Запись сорок седьмая. Дурачок

28.03.2003 Снова «Автограф» с  Анатолием Киприяновичем Мастеренко. Издал он ещё один  сборник своих стихов. Очень есть ничего стихи. Он правильный мужчина, цельный, рыцарь. Несмотря на скрюченную руку - выправка  военная. И весь такой завидный. Говорит - вот как в пьесах о положительном герое, искренняя интонация. Ему очень веришь. И поведение - не для галочки и парада, а по зову души - отдать дань ушедшим, например. Приглядывает за Ниной Анатольевной Стусь, помогает в её одиночестве на участке. Говорит, что к нему пачками приходят письма от друзей и сослуживцев. Очень надежный, поэтому люди к нему тянутся. Стихи - не обделил Бог талантом. Есть такие описательные, рифмованные впечатления, не чувства, а именно - впечатления. Походы, зарисовки с натуры. Но есть бытовые зарисовки очень точные, и что ценно - изнутри идущие (не с Парнаса, не из-за облаков), от земного, вот как у тебя на кухне что-то рассказывает, но с такой теплотой к близким. Думаешь: "Будь у моего благоверного такой же талант, и вполне мог он так сказать, но постесняется, а Киприянович не может, стихи из человека «рвутся". Прозу вовнутрь можно затолкать, а стихи - нет, это другой язык, он пока на бумагу не ляжет (или хотя бы вслух не будет произнесен) - распирать тебя будет, не ты над ними властен, они - над тобою.
Галина Ивановна К-ская выпустила новую книгу "Онка" - про Онкологический диспансер. Она там очутилась в 70-х с доброкачественной опухолью (подозревали худшее). В книге - наблюдения за больными и своими на пороге смерти. Она выкарабкалась, но основная масса - полегла. Это очень … В общем, как ведут себя люди, знающие, что им мало осталось. Как с них сходит обыденная шелуха, как проникаются они сочувствием друг к другу, как будто прощаются: "И ты меня прости, и ты не поминай лихом". Почти нет негатива, зависти, склок, все поворачиваются только, чем Бог хорошим снабдил. Даже если это хорошее - любовь к "выпендрежу": открыть окна на проспект и кричать: "Раками торгуем!"
И очень интересна судьба героини - как форточку приоткрыла в свою жизнь этими повестями, невыдуманную или сложенную из массы мелких эпизодов, а именно одна жизнь: с детством - "Синий дым Китая", соседями - "Согра", больными - "Онка".
11.04.2003 Вечер Вайнштейнв Виктора Борисовича. Родился в 1939. Внешне - чисто Бармалей в исполнении Р.Быкова, только не черный, а седой. Маленький - метр с кепкой. Появился на «Автографе» с месяц назад и сразу повел себя по-хозяйски. Садился в центр, иногда даже Ольга Геннадьевна вынуждена была тесниться. Читал свои стихи к месту и не к месту,  критиковал такими словами: «Конечно, стихи сыроваты, но чтобы я имел более определенное  о них суждение, принесите мне ваши рукописи". Наши герои вечеров таращила на него глаза, в которых читалось: "А вы - кто?" Ольга дала ему вечер: раз просите - валяйте, и вечер начала с хиханек. Но этот гномик быстро все расставил по местам. Мол, пишу чуть ли не с детства, где только не печатался. 8 романов, три (или пять?) повестей, еще что-то, ну и стихи.
Когда он на чужих вечерах читал - его все за выскочку непризнанного держали, не особенно и вслушивались. А тут - пришлось. Ну, что. Поэт, поэзия. Но явно выраженная идейная подоплека - он все время делает вызов Богу, причем Христа он вообще не воспринимает, договорился, что у Иосифа, (мужа Богородицы), было пять детей, и вместе с Иисусом (Иешуа) родился его близнец - Яков, который является предком самого Виктора Борисовича. Я заикнулась - "А как же Благовещение?", на что он ответил: "Какое Благовещение? О чем это вы? Христа, о котором пишут Евангелие, не было, это повествование о шести разных людях. Например, Тайная вечеря - это пир царя Антиоха".
Дальше - больше. Человечек явно проповедует своего Бога, но еще Ему же и диктует, ставит упреки и вообще отстаивает свое право критики мироздания и нежелание быть не хозяином своей жизни. В смысле – «не лезь, сам разберусь».
С одной стороны - все это забавно, с другой - очень отталкивающе. Уж не говорю о его явном пренебрежении к христианству, даже презрении, мол, и говорить не о чем, нет темы для серьезного разговора. 
Не люблю стихи с идеологией. Отказалась от комментариев. А понравилось, как он рифмовал слово "пакля" (из Незнайкиных историй). Очень изящное стихотворение получилось (спектакля, капля, не так ли, сакля и т.д.), и еще стишки для детей, в основном про кошек и собак.

Дурачок

Становятся ночи короче,
А вьюги становятся злей.
Весна. Но зима не хочет
Сдавать территорию ей.

Я был  вчера оленёнком,
А нынче уже - олень.
Померяться силою с волком
Не боязно мне, не лень.

Я утром из стойбища вышел,
Полями ушел в леса,
Гулял там и вдруг услышал
Далекие голоса.

Идут меж деревьев люди,
Не ждал лес таких гостей,
Охота сегодня будет,
Ведь самое время ей.

Не зря люди вышли в стужу,
Мороз и пургу кляня,
Нет, я им совсем не нужен,
Нужна только часть меня.

И я сам не свой убегаю,
По грудь мне еще снега,
Тем людям нужны, я знаю,
Мои молодые рога.

Вот свора собак настигает,
От страха не чувствую ног,
Обходят меня, окружают
И гонят куда-то вбок.

"Оленьего бога ради,
Отстаньте", - кричу я псам.
Эх, как хорошо было в стаде,
Надежно как было там!

Сил нет и охотники ближе,
А лесу не видно конца,
Не выжить мне, эх, не выжить,
Не вырваться из кольца.

…А в стаде погонщик старый
Повесит кнут на крючок
И скажет: "Сбежал тот, шалый,
Куда же он, дурачок?"

2004 г.


Рецензии