Сверчковы
***
Компиляции
Примечание.
Наверняка часть описанных ниже персоналий не относится к роду по заданной в оглавлении теме и является просто однофамильцами.
При прочтении следует учесть, что некоторые адаптированные национальные латинские литеры, в частности польские, не отражаются в тексте.
Прим.
В наименовании шляхты польской есть понятие природной шляхты, то есть именованной по той земле, которая им дана и где живет их род. Отсюда и порой странные фамилии.
Прим.
Если фамилия имеет герб, он будет приводиться вне связи или отсутствия таковой с перечисленными персоналиями, поскольку были времена, когда принадлежность скрывалась, а было и наоборот - когда дворянское прошлое придумывалось. То есть герб присутствует только как дополнительная информация и не привязан ко всем носителям фамилии.
Прим.
В случае списков подобных ‘’Атемарской десятне’’ запись наподобие
‘’ двор Урозмаметя Мурзы Нурушева сына князь Максутова’’ персона в дальнейшем фигурирует и как Нурушев и как Максутов.
Прим.
Естественно носителями фамилии являются представители разных этносов, но в их перечне есть и татары, причем записанные и как татары и как кряшены.
Сейчас и в дальнейшем в случае подобных фамилий материал будет расширяться по результатам случайного нахождения, поскольку детальный точечный поиск биографий и фотоматериалов займет слишком много времени.
В первую очередь это то, что носитель этой фамилии это не всегда не татарин.
Rodoslovnaja Kniga knjazej i dvorjan rossijskich i vyezzsich, soderzascaja v sebe ... rodoslovnuju knigu ... izvestna pod nazvaniem "Barchatnoj knigi" ... (Genealogisches Buch der Frsten, des Adels ... in Russland.)
books.google.az › books
Rodoslovnaja Kniga knjazej i dvorjan rossijskich i ...
1787
Из Крыма пыхали: 42.) Из Кафы пыхали: "Тургеневы, 44.) Из Золотыя орды пыхали, Ъ 3 Годуновы, Давыдовы, Елчины, 12 Ждановы, Сверчковы, ...
Родословная книга князей и дворян российских и вызжих: Изд. по ..., Том 2
СВЕРЧКОВЫ — В Бархатной книге (II, с. 374) отмечен выход рода из Золотой Орды. С.Б.Веселовский (1974, с. 281) и А.А.Зимин (1980, с. 192 193) предполагают начало рода от Константина Фёдоровича Сверчка сына Сабурова, впервые отмеченного под 1489 годом.… … Русские фамилии
https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/91669/
Сверчковы — дворянский род, восходящий к началу XVII в. Алексей Васильевич С. (умер в 1825 г.) был министром резидентом во Флоренции. Этот род С. внесен в VI и II части родословной книги Тверской и Могилевской губ. (Гербовник, II, 103). Есть еще несколько… … Большая биографическая энциклопедия
https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/91669/
Сверчковы-Сабуровы — русский дворянский род, одна из ветвей дворян Сабуровых, происходящих от татарского мурзы Чета. Общие сведения Основатель рода Сабуровых, потомок Чета в V колене, Фёдор Иванович Зернов Сабур имел 6 сыновей, младший из
которых Константин…
https://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/91669/
Род:Сабуровы
***
Сабуровы - русский православный христианский казачий род ордынского татар-казачьего происхождения. Среди представителей реестровые бояре царства Русского, реестровые дворяне Российской империи, граждане Российской Республики в т.ч. в составе Советского Союза.
Упоминания
"Чет-мурза (в св. крещении Захария) — выходец, из Золотой Орды. Летописец относит прибытие его в Россию к 1330 г. — "в лето 6838 прииде из Орды князь Чет, а во св. крещении Захария"
"Родная сестра Петра Ивановича Саломона, Софья Ивановна Саломон (1822–), была замужем за Сергеем Ивановичем Сабуровым (1811–), потомком костромского мурзы-боярина Захарии Чета и Федора Ивановича Зернова, по прозванию Сабур, который и был родоначальником дворянского рода Сабуровых (XV в.)."
Некоторые Сабуровы - дворянский род, одного происхождения с Годуновыми.
Праправнук мурзы Чета, Федор Иванович Зернов, по прозванию Сабур, был родоначальником С.
Старший сын его, Михаил († 1464), служил Дмитрию Шемяке, а потом Василию Темному и Иоанну III.
Братья его, Василий († 1485) и Семен Пешко († 1484), также были боярами; от последного из них произошла угасшая в конце XVI в. ветвь Пешковых-Сабуровых.
От младшего их брата Константина Сверчка происходила ветвь Сверчковых-Сабуровых, угасшая в XVII в.; старший из его сыновей, Юрий Константинович († 1512), боярин, был отцом Соломонии — 1-й жены Василия III; брат ее, Иван-Василий Константинович, был кравчим.
Василий Борисович († 1578) и Богдан Юрьевич С. († 1598) были боярами.
Дочь Богдана Юрьевича Евдокия († 1619), в иночестве Александра, была 1-ю женою царевича Иоанна Иоанновича, сына Ивана Грозного.
Род внесен в VI и IV ч. род. кн. Саратовской, Тамбовской, Пензенской, Смоленской, Московской и Владимирской губ.
Всего записей в роду «Сабуровы»: 113
https://ru.rodovid.org/wk/:
Сверчков-Сабуров Юрий Константинович
***
Дата смерти
1512
Принадлежность
Великое княжество Московское
Звание
Воевода
Сражения/войны
Русско-казанская война (1505—1507)
Юрий Константинович Сверчков-Сабуров (? 1512) — московский дворянин, окольничий и воевода на службе у московских князей Ивана III и Василия III.
Происхождение и семья
Дворянин из рода Сверчковых-Сабуровых — потомок в VII колене татарского мурзы Чета.
Старший из пяти сыновей Константина Фёдоровича Сверчка-Сабурова, тесть Василия III — отец великой княжны московской Соломонии Юрьевны.
Четыре его брата: Борис, Тимофей (Замятня), Даниил, и Иван также состояли на московской службе, но особо высоких должностей при дворе не получили.
Имел четырёх сыновей Ивана, Андрея, Фёдора и Афанасия.
Из его потомков наиболее заметной фигурой был внук — Яков (Замятня) Иванович — воевода при Иване Грозном
Служба
В 1494-95 годах руководил переписью Обонежской пятины в Новгородской земле.
С 1501 года был наместником в Кореле.
В 1505 году выдал дочь Соломонию замуж за Василия III. Став тестем царя, занял видное положение при дворе. В феврале 1506 года ему докладывались судебные дела по земельным спорам. В том же году во время русско-казанской войны был воеводой сторожевого полка в Муроме, под общим командованием Даниила Васильевича Патрикеева-Щени, оттуда он был переведен в Нижний Новгород. После существенного поражения под Казанью основных сил русской армии под командованием брата Василия Дмитрия Жилки, оставлен воеводой в Нижнем Новгороде.[1]
В конце 1509 года во время похода Василия III на Новгород и Псков был оставлен в Москве, вероятно, по старости. Умер в 1512 году.[1]
Примечания
Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России. — С. 193, 195.
Литература
Богуславский В. В. Славянская энциклопедия. Киевская Русь — Московия : в 2 т. — М.: Олма-Пресс, 2005.
Зимин А. А. Формирование боярской аристократии в России во второй половине XV — первой трети XVI в. — М.: Наука, 1988. — 350 с. — 16 000 экз. — ISBN 5-02-009407-2.
https://ru.wikipedia.org/wiki/-,_
Сверчковы
***
Описание герба: см. текст >>>
Том и лист Общего гербовника
II, 103
Губернии, в РК которых внесён род
Тверская, Могилевская
Части родословной книги
VI, II
Подданство
Царство Русское
Россия Российская империя
Имения
Равенская
Сверчковы — дворянский род, столбового дворянства.[1]
Род внесён в VI и II части родословной книги Тверской и Могилёвской[2] губернии (Гербовник, II, 103).
Есть ещё несколько родов Сверчковых позднейшего происхождения.
«Фамилия Сверчковых служила российскому престолу многие годы на разных службах и жалована была от разных Государей, в том числе в 1618 и других годах поместьями». Для подтверждения дворянства по указу Екатерины II в 1795 производился сбор соответствующих документов. Михаил Николаевич Сверчков предъявил купчие крепости на жалованные Сверчковым земли и родословную (7.08.1798). Предъявил он и герб Сверчковых, утвержденный Правительствующим сенатом. На основании документов род Сверчковых был утвержден в древнем дворянстве с внесением в VI- часть родословной книги Тверской губернии.
Описание гербов
Герб Сверчковых 1785 г.
В Гербовнике Анисима Титовича Князева 1785 года имеется изображение печати с гербом Василия Александровича Сверчкова: щит разделен вертикально на две неодинаковые половины. В правой, большей половине, в карминовом поле, изображена согнутая в локте рука в латах, держащая меч остриём вверх. В левой меньшей половине, в золотом поле, изображено коричневое копьё, остриём вверх. Щит расположен на мантии княжеского достоинства, увенчанная дворянской короною. С короны к щиту свисают нитки бус из драгоценных камней, из коих на средней подвешено сердце[3].
Герб. Часть II. № 103.
Щит разделён горизонтально на две части. В верхней части щита на голубом поле — золотое сердце и под ним серебряная стрела, летящая в правую сторону. Нижняя часть разрезана перпендикулярно чертой. В правой части на серебряном поле видна выходящая из облака орлиная лапа с мечом, вверх поднятым. В левой части на красном поле — золотая пика, обращённая острым концом вверх.
Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянской короной на нём и тремя страусовыми перьями. Намёт на щите голубого и красного цвета, подложенный золотом.
Известные представители
Сверчков Иван Михайлович - московский дворянин (1676-1677).
Сверчков Фёдор Сергеевич - стряпчий (1682-1692).
Сверчковы: Афанасий Иванович, Григорий и Никита Степановичи, Семён Сергеевич - стольники (1686-1696)[4].
Алексей Васильевич Сверчков (1792—1828) - министр-резидент во Флоренции, где был владельцем картинной галереи.
Иван Васильевич Сверчков (ум. 1858) - штабс-капитан Измайловского полка. В 1852 году имел в собственности деревню Равенская, которая имела 61 двор с населением мужчин 222, женщин 204.
Литература
Сверчковы // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
Примечания
Сост. граф Александр Бобринский. Дворянские роды, внесенные в Общий Гербовник Всероссийской Империи: в 2-х т. – СПб, тип. М. М. Стасюлевича, 1890. Автор: Бобринский, Александр Алексеевич (1823—1903). Сверчковы. Часть II. стр. 59.
Алфавитный список дворянских родов, внесенных в родословные дворянские книги Могилевской губернии: составлен в 1908 году. — Могилев: Типо-лит. Я.Н. Подземского, 1908. — С. 13. — 25 с.
Сост. А.Т. Князев. Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года. Издание С.Н. Тройницкий 1912г. Ред., подгот. текста, послесл. О.Н. Наумова. - М. Изд. “Старая Басманная”. 2008г. Сверчковы. стр. 167. ISBN 978-5-904043-02-5.
Алфавитный указатель фамилий и лиц, упоминаемых в Боярских книгах, хранящихся в I-ом отделении московского архива министерства юстиции, с обозначением служебной деятельности каждого лица и годов состояния, в занимаемых должностях. М., Типогр: С. Селивановского. 1853 г. Сверчковы. стр. 369.
https://ru.wikipedia.org/wiki/
ГЕРБ РОДА СВЕРЧКОВЫХ
***
Герб рода Сверчковых внесен в Часть 2 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи, стр. 103
Описание герба (блазон):
Щит разделен горизонтально на две части, из коих в верхней в голубом поле изображено золотое Сердце и под ним серебряная Стрела летящая в правую сторону. В нижней части разрезанной перпендикулярною чертою, в правом серебряном поле видна выходящая из облака Орлиная Лапа с Мечом вверх подъятым. В левом красном поле означена золотая Пика остроконечием обращенная вверх. Щит увенчан обыкновенным дворянским шлемом с дворянскою на нем Короною и тремя Страусовыми перьями. Намет на щите голубого и красного цвета, подложенный золотом.
Фамилии Сверчковых многие Российскому Престолу служили разные дворянские службы, и жалованы были от Государей в 7126/1618м и других годах поместьями. Все сие доказывается копиями с жалованных на поместья грамот, справкою Архива вотчинной Коллегии и родословною Сверчковых.
КОММЕНТАРИИ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ:
Изображение самобытной версии герба Сверчковых на печати Василия Александровича Сверчкова.
Источник: Тройницкий С.Н., изд. «Гербовник Анисима Титовича Князева 1785 года», стр.136, печ. 288. CПб, 1912.
© 1999-2020 Сетевое издание «Геральдика.ру»
редактор сайта - А.Н. Хмелевский, gerb@gerbovnik.ru
При воспроизведении текстовых материалов или изображений ссылка на gerbovnik.ru обязательна.
https://gerbovnik.ru/arms/253.html
Анималист Сверчков
***
Сверчков Николай Егорович
За творческую жизнь им было создано 350 картин, 1000 рисунков и 12 скульптур. Высот в исторических и батальных полотнах художник не достиг, зато остается лучшим анималистом 19 века. Удивительны физиономии животных, которых он рисовал, их гордая стать, которой люди не перестают любоваться, отдавая дань верным помощникам человека с древнейших времен…
Отец художника происходил из крестьян и служил старшим конюхом и кучером в придворных конюшнях. Мальчик рано начал рисовать лошадей и других животных. Заметив явный талант сына, родители отдали его в 1827 году в Воспитательное училище при Академии художеств. Но по слабому здоровью Николая вскоре определили в училище общего типа. По окончании его, служа в хозяйственном департаменте, молодой человек продолжал упорно заниматься рисунком и живописью, а в 1839 году дерзнул послать на академическую выставку картины «Автопортрет», «Ездок», «Итальянка с гитарой» и «Портрет девицы Сверчковой». Работы были оценены весьма высоко, и юношу удостоили звания свободного художника портретной живописи. Вскоре он был приглашен на место художника Хреновского и Чесменского государственных конных заводов, крупнейших в России. В этой должности он создал целую галерею, представляющую породистых кобылок.
Прославившись своим знанием пород и умением передать их особенности, Сверчков стал получать заказы от известных коннозаводчиков. Он изъездил Россию из конца в конец, узнал нравы провинции и воплотил их в жанровых зарисовках. Мы видим портреты легких изящных тонконогих жеребцов,
скульптурно играющих мышцами, летящих рысью почти над землей,
и старых заслуженных водовозов, со сбитыми подковами и рубцами от кнута на крупе…
Произведения Николая Сверчкова на сюжеты из русского народного быта становятся событием на ежегодных академических выставках. В 1852 году, за картину «Помещичья тройка пересекает на всем скаку обоз, тянущийся по большой дороге», художник получил звание академика.
Другая значительная картина: «Грузный экипаж с пассажирами, едущий в знойный летний день», доставила ему, в 1855 году, профессорское звание.
Мастер заявил себя и как знатный литографист. Им были созданы литографии «Кирасиры», «Казаки», «Лезгинский эскорт» (1844) и др. Издательство Дациаро заказало ему серию уличных и дорожных сцен «Эскизы русского» (1845). Издатель Фельтен выпустил «Альбом коннозаводчиков с портретами заводских жеребцов и маток лучших заводов России, писанных с натуры и литографированных художником Н. Сверчковым» (1846–1852).
В 50-е годы художник сблизился с Н.А. Некрасовым, в ярославском имении поэта Карабиха друзья ходили на охоту, ездили на крестьянские праздники. К произведениям Некрасова «Мороз, Красный нос», «Крестьянские дети» Сверчков создал ряд замечательных иллюстраций.
"В столице шум, гремят витии,
Кипит словесная война,
А там, во глубине России -
Там вековая тишина.
Лишь ветер не дает покою
Вершинам придорожных ив,
И выгибаются дугою,
Целуясь с матерью-землею,
Колосья бесконечных нив…"
Влияние сюжетов и идей Некрасова прослеживается и в последующем творчестве живописца. В таких картинах, как «Тройка в степи» (1856), «В метель» (1857) и др. раскрылся не только талант Сверчкова жанриста, но видны сочувствие к ямщицкой доле, уважение к труду простого народа.
Анималист Сверчков Художник, Николай Сверчков, Живопись, Искусство, История, Собака, Животные, Длиннопост
Немалое место в его творчестве занимали и сцены из охотничьей жизни: «Зимняя охота», «Беркутова охота, бывшая в Москве», «Эскизы охоты»,«Охота на волка»
Художник стал чрезвычайно знаменит, создавая множество картин и рисунков, изображающих породистых кобылок, псов, охотничьи сцены, жанровые сюжеты с участием лошадей среди зимних пейзажей.
Известный историк В.И. Коптев в «Очерке русского коннозаводства» (1872) отмечал: «Н.Е. Сверчков написал много портретов знаменитых Хреновских рысаков, которые навсегда останутся в глазах будущих коннозаводчиков прототипами и идеалами, от которых не следует отдаляться. Не будь этих драгоценных изображений рысаков, закрепленных меткой кистью Н.Е. Сверчкова в картинах, а потом карандашом в эстампах, коннозаводчикам представлялось бы широкое поле гадательно мечтать о наружном виде прежних лошадей и воображение, конечно, рисовало бы совсем иным, а не такими, какие они были на самом деле».
В эту цветущую пору своей деятельности художник появляется со своими работами в парижских салонах. Французская критика относится к ним с большой похвалой, а картина «Возвращение с медвежьей охоты», находившаяся на парижской выставке 1863 года поразила императора Наполеона III. Он восхищён русской силой в картине и покупает её.
За нее и за две другие картины – «Ярмарка» и «Станция», проданные также в Париже, живописец награжден кавалерским знаком ордена Почетного легиона (редчайшее событие для российской культуры).
«Выезд царя Алексея Михайловича на смотр воинства в 1664 году» живописец исполнил для императора Александра II, возвратившись из-за границы в Петербург, после чего неоднократно удостаивался работать по высочайшим заказам. В этом ряду картины «Царь Алексей Михайлович с боярами на соколиной охоте близ Москвы»
Рассказ Льва Николаевича Толстого "Холстомер" сразу же после появления в печати в 1886 году привлек к себе внимание художников. Николай Егорович Сверчков сделал два акварельных портрета орловского рысака - "Холстомер в молодости" и "Холстомер в старости" и подарил их писателю. Татьяна Львовна Сухотина о получении Толстым этих произведений Сверчкова:
"Как-то зимой в наш дом в Москве принесли посылку для Льва Николаевича. Он поручил мне ее распечатать. Помню свое чувство восхищения при виде двух прекрасно исполненных акварелей, изображавших: одна - молодую, а другая - старую пегую лошадь. Я, разумеется, сразу догадалась, что это изображение Холстомера в молодости и в старости. Также нетрудно было угадать, что так мастерски написать лошадь в России может только Сверчков... Лев Николаевич с большим интересом и восхищением рассматривал картины. Но в тот период своей жизни он был далек от художественных интересов и старался, насколько возможно, опроститься. Поэтому он не пожелал взять эти картины себе и тут же подарил их мне... Я повесила картины в своей комнате и постоянно любовалась на них. И отец, заходя ко мне, часто обращал внимание на них и делал по поводу них свои замечания. Помню, что ему нравилось в старом Холстомере то, что художник сумел в замученном, искалеченном старике показать его породу".
Сверчков еще много писал Холстомера и лепил из воска прекрасные его скульптурные изображения. Два живописных полотна, например, изображавшие Холстомера, принадлежали петербургскому богачу Елисееву. Судьба всех этих вещей не известна.
Николай Егорович Сверчков умер в 1898 году в возрасте 81 года. Высот в исторических и батальных полотнах художник так и не достиг, зато остается лучшим анималистом 19 века.
Именно в этом жанре мировое искусство продолжает гуманистические традиции полотен русского живописца.
https://pikabu.ru/story/animalist_sverchkov_4061792
Сверчков Владимир Дмитриевич
***
р. 4 сентябрь 1821 ум. 14 июль 1888
Запись:1038765
Полное дерево
Поколенная роспись
Род Сверчковы
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Владимир Дмитриевич Сверчков
Родители
…Димитрий Федорович Сверчков [Сверчковы]
…Катарина Ениш (Сверчкова) [Ениш]
Вики-страница wikipedia:ru:Сверчков, Владимир Дмитриевич
События
4 сентябрь 1821 рождение: Ловийса, Великое княжество Финляндское
брак: …П. В. Рогалёва (Сверчкова) [Рогалёвы]
брак: …Жозефина Крафт (Сверчкова) [Крафт]
14 июль 1888 смерть: Флоренция,Италия
Заметки
женат два раза
https://ru.rodovid.org/wk/:1038765
Сверчков Димитрий Федорович
***
Запись:612595
Полное дерево
Поколенная роспись
Род Сверчковы
Пол мужчина
Полное имя
от рождения Димитрий Федорович Сверчков
События
войсковое звание: генерал-майор
брак: …Катарина Ениш (Сверчкова) [Ениш]
4 сентябрь 1821 рождение ребёнка: Ловийса, Великое княжество Финляндское ,
…Владимир Дмитриевич Сверчков [Сверчковы] р. 4 сентябрь 1821 ум. 14 июль 1888
https://ru.rodovid.org/wk/:612595
Свидетельство о публикации №220041901225