Саша, детский рассказ

   Саша полежал на левом боку, потом перевернулся на правый, а еще через несколько минут – на спину, но заснуть никак не получалось. В последние месяцы все как-то навалилось на него, а тут еще эта контрольная по математике… В общем, он отчаянно завидовал своей младшей сестре, Маше, которая пойдет в школу только в следующем году.
 
   Судите сами. Предметов в четвертом классе стало больше, уроков на дом тоже задают больше. Это раз. Два – бассейн по вторникам и пятницам. Мама говорит, для осанки полезно, да и плавать, вообще говоря, ничего, приятно. Вот только после бассейна нужно сразу за уроки садиться, а там и спать пора. Ни поиграть, ни телевизор посмотреть.
 
   Три – с сентября мама договорилась с Еленой Дмитриевной, чтобы Саша ходил к ней раз в неделю на дополнительные занятия по английскому языку. Опять-таки, Елена Дмитриевна красивая и веселая, хотя иногда и строгая, и заниматься у нее английским интересно. Но она тоже дает задания на дом, как в школе!
 
   Мало того, мамина подруга зовет Сашу в танцевальную школу – ее Юле нужен партнер. Говорят, будет видная пара – у Саши из-за плавания осанка хорошая, а Юля – вся такая воздушная, танцевальная. Вообще-то, Юлька и вправду девчонка хорошая, не вредная, но это тогда у Саши совсем времени свободного не останется! Хорошо, мама видит, как он сейчас устает, сказала – давай подождем до нового года, а там и решим.
 
   А тут еще эта контрольная…

   ***

   - Эй, ты чего, уснул что ли? – кто-то потряс Сашу за плечо. Он открыл глаза и увидел перед собой горящий костер, сидящих возле него мальчишек, а вокруг, на фоне светлого летнего неба, силуэты лошадей, которые казались какими-то сказочными исполинскими животными.
 
   Почему-то все это совсем не удивило Сашу, как будто так и должно было быть.
 
   - Так вот, заходят они на водяную мельницу, а внутри – ни души, и тишина мертвая. Попривыкли – вроде ничего, не очень страшно. Да и любопытно, вот и пошли дальше. Тут половица под ногами как скрипнет, аж мурашки! И, почти сразу – бабах, дверь входная и закрылась!
 
   Игнат, мальчик лет двенадцати, замолчал, потянулся за веткой и подбросил ее в костер. Все, затаив дыхание, ждали продолжения. Наконец, кто-то не выдержал:
 
   - Не томи, что там дальше-то было?
 
   Игнат выждал еще немного, потом продолжил:
 
   - Темно же вокруг, куда идти – не видно. Пошли медленно, наощупь. И тут Васька как заорет: «Погибаю, меня водяной за ногу схватил и тащит к себе под воду!» Ну, все рванулись, кто куда, кто-то дверь нашел и на улицу вылетел, за ним остальные. Васька последний выскочил, плачет, что бросили его, насилу от водяного вырвался.
 
   Где-то за спиной звучно фыркнула лошадь, и Саша немного вздрогнул от неожиданности.
 
   - А Илюха говорит Ваське – ты, мол, сам за веревку ногой зацепился, никакой водяной тебя не тащил. Хотели было вернуться – посмотреть, есть ли там веревка, да не решились, боязно. Известно же – водяная мельница и есть для водяного лучший дом, особливо заброшенная.
 
   На этом Игнат закончил свой рассказа и сказал, обращаясь к Саше:
 
   - Сходите с братом, гляньте, не залезла там Гнедая в реку?
 
   Игнат был старшим среди мальчишек, которых отправили в ночное, пасти лошадей. Ночью лошадям пастись вольготно  – слепней да оводов нет, никто не кусает, да и не так жарко, как днем. Пастухам тоже полегче – слепень-то не разбирает, где лошадь, где человек, жалит всех подряд.
 
   Саше было немного боязно приближаться к ночной реке после рассказов про водяного, но нельзя было показать эту боязнь перед младшим братом, поэтому он сказал:
 
   - Пошли, Леш, да кнут с собой захвати.
 
   Стреноженную Гнедую они нашли неподалеку от реки и на всякий случай отогнали ее подальше в поле, а после вернулись к костру. Стоило сесть на свое место и посмотреть на огонь, как глаза сами стали закрываться, и Саша не заметил, как заснул.
 
   ***
 
   - Вставай, вставай, контрольную проспишь! – маме пришлось потрясти крепко спящего Сашу за плечо, чтобы разбудить. – Давай, умывайся, завтрак уже на столе!
 
   Саша проснулся и резко сел на кровати. Сон, который ему приснился, был очень странным. Странным было и то, то он его очень хорошо помнил. Обычно Саша запоминал только окончание сна, но этот он мог рассказать целиком, со всеми мельчайшими деталями.
 
   Странный сон настолько впечатлил Сашу, что куда-то пропало и волнение перед контрольной. Да и сама контрольная прошла на удивление спокойно, Саша смог сделать все задачи и был почти уверен, что получит либо пятерку, либо четверку. Впрочем, это не казалось уже особенно важным.
 
   А вот что было по-настоящему важным, так это сон. Саша думал о нем весь день и вот что надумал.
 
   Во-первых, во сне его так и зовут, Саша. Хотя здесь ему десять лет, а во сне он немного младше – там ему лет восемь, не больше.
 
   Во-вторых, во сне у него есть  младший брат, Леша, и, кажется, кто-то еще, хотя в жизни – только сестра Маша.
 
   В-третьих, и это главное, действие сна происходит в какое-то другое время, не сейчас. Чем-то сон был похож на рассказы деда, тот тоже рассказывал, как пас лошадей, когда был мальчишкой.
 
   Неужели сон происходит в прошлом? Интересно. А еще интереснее, будут ли такие сны сниться часто, или это было только один раз? Узнать можно было только одним способом.
 
   Саша почистил зубы и пошел спать пораньше.
 
   ***
 
   На этот раз во сне Саши был солнечный день. Они с отцом шли в сторону конюшни, чтобы седлать коня. Саше было боязно.
 
   - Не рано ему еще? – спросила у отца мама.
 
   - Пора, пришло время. Да и не набегается он за коровами пешком, - ответил отец.
 
   Саша подрос, и ему предстояло стать пастухом при коровьем стаде. Стадо было большим, голов на сто двадцать, и уходило пастись ранним утром, а возвращалось к закату. В полдень стадо подгоняли поближе к деревне, чтобы хозяйки могли подоить коров. До вечера те успевали снова набрать полное вымя молока.
 
   Саше уже доводилось ездить в седле, но то была старенькая и спокойная кобыла небольшого роста. Сейчас же они шли седлать Бурана – большого вороного жеребца, норовистого и сильного.
 
   На входе в конюшню в нос ударил характерный запах. Внутри было темновато, но Саша сразу узнал Бурана. Оно показался ему еще большим, чем обычно, просто огромным. Отец надел на него уздечку и дал поводья Саше.
 
   - Выводи его во двор. Да держи поводья тверже – он должен почувствовать твою силу, - сказал Саше отец.
 
   Легко сказать – должен почувствовать силу. Какая же сила может быть у восьмилетнего мальчишки по сравнению со взрослым конем?
 
   Саша вывел Бурана из конюшни и привязал к изгороди. Потом положил ему на спину чепрак – подстилку под седло, чтобы не натереть коню спину. Затем взял тяжеленное седло, закинул его на спину коня и хотел было затягивать подпругу.

   - Не торопись, - послышался спокойный голос отца. – Чувствуешь, он волнуется, не привык еще к новому человеку? Дай ему успокоиться и продолжай, но не торопясь.
Саша постоял немного совсем близко к Бурану, чтобы он чувствовал его запах, и полез под брюхо коня затягивать подпругу.

   - Только бы не лягнул, только бы не лягнул! – стучало в голове Саши. Но Буран стоял спокойно, только перетаптывался  с ноги на ногу. Саша затянул как следует подпругу и вынырнул из-под коня.

   - Так, теперь отвязывай его и садись в седло! – скомандовал отец. Саша собрался с духом, поставил ногу в стремя и, сильно оттолкнувшись ногой, взлетел на спину коня. Буран сделал пару шагов вбок и недовольно фыркнул.
 
   - Не так скоро, не так скоро! Он к тебе еще не привык! – сказал отец. Саша посмотрел на отца  - казалось, он смотрит на него с крыши избы, таким высоким был Буран. - А теперь держи поводья крепче и давай шагом по двору. Шагом!
 
   Саша повернул морду коня в сторону и слегка подтолкнул его пятками в бока. Конь пошел по двору, а Саша сидел на нем, уцепившись за поводья и слегка покачиваясь. Но Буран ходил ровно и, кажется, вполне привык к новому всаднику. Постепенно Саша освоился и сел посвободнее.
 
   - Так, а теперь выводи его на рысь, но не быструю! – послышался голос отца. Саша еще немного подтолкнул Бурана пятками, и тот ускорился. Сашу начало болтать по большой конской спине, тогда он привстал на стременах и попытался пружинить ногами. Получалось сначала не очень, но потом Саша освоился. Постепенно страх ушел, и было очень здорово ехать на огромном сильном Буране, пусть пока еще и по двору, и неспешной рысью.
 
   - Ну добро, пока хватит. Слезай и поводи его по двору под уздой, потом поставь в конюшню и расседлывай. И приходи обедать.
 
   Голос отца застал Сашу врасплох. Что, уже время обеда? Как быстро время пролетело…
 
   - Сашка молодец, - рассказывал за обедом отец маме. – Буран в нем признал хозяина. Думаю, послезавтра можно его будет подпаском отправлять. А там скоро и сам со стадом управится.
 
   Саша был очень доволен. Правда, к вечеру разболелись ноги, но это было совсем мелочью по сравнению с тем, что совсем скоро ему доверят настоящего коня и он будет, свободный, как ветер, целый день пасти настоящее стадо…
 
   ***
 
   В настоящей жизни у Саши все складывалось не так хорошо. Он постоянно что-то не успевал сделать - казалось, будто в сутках не хватает по крайней мере пары часов. Дела наваливались, как снежный ком, и, казалось, жизнь никогда не станет проще.

   Ночной Саша ловко управлялся с огромным стадом, водил коров в потаенные места, где трава была густой и свежей. Коровы стали давать больше молока, да и молоко было отменным – жирным, вкусным. Снимай сливки и делай хоть масло, хоть творог. Все были им довольны – и хозяйки коров, и отец, и мама. А дневной Саша метался меду уроками, бассейном и английским и ничего не успевал сделать толком.
 
   - Почему, почему во сне удается делать такие трудные дела, и там я все успеваю? Устаю, конечно, но успеваю. А здесь ведь тоже устаю, но без толку! – невесело подумал Саша.
 
   - Да и сам я во сне какой-то другой – ловкий, смелый. И еще… Какое там слово? Вот, собранный, - вспомнил Саша, наконец. – Во сне я собранный. А здесь, в жизни – я совсем другой. Или и здесь я тоже ловкий и смелый, только не знаю этого? Потому все и идет наперекосяк?

   Саша решил взяться за дела так же, как он это делает во сне. Для начала, было бы неплохо не засиживаться с уроками допоздна, а делать их сразу после школы, и быстро. Это было трудно – собраться и не отвлекаться, - но Саша стиснул зубы и дал себе слово любой ценой продержаться неделю.

   Через неделю выяснилось, что с уроками действительно можно справляться быстрее. А еще много времени можно выиграть, если не копаться, а быстро собираться на улицу, в бассейн или школу.

   Постепенно Сашина жизнь начала налаживаться. Как-то незаметно он начал все успевать, да еще и время свободное оставалось. В то же время он стал замечать в других учениках в своем классе какую-то вялость и нерасторопность. Многие жаловались на то, что ничего не успевают и сильно загружены.

   - И что они знают об усталости? – улыбался про себя Саша. – Они что, коров целый день пасли?

   Сны про деревню стали сниться ему реже – сначала он видел их каждую ночь, потом через ночь, а теперь не чаще раза в неделю. И вот однажды…
 
   ***
 
   Стоял жаркий летний полдень. Коровы разбрелись по лугу на берегу реки и лениво жевали траву. Кажется, никто из них не собирался скрываться в лесу или лезть в кустарник, как это иногда бывало, так что у Саши появилось несколько свободных минут. Он подъехал к самой воде и спрыгнул с коня.

   С другого берега слышались веселые крики – это купалась малышня. Неширокая, но довольно быстрая речка как раз в этом месте разливалась тихой заводью, и течение там было несильным. Саша увидел среди ребят своего брата Лешку, тот радостно махал ему рукой.

   Саша махнул рукой в ответ, снял рубашку и побрызгал на себя водой. Вода приятно освежала.

   - Окунуться, что ли? – подумал он. За Бурана Саша не беспокоился – каждое утро мальчик приносил коню то морковку, то яблоко, и Буран сильно к нему привязался. Бывало, погонится Саша за коровой пешком – а Буран за ним идет, как собачка. Вот и сейчас конь спокойно пил воду из реки, и Саше даже не пришла мысль привязывать его за поводья.

   - Наверное, не стоит, - решил Саша. – Еще кто из деревни увидит – скажут, купается там, за коровами не следит. Отцу пожалуются…

   В этот момент с того берега раздался крик намного сильнее обычного. Саша поднял голову – ребята на том берегу махали руками и бегали вдоль берега по колено в воде, а довольно далеко от берега из воды то появлялась, то ныряла чья-то голова.

   - Дурачится или вправду тонет? – подумал Саша. И в эту же секунду он понял – это же Лешка тонет!

   Мысли понеслись вскачь.

   - Можно вскочить на Бурана, проскакать до мостика и подъехать к заводи с того берега. Нет, долго, не успею. Значит, придется переплыть реку. Получится? Должно получиться!

   Саша быстро вошел в воду и поплыл. Чем ближе он подплывал к середине реки, тем сильнее становилось течение. Саша чувствовал, что его сносит, и начал бороться изо всех сил. Казалось, он застыл на одном месте. Но нет – мало-помалу другой берег начал приближаться, приближался и барахтающийся Лешка.

   Когда Саша доплыл до Лешки, то почти выбился из сил. Саша попытался приподнять голову брата над водой, но тот явно паниковал, судорожно бил руками и ногами и постоянно хлебал воду открытым ртом.

   - Держись, дурила! – просипел сквозь зубы Саша. Становилось страшно – он чувствовал, что вытащить Лешку на берег у него не хватает сил.

   Сзади раздалось громкое ржание. Буран беспокойно ходил вдоль берега, явно волнуясь за хозяина, затем послышался плеск – конь вошел в воду и поплыл к Саше.

   - Плыви, плыви, Буранушка! – подумал Саша. Он изо всех сил старался держать голову брата на поверхности, но ему казалось, что Буран плывет так медленно. Кажется, прошла целая вечность, прежде чем над ними показалась огромная голова коня. Саша одной рукой изо всех сил уцепился за гриву, другой обхватил брата, и Буран вынес их на берег.

   Саше хотелось лечь на землю и ни о чем не думать. Он уже почти растянулся на земле, но тут же вскочил – а как же Лешка? Брат был сильно испуган, его как-то странно трясло, он судорожно глотал воздух ртом и, кажется, готовился заплакать. Наверное, нужно свезти его домой.

   Саша взглянул на другой берег. Коровы все так же неторопливо жевали траву, как будто ничего и не произошло.

   - Никуда не денутся, соберу потом, в случае чего, - подумал Саша, садясь на коня, и сказал уже вслух:

   - Давай руку, домой тебя отвезу. Мореплаватель!
 
   ***
 
   Саша проснулся еще до сигнала будильника, немного посидел на кровати, оделся и вышел завтракать. В голове засела мысль:

   - А я бы смог так же в настоящей жизни?

   Целый день Саша думал об этом. Наверное, все же смог бы. Тем более, плавает-то он хорошо. Ладно, а если бы нужно было лезть не в реку? Скажем, если бы Машка провалилась куда-нибудь. Полез бы за ней? Полез, наверное. Да куда она провалится, с ней же мама все время гуляет?

   Саша задумался, потом подошел к маме и сказал:

   - Давай я сегодня вечером с Машкой на горку схожу. Ты не волнуйся, я за ней хорошо следить буду.

   Мама удивилась, но согласилась. Саша и Маша катались с ледяной горки, и опекать младшую сестру оказалось не так уж и плохо. По крайней мере, девочки – ровесницы Саши – смотрели на него с уважением и одобрением, и это было довольно приятно. Саша задумался о девочках, и ему внезапно вспомнилась Юля и школа танцев.

   Вернувшись домой, Саша сказал маме:

   - У меня вроде время освобождается – если Юля не против, я хотел бы встать с ней в пару в танцевальной школе.

   - А ты не будешь слишком уставать? – спросила мама.

   - Нет, - засмеялся Саша. – Это же не коров пасти целый день.

   - Ты что-то часто про коров стал говорить. Рассказы деда, Алексея Михайловича, вспоминаешь? – улыбнулась мама.

   Саша хотел ответить, но тут знакомое имя Алексей Михайлович вызвало у него в голове новую мысль. Он задумался:

   - Алексей? Михайлович? А как звали моего отца во сне? Михаил, кажется? Точно, Михаил. А брат мой, Лешка – стало быть, Алексей Михайлович, как мой дед? А я кто во сне? Александр Михайлович? Что-то знакомое, вроде я когда-то слышал это имя!

   - Мам, а кто такой Александр Михайлович? – спросил Саша.

   Мама удивилась вопросу, но ответила:

   - Это старший брат твоего дедушки. Твой дед его очень любил. Не помнишь, дедушка рассказывал, как он в реке тонул, а брат Александр его спас?

   У Саши мурашки пошли по коже. Все сходится! Во сне он был братом своего родного деда, Александром Михайловичем! Он помолчал немного, потом спросил:

   - А почему я его никогда не видел?

   - А Александр Михайлович погиб на войне. Он самым старшим братом был, в 18 лет ушел на фронт и не вернулся. Он даже жениться не успел, и детей у него не было. Когда ты родился, дедушка твой, Алексей Михайлович, попросил назвать тебя в честь брата, Александром. Так что зовут тебя в честь твоего двоюродного дедушки. Но ты не волнуйся, он очень хорошим человеком был.

   - Да, очень хорошим, - согласился Саша. Внутри было тепло и немного грустно.


Рецензии