притч.10:10).
В устах разумного находится мудрость, но на теле глупого – розга (Притч.10:13).

Мудрые сберегают знание, но уста глупого - близкая погибель (Притч.10:14).
Кто скрывает ненависть, у того уста лживые; и кто разглашает клевету, тот глуп (Притч.10:18).
Уста праведного пасут многих, а глупые умирают от недостатка разума (Притч.10:21).

Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость (Притч.10:23).
Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит (Притч.11:12).
Расстроивающий дом свой получит в удел ветер, и глупый будет рабом мудрого сердцем (Притч.11:29).

Хвалят человека по мере разума его, а развращенный сердцем будет в презрении (Притч.12:8).
Путь глупого прямой в его глазах; но кто слушает совета, тот мудр (Притч.12:15).
У глупого тотчас же выкажется гнев его, а благоразумный скрывает оскорбление (Притч.12:16).

Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует (Притч.12:18).
Человек рассудительный скрывает знание, а сердце глупых высказывает глупость (Притч.12:23).
От высокомерия происходит раздор, а у советующихся – мудрость (Притч.13:10).
Добрый разум доставляет приятность, путь же беззаконных жесток (Притч.13:16).

Всякий благоразумный действует с знанием, а глупый выставляет напоказ глупость (Притч.13:17).
Желание исполнившееся - приятно для души; но несносно для глупых уклоняться от зла (Притч.13:20).

Общающийся с мудрыми будет мудр, а кто дружит с глупыми, развратится (Притч.13:21).
В устах глупого - бич гордости; уста же мудрых охраняют их (Притч.14:3).

Распутный ищет мудрости, и не находит; а для разумного знание легко (Притч.14:6).
Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст (Притч.14:7).
Мудрость разумного - знание пути своего, глупость же безрассудных – заблуждение (Притч.14:8).

Глупые смеются над грехом, а посреди праведных – благоволение (Притч.14:9).
Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим (Притч.14:15).
Мудрый боится и удаляется от зла, а глупый раздражителен и самонадеян (Притч.14:16).

Невежды получают в удел себе глупость, а благоразумные увенчаются знанием (Притч.14:18).
Венец мудрых - богатство их, а глупость невежд глупость и есть (Притч.14:24).
У терпеливого человека много разума, а раздражительный выказывает глупость (Притч.14:29).

Мудрость почиет в сердце разумного, и среди глупых дает знать о себе (Притч.14:33).
Язык мудрых сообщает добрые знания, а уста глупых изрыгают глупость (Притч.15:2).
Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так (Притч.15:7).

Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью (Притч.15:14).
Глупость - радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою (Притч.15:21).
Приобретение мудрости гораздо лучше золота, и приобретение разума предпочтительнее отборного серебра (Притч.16:16).

Мудрый сердцем прозовется благоразумным, и сладкая речь прибавит к учению (Притч.16:21).
Разум для имеющих его - источник жизни, а ученость глупых - глупость (Притч.16:22).
Сердце мудрого делает язык его мудрым и умножает знание в устах его (Притч.16:23).

Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство (Притч.17:2).
Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному - уста лживые (Притч.17:7).
Лучше встретить человеку медведицу, лишенную детей, нежели глупца с его глупостью (Притч.17:12).

Родил кто глупого, - себе на горе, и отец глупого не порадуется (Притч.17:21).
Мудрость - пред лицем у разумного, а глаза глупца - на конце земли (Притч.17:24).
Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен (Притч.17:27).

И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои - благоразумным (Притч.17:28).
Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток (Притч.18:4).
Уста глупого идут в ссору, и слова его вызывают побои (Притч.18:6).

Язык глупого - гибель для него, и уста его - сеть для души его (Притч.18:7).
Кто дает ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему (Притч.18:14).
Сердце разумного приобретает знание, и ухо мудрых ищет знания (Притч.18:16).

Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа (Притч.19:3).
Кто приобретает разум, тот любит душу свою; кто наблюдает благоразумие, тот находит благо (Притч.19:8).
Неприлична глупцу пышность, тем паче рабу господство над князьями (Притч.19:10).

Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него - быть снисходительным к проступкам (Притч.19:11).
Честь для человека - отстать от ссоры; а всякий глупец задорен (Притч.20:3).
Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их (Притч.20:5).

Помышления прилежного стремятся к изобилию, а всякий торопливый терпит лишение (Притч.21:5).
Вожделенное сокровище и тук - в доме мудрого; а глупый человек расточает их (Притч.21:20).
Мудрый входит в город сильных и ниспровергает крепость, на которую они надеялись (Притч.21:22).

Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота (Притч.22:1).
Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперед, и наказываются (Притч.22:3).
В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои (Притч.23:9).

Купи истину и не продавай мудрости и учения и разума (Притч.23:24).
Человек мудрый силен, и человек разумный укрепляет силу свою (Притч.24:5).
Для глупого слишком высока мудрость; у ворот не откроет он уст своих (Притч.24:7).

Помысл глупости - грех, и кощунник - мерзость для людей (Притч.24:9).
Как снег летом и дождь во время жатвы, так честь неприлична глупому (Притч.26:1).
Бич для коня, узда для осла, а палка для глупых (Притч.26:3).

       Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих (Притч.26:4).
Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу (Притч.26:5-6).
Неровно поднимаются ноги у хромого, - и притча в устах глупцов (Притч.26:7).

Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь (Притч.26:8).
Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов (Притч.26:9).
Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою (Притч.26:11).

Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него (Притч.26:12).
Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору (Притч.26:17).
Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих (Притч.27:3).

Толки глупого в ступе пестом вместе с зерном, не отделится от него глупость его (Притч.27:22).
Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение (Притч.29:3).
Люди развратные возмущают город, а мудрые утишают мятеж (Притч.29:8).

Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, - не имеет покоя (Притч.29:9).
Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его (Притч.29:11).

БОГАТСТВО ДОБРОДЕТЕЛИ
Имущество богатого - крепкий город его, беда для бедных - скудость их (Притч.10:15).
От плода уст своих человек насыщается добром, и воздаяние человеку - по делам рук его (Притч.12:14).
Иной выдает себя за богатого, а у него ничего нет; другой выдает себя за бедного, а у него богатства много (Притч.13:7).

Богатством своим человек выкупает жизнь свою, а бедный и угрозы не слышит (Притч.13:8).
Богатство от суетности истощается, а собирающий трудами умножает его (Притч.13:11).
       От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб (Притч.14:23).
Имение богатого - крепкий город его, и как высокая ограда в его воображении (Притч.18:12).

ЛЕНОСТЬ В ДОБРОДЕТЕЛИ
Доколе ты, ленивец, будешь спать? когда ты встанешь от сна твоего?
       Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник [Если же будешь не ленив, то, как источник, придет жатва твоя; скудость же далеко убежит от тебя] (Притч.6:9-11).

Ленивая рука делает бедным, а рука прилежных обогащает (Притч.10:4).
Собирающий во время лета - сын разумный, спящий же во время жатвы - сын беспутный (Притч.10:5).
Что уксус для зубов и дым для глаз, то ленивый для посылающих его (Притч.10:26).

Ленивцы бывают скудны, а трудолюбивые приобретают богатство (Притч.11:16).
       Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом; а кто идет по следам празднолюбцев, тот скудоумен [Кто находит удовольствие в трате времени за вином, тот в своем доме оставит бесславие] (Притч.12:11).
Рука прилежных будет господствовать, а ленивая будет под данью (Притч.12:24).

Ленивый не жарит своей дичи; а имущество человека прилежного многоценно (Притч.12:27).
Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится (Притч.13:4).
Путь ленивого - как терновый плетень, а путь праведных – гладкий (Притч.15:19).

[Ленивого низлагает страх, а души женоподобные будут голодать] (Притч.18:8).
Нерадивый в работе своей - брат расточителю (Притч.18:10).
Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод (Притч.19:15).

Ленивый опускает руку свою в чашу, и не хочет донести ее до рта своего (Притч.19:24).
Ленивец зимою не пашет: поищет летом - и нет ничего (Притч.20:4).
Не люби спать, чтобы тебе не обеднеть; держи открытыми глаза твои, и будешь досыта есть хлеб (Притч.20:13).

Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино и тук, не разбогатеет (Притч.21:17).
Алчба ленивца убьет его, потому что руки его отказываются работать; всякий день он сильно алчет, а праведник дает и не жалеет (Притч.21:25-26).
Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь, - и придет, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя - как человек вооруженный (Притч.24:33-34).

Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом:
Потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище (Притч.23:20-21).
Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей (Притч.26:14).

Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего (Притч.26:15).
Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно (Притч.26:16).
Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою (Притч.28:19).

МЕРЗОСТЬ ЗЛОДЕЯНИЙ ЧЕЛОВЕКА ПРЕД БОГОМ
       Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями (Притч.6:16-19).

Неверные весы - мерзость пред Господом, но правильный вес угоден Ему (Притч.11:1).
Мерзость пред Господом - коварные сердцем; но благоугодны Ему непорочные в пути (Притч.11:20).
Мерзость пред Господом - уста лживые, а говорящие истину благоугодны Ему (Притч.12:22).

Жертва нечестивых - мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему (Притч.15:8).
Мерзость пред Господом - путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит (Притч.15:9).
Мерзость пред Господом - помышления злых, слова же непорочных угодны Ему (Притч.15:26).

       Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным [Начало доброго пути - делать правду; это угоднее пред Богом, нежели приносить жертвы. Ищущий Господа найдет знание с правдою; истинно ищущие Его найдут мир] (Притч.16:5).

Мерзость для царей - дело беззаконное, потому что правдою утверждается престол (Притч.16:12).
Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного - оба мерзость пред Господом (Притч.17:15).
Неодинаковые весы, неодинаковая мера, то и другое - мерзость пред Господом (Притч.20:10).

Мерзость пред Господом - неодинаковые гири, и неверные весы - не добро (Притч.20:23).
Жертва нечестивых - мерзость, особенно когда с лукавством приносят ее (Притч.21:27).
Преисподняя и Аваддон - ненасытимы; так ненасытимы и глаза человеческие [Мерзость пред Господом дерзко поднимающий глаза, и неразумны невоздержанные языком] (Притч.27:20).

ПРИЗРЕНИЕ ГОСПОДОМ БОГОМ МИЛОСЕРДИЯ, СТРАННОПРИИМСТВА И БЕСКОРЫСТИЯ И ВОЗМЕЗДИЕ ЖЕСТОКОСЕРДНЫМ
Не отказывай в благодеянии нуждающемуся, когда рука твоя в силе сделать его (Притч.3:27).
       Не говори другу твоему: «пойди и приди опять, и завтра я дам», когда ты имеешь при себе [Ибо ты не знаешь, что родит грядущий день] (Притч.3:28).
Человек милосердый благотворит душе своей, а жестокосердый разрушает плоть свою (Притч.11:17).

Иной сыплет щедро, и ему еще прибавляется; а другой сверх меры бережлив, и однако же беднеет (Притч.11:24).
Благотворительная душа будет насыщена, и кто напояет других, тот и сам напоен будет (Притч.11:25).
Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен (Притч.14:21).

Кто теснит бедного, тот хулит Творца его; чтущий же Его благотворит нуждающемуся (Притч.14:31).
Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным [а милосердый помилован будет] (Притч.17:5).
Благотворящий бедному дает взаймы Господу, и Он воздаст ему за благодеяние его (Притч.19:17).

Радость человеку - благотворительность его, и бедный человек лучше, нежели лживый (Притч.19:22).
Кто затыкает ухо свое от вопля бедного, тот и сам будет вопить, - и не будет услышан (Притч.21:13).
       Милосердый будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего [Победу и честь приобретает дающий дары, и даже овладевает душею получающих оные] (Притч.22:9).

Кто обижает бедного, чтобы умножить свое богатство, и кто дает богатому, тот обеднеет (Притч.22:16).
       Не будь грабителем бедного, потому что он беден, и не притесняй несчастного у ворот, потому что Господь вступится в дело их и исхитит душу у грабителей их (Притч.22:22-23).

       Не передвигай межи давней и на поля сирот не заходи, потому что Защитник их силен; Он вступится в дело их с тобою (Притч.23:10-11).
Человек бедный и притесняющий слабых то же, что проливной дождь, смывающий хлеб (Притч.28:3).

Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий (Притч.28:27).
Открывай уста твои за безгласного и для защиты всех сирот.
Открывай уста твои для правосудия и для дела бедного и нищего (Притч.31:8-9).

ОБРЕТЕНИЕ ЖИЗНИ ИСПОВЕДАНИЕМ ПРАВЕДНОЙ ВЕРЫ
Не доставляют пользы сокровища неправедные, правда же избавляет от смерти (Притч.10:2).
Кто ходит в непорочности, тот ходит безопасно; а кто превращает пути свои, тот будет наказан (Притч.10:9).
Уста праведника - источник жизни, уста же беззаконных заградит насилие (Притч.10:11).

Труды праведного - к жизни, успех нечестивого - ко греху (Притч.10:16).
Не поможет богатство в день гнева, правда же спасет от смерти (Притч.11:4).
Праведность ведет к жизни, а стремящийся к злу стремится к смерти своей (Притч.11:19).

На пути правды - жизнь, и на стезе ее нет смерти (Притч.12:28).
Учение мудрого - источник жизни, удаляющий от сетей смерти (Притч.13:15).

Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их - путь к смерти (Притч.14:12).
Соблюдающий правду и милость найдет жизнь, правду и славу (Притч.21:21).

СМИРЕНИЕ И КРОТОСТЬ ПРАВЕДНЫХ ВЕРОЙ И НЕЧЕСТИВАЯ НЕОБУЗДАННОСТЬ СЛАДОСТРАСТНИКОВ
Отвергни от себя лживость уст, и лукавство языка удали от себя (Притч.4:24).
       Беззаконного уловляют собственные беззакония его, и в узах греха своего он содержится: он умирает без наставления, и от множества безумия своего теряется (Притч.5:22-23).

Чего страшится нечестивый, то и постигнет его, а желание праведников исполнится (Притч.10:24).
Ожидание праведников - радость, а надежда нечестивых погибнет (Притч.10:28).
       Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными - мудрость. [Праведник, умирая, оставляет сожаление; но внезапна и радостна бывает погибель нечестивых.] (Притч.11:2).

Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа (Притч.15:4).
Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми (Притч.16:19).
Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь (Притч.29:23).

ЛЮБОВЬ ОТ БОГА И ВРАЖДА ОТ ЛУКАВОГО
       Человек лукавый, человек нечестивый ходит со лживыми устами, мигает глазами своими, говорит ногами своими, дает знаки пальцами своими;
Коварство в сердце его: он умышляет зло во всякое время, сеет раздоры.

Зато внезапно придет погибель его, вдруг будет разбит - без исцеления (Притч.6:12-15).
Ненависть возбуждает раздоры, но любовь покрывает все грехи (Притч.10:12).

ВЛИЯНИЕ ЖЕЛАНИЙ И ПОМЫШЛЕНИЙ СЕРДЦА НА ДУХ ЧЕЛОВЕКА
Тоска на сердце человека подавляет его, а доброе слово развеселяет его (Притч.12:25).
Надежда, долго не сбывающаяся, томит сердце, а исполнившееся желание - как древо жизни (Притч.13:12).
Сердце знает горе души своей, и в радость его не вмешается чужой (Притч.14:10).

И при смехе иногда болит сердце, и концом радости бывает печаль (Притч.14:13).
Человек с развращенным сердцем насытится от путей своих, и добрый - от своих (Притч.14:14).
Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей (Притч.14:30).

Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает (Притч.15:13).
Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир (Притч.15:15).
       Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло [Приятны пред Господом пути праведных; чрез них и враги делаются друзьями] (Притч.15:28).

       Коварное сердце не найдет добра, и лукавый язык попадет в беду (Притч.17:20).
Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости (Притч.17:22).
       Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех (Притч.21:4).
Что нечистым серебром обложенный глиняный сосуд, то пламенные уста и сердце злобное (Притч.26:23).

ИСПЫТАНИЕ ГОСПОДОМ БОГОМ ИСКРЕННОСТИ ВЕРНОСТИ ВЕРЫ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕКА
Плавильня - для серебра, и горнило - для золота, а сердца испытывает Господь (Притч.17:3).
Всякий путь человека прям в глазах его; но Господь взвешивает сердца (Притч.21:2).
Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь – друг (Притч.22:11).

ПРОВИДЕНИЕ БОГОМ ТАЙН И ПОМЫШЛЕНИЙ СЕРДЦА ЧЕЛОВЕКА
Преисподняя и Аваддон [открыты] пред Господом, тем более сердца сынов человеческих (Притч.15:11).
Светильник Господень - дух человека, испытывающий все глубины сердца (Притч.20:27).

ВРАЗУМЛЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ДУХА ЧЕЛОВЕКА МУДРОСТЬЮ СВЯТОГО ДУХА
Человеку принадлежат предположения сердца, но от Господа ответ языка (Притч.16:1).
Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его (Притч.16:9).
Дух человека переносит его немощи; а пораженный дух - кто может подкрепить его? (Притч.18:15).

Много замыслов в сердце человека, но состоится только определенное Господом (Притч.19:21).
От Господа направляются шаги человека; человеку же как узнать путь свой? (Притч.20:24).
Нет мудрости, и нет разума, и нет совета вопреки Господу (Притч.21:30).

Если ты в день бедствия оказался слабым, то бедна сила твоя (Притч.24:10).
Что город разрушенный, без стен, то человек, не владеющий духом своим (Притч.25:28).

ОПРАВДАНИЕ И СПАСЕНИЕ ПРАВЕДНОСТЬЮ ВЕРЫ В ГОСПОДА БОГА
Царский гнев - вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его (Притч.16:14).

ГИБЕЛЬНОСТЬ ПЛОТСКИХ ПРИСТРАСТИЙ
Пути всякого, кто алчет чужого добра: оно отнимает жизнь у завладевшего им (Притч.1:19).
Погибели предшествует гордость, и падению – надменность (Притч.16:18).
Есть пути, которые кажутся человеку прямыми, но конец их путь к смерти (Притч.16:25).

Прихоти ищет своенравный, восстает против всего умного (Притч.18:1).
Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе (Притч.18:13).
Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен (Притч.20:1).

Человек, сбившийся с пути разума, водворится в собрании мертвецов (Притч.21:16).
Глубокая пропасть - уста блудниц: на кого прогневается Господь, тот упадет туда (Притч.22:14).

У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины? у кого багровые глаза?
У тех, которые долго сидят за вином, которые приходят отыскивать вина приправленного.
       Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид;
       Глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное, и ты будешь, как спящий среди моря и как спящий на верху мачты.
       [И скажешь:] «били меня, мне не было больно; толкали меня, я не чувствовал. Когда проснусь, опять буду искать того же» (Притч.23:29-35).

УСМИРЕНИЕ СТРАСТЕЙ ПРАВЕДНОСТЬЮ ВЕРЫ И УПОВАНИЕМ НА БОГА
Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит (Притч.15:25).
Предай Господу дела твои, и предприятия твои совершатся (Притч.16:3).

Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним (Притч.16:7).
Кто ведет дело разумно, тот найдет благо, и кто надеется на Господа, тот блажен (Притч.16:20).
В полу бросается жребий, но все решение его - от Господа (Притч.16:33).

Имя Господа - крепкая башня: убегает в нее праведник - и безопасен (Притч.18:11).
Не говори: «я отплачу за зло»; предоставь Господу, и Он сохранит тебя (Притч.20:22).
Коня приготовляют на день битвы, но победа - от Господа (Притч.21:31).

       Скажешь ли: «вот, мы не знали этого»? А Испытующий сердца разве не знает? Наблюдающий над душею твоею знает это, и воздаст человеку по делам его (Притч.24:12).
Не радуйся, когда упадет враг твой, и да не веселится сердце твое, когда он споткнется.
Иначе, увидит Господь, и неугодно будет это в очах Его, и Он отвратит от него гнев Свой (Притч.24:17-18).

       Не негодуй на злодеев и не завидуй нечестивым, потому что злой не имеет будущности, - светильник нечестивых угаснет (Притч.24:19-20).
Не говори: «как он поступил со мною, так и я поступлю с ним, воздам человеку по делам его» (Притч.24:29).

       Если голоден враг твой, накорми его хлебом; и если он жаждет, напой его водою: ибо, [делая сие,] ты собираешь горящие угли на голову его, и Господь воздаст тебе (Притч.25:21-22).

Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать (Притч.28:25).
Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен (Притч.29:25).
Многие ищут благосклонного лица правителя, но судьба человека - от Господа (Притч.29:26).

Всякое слово Бога чисто; Он - щит уповающим на Него.
Не прибавляй к словам Его, чтобы Он не обличил тебя, и ты не оказался лжецом (Притч.30:5-6).
Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел (Притч.28:26).

ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ
Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нем, тот удаляет друга (Притч.17:9).
Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья (Притч.17:17).

БЛАГОВОЛЕНИЕ ГОСПОДА ПРАВЕДНЫМ И ДОЛГОТЕРПЕНИЕ К ПОГРЯЗШИМ В ГРЕХАХ
Путь Господень - твердыня для непорочного и страх для делающих беззаконие (Притч.10:29).
Добрый приобретает благоволение от Господа; а человека коварного Он осудит (Притч.12:2).

На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых (Притч.15:3).
Все сделал Господь ради Себя; и даже нечестивого блюдет на день бедствия (Притч.16:4).

Ухо слышащее и глаз видящий - и то и другое создал Господь (Притч.20:12).
Богатый и бедный встречаются друг с другом: того и другого создал Господь (Притч.22:1).
Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь (Притч.29:13).

ОТРЕШЕНИЕ ОТ ГНЕТА ЧУВСТВ И СТРАСТЕЙ ПЕРЕД ПОКАЯНИЕМ
Соверши дела твои вне дома, окончи их на поле твоем, и потом устрояй и дом твой (Притч.24:27).

ОЧИЩЕНИЕ ГРЕХОВ ПОКАЯНИЕМ
Кто может сказать: «я очистил мое сердце, я чист от греха моего?» (Притч.20:9).
Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован (Притч.28:13).
Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла (Притч.16:6).

САМООТВЕРЖЕНИЕ ВО СПАСЕНИЕ БЛИЖНЕГО СВОЕГО
Спасай взятых на смерть, и неужели откажешься от обреченных на убиение? (Притч.24:11).


Рецензии