Черная борода

На остановке трамвая под номером 2 сидит бомж, завсегдатай этого района. Лет примерно от 40 до 50. С огромной черной как смоль густой бородой и курчавыми волосами. Курносый мясистый нос его чем-то похож на картошку. В другие времена он мог бы быть хорошим солдатом и вгрызаться во вражеский дзот. Или быть полярником на крайнем севере, исследователем вечной мерзлоты. Хотя больше всего он похож на пирата, корсара южных морей.

Однако сейчас этот бомж - просто бомж, сидящий на остановке в зеленой замасленной куртке. Но уважая его героическую судьбу в параллельной реальности, я называю его пират Черная Борода.

Черная борода появился здесь года полтора назад. И теперь я часто вижу, как он идет по Покровке, смешно вышагивая на пяточках в заношенных остроносых ботинках. Видимо, проблемы со ступнями - переломы или еще какие-нибудь незалеченные болячки.

Черная Борода, увидев меня, как всегда просит мелочь или сигарет, но я в очередной раз игнорирую его просьбы.

Настроение у меня сегодня хорошее. И я вдруг решаю узнать, как он дошел то такой жизни, от чего не стал пиратом, солдатом, полярником или на крайний случай обычным законопослушным семьянином. Черная борода смотрит на меня сначала с недоумением, потом с любопытством, потом с хитринкой в усталых глазах и принимает внутреннее решение - исповедоваться.

Из рассказа бомжа я узнаю, что он отсидел в совокупности 20 лет (в последний раз за убийство) и теперь наконец-то вернулся в родные края. Жил он на площади Горького с мамой. За время мытарств Черной Бороды по зонам мама его не выдержала такой судьбы и отдала богу душу. Квартиру в центре города, причитающуюся пирату, отжали родственнички и теперь он вынужден мотаться по центру города, выпрашивая мелочь или сигаретку.

- Как тебя зовут? - спрашиваю я.
- Лёха! - отвечает Черная борода.

Вот это поворот. В черных карих глазах Черной бороды еще не погас огонек. Сейчас, конечно, он уже ни на что не способен. Но окажись мы в других обстоятельствах, он без особых раздумий вцепился бы мне в горло, если бы я его унизил или оскорбил. И я думаю, что мне отчасти повезло, что мы не встретились с ним при других обстоятельствах.

- Ну и как дела, Леха? Что думаешь делать дальше? Дальше слоняться по центру или что?

- Ты знаешь, мне все здесь надоело. Здесь на воле очень тяжко и мне уже никак не устроиться. Квартиру забрали, работы нет. Хочу вернуться обратно на зону. Там все было понятно и ясно. Там я был человеком.

- Ну так и что мешает? Укради что-нибудь из магазина и снова сядешь.

- Да, но сяду не надолго. Да и не пускают меня в магазин. Охранники прогоняют. Да и менты постоянно колотят.

- Тогда убей кого-нибудь... Мента, своего обидчика - говорю я Черной бороде в шутку. Но вижу, что мои слова заставили его задуматься. В его черных пиратских глазах промелькнула искра.

- А что? Дествительно, убью! - отвечает мне последний пират Поволжья.

- Хотя нет, подожди... Ну убьешь ты и сядешь. И уже больше никогда не выйдешь. С одной стороны тебе будет хорошо. А что с другой? Тысячи таких как ты будут слоняться по улицам в поисках мелочи и сигаретки. И ничего никогда не изменится.

- Ну и что тогда делать?

- Тебе уже нечего терять. Правильно?

- Да, терять особо нечего - молвит чернобородый.

- Так не лучше ли убить не одного человека, а убить всю эту систему в целом. Систему, которая несправедливо распределяет ресурсы, которая не считается с простым рабочим народом, как я и как
когда-то был ты. Систему, где все богатства планеты находятся в руках горстки некрасивых и уродливых душой и телом людей. Где мы вынуждены целыми днями впахивать, чтобы просто поддерживать свое существование, чтобы что-то есть и пить. А те мертвецы, отгородились от нас высокими заборами, купаются в роскоши, нюхают кокаин и просят отнестись к этому с пониманием.

- Да, это я все понимаю. Но я-то что один сделаю. Дай лучше мне мелочи какой - негодует бомж.

- Я дам тебе мелочи, брат. Но сначала ты должен стать пиратом. Исполни свое предназначение, тебе ведь все равно нечего терять. Осуществи революцию, переворот, собери банду корсаров и угони крейсер. Повесь на рее всех этих разъебаев в черных костюмах, которые ежедневно втирают нам какую-то дичь с экранов. Начни делать что-нибудь масштабное.

- А почему бы тебе самому не начать делать что-то масштабное? Почему бы самому не пойти на баррикады ради светлого будущего, ради социализма и торжества коммунизма? Зачем ты говоришь об этом мне, усталому и замученному миром и жизнью бомжу. Тебе самому не смешно?

- Потому что мне есть что терять. Жену, двоих котов, обустроенный быт. Пусть государство и **** меня каждый день, но я боюсь потерять то, что у меня уже есть. Я боюсь стать таким, как ты. Тебе же терять нечего. Поэтому собери отряд и действуйте.

- Хорошо. Я понял тебя. Но представь, что я соберу банду, ко мне примкнут все босяки и мы осуществим то, о чем ты так яростно говоришь. Переворот, революцию. Но не боишься ли ты, что весь твой быт и ты сам пойдешь ****ой. Не боишься ли ты, что будешь расстрелян пусть не в первую, но и не в последнюю очередь, как враг революции или подвешен за свою не видевшую ****еца шею на первой белой березе. За то, что ты отсиделся, за то, что тебе было что терять.

- Боюсь, я в последнее время только и делаю, что я боюсь. Потому что старею. Я был готов ко всему в 20 лет, но теперь все изменилось. Я все больше становлюсь похожим на тех, кого я так ненавидел тогда, в 17 лет. Когда книги про героев, авантюристов и революционеров читались запоем. Сейчас все мое поколение уже уходит в другие запои. Есть такая убогая поговорка - "если ты не был в 20 лет революционером, то у тебя нет сердца. Если к 40 годам ты не стал консерватором, то у тебя нет мозгов". Но эта поговорка один сплошной ебучий шаблон... Разорви шаблон. Действую, Черная Борода!

- Черная кто? Да ты шутник! Ладно, ладно. Я подумаю над твоим предложением. А пока дай мелочуги на еду и сигаретку, это будет твой вклад в мою подготовку к мировой революции - говорит бомж и смотрит на меня уже с опаской, как на психопата.

Но я не оговорю больше ни слова Черной бороде. И ухожу прочь, так и не дождавшись трамвая.

И, конечно, не даю бомжу ни рубля. Я ведь заказал ему убить капиталистическую систему, убить все нынешнее мироустройство. А деньги выплачиваются только по факту выполнения заказа.

Такое я видел в каком-то низкосортном фильме про мафию.


Рецензии