Мои детские истории

Глава 9. Поездка в Гудауту

Это была одно из самых увлекательных  и длительных путешествий, совпавшее, кроме того, с Олимпиадой - 80 (19 июля – 3 августа). Это была поездка из Николаева (1026 километров, если по прямой) с паромной переправой в Керчи, вдоль всего черноморского побережья, остановкой на ночевку, серпантином военно-грузинской дороги, Сочи, переездом в Абхазию. И два небольших путешествия в Абхазии: на озеро Рица и в Новоафонскую пещеру. Так как в Абхазии я был впервые, меня очень поразила доброжелательность и гостеприимство абхазского народа. Мне было тогда 9 лет.

Все детали, наверное, я вам излагать не стану, в дороге много всего интересного бывает, но та поездка ничего нового с собой не принесла. Расскажу только о самых запомнившихся моментах.

Поехали мы все семьей все на той же нашей любимой Копейке. Поездка предстояла длинная, поэтому папа серьезно отнесся к подготовке автомобиля, сделал дополнительный сервис, а еще поставил автомобильный вентилятор, который, как предполагалось, должен был помочь нам справиться с жарой в движении. И он оказался удивительно прав, особенно в горах, где мы ехали на небольшой скорости, когда даже открытые окна не помогали, и тогда спасал вентилятор.
Первым масштабным впечатлением для меня по дороге стала паромная переправа в Керчи, которая должна была помочь нам перебраться через Керченский пролив, чтобы продолжить наше путешествие на Кавказ. Я думал, что нам потребуется много времени, чтобы переправиться, но тогда, в далеком 1980 году, паромы ходили один за другим, как автобусы. К слову, папа тоже раньше никогда паромной переправой не пользовался, и немного волновался, как это все будет. Паромы, правда, не обладали большой вместимостью, но за счет опыта погрузчиков и паромных рабочих, все получилось чрезвычайно стремительно. Во время транспортировки машины на пароме, внутри находиться нельзя. Мы стояли на носу, с удовольствием наблюдая выход парома из порта. Как только паром оказался на чистой воде, кто-то крикнул: «Смотрите, дельфины!». И правда, справа по ходу парома, мы увидели стайку дельфинов, которые совсем, близко, метрах в пятидесяти плыли параллельным с нами курсом, обгоняя друг друга и то и дело поблескивая своими мокрыми серыми спинами на солнце. «Прямо как в тропиках», - сказал папа. Вся переправа заняла не более 20 минут, а вместе с погрузкой и выгрузкой – не более часа. И мы двинулись дальше.

По дороге была одна ночевка в селе Архипо-Осиповка. Чуть было не написал, что ничего примечательного не было. Было! Мы приехали туда  и разместились еще засветло. Пока родители занимались ужином, мы с братом отпросились погулять в холмы. Поскольку старший брат Витя был со мной, никаких сомнений у родителей не возникло, и они спокойно отпустили нас. Дорога вверх была достаточно крутой, и мы постоянно цеплялись за какие-то кусты, чтоб легче было карабкаться. Мы поднялись на холм и осмотрелись. Погода была отличная, и видно было далеко. Ближайший город дальше по пути в Гудауту был Джубга. Через некоторое время мы спустились и уже в конце спуска стали замечать неприятное жжение в ладонях. Мы рассказали об этом родителям и папа, взяв лупу, решил осмотреть наши ладони, сначала Витины, потом мои. Оказалось, что мы, цепляясь за кусты, занозили себе ладони неслабым количеством мелких шипов. Папа даже говорил, как называется этот куст, но его я не запомнил, в Николаеве он не растет, но у меня осталось воспоминание о диком шиповнике или что-то вроде того. Вите около часа извлекали занозы самым простым способом: сначала прокалили на огне обычную иголку, потом вынули занозы и протерли все это перекисью водорода. Радости в этой процедуре было мало. У меня заноз оказалось меньше, но до захода солнца мы тоже управились.

В Гудауте мы оказались уже следующим вечером. Место для ночлега мы нашли достаточно быстро. В городе все знали друг друга, и поэтому практически любого человека на улице можно было спросить насчет постоя. Почему Гудаута, спросите вы. На самом деле мы совмещали приятное для семьи  с полезным. Витя в тот период много болел, и у нас оказалась курсовка для него в один из санаториев Гудауты, где лечили проблемы с легкими. «Курсовка», если кто не знает, – это лечение без проживания. Поэтому нам было нужно достаточно просторное место для проживания всей семьи. Хозяин, с которым мы познакомились, как и многие другие в городе, сдавал жилье отдыхающим. У него нашлась для нас просторная комната на первом этаже в доме, который он сказал, что «построил для себя», то есть он жил там же, только на втором этаже. На первом этаже была еще одна комната, где проживала семья из Ленинграда. На юге вообще слово проживала практически не подходит, так как речь идет только о ночевках. Весь день отдыхающие гуляют, загорают на море и купаются, ездят на экскурсии. Так что в те времена мы были совершенно непривередливы к «условиям ночевки», а кондиционеры тогда были вообще большой редкостью.
В первый вечер после приезда мы не могли сидеть дома. Сразу же пошли гулять, чтобы реально понять, сколько это пешком до Витиного санатория, который, по словам хозяина, находился в 10 минутах ходьбы. Да, 10, да пешком, но в гору. С другой стороны, до моря было близко. Вход в санаторий загораживали высокие кипарисы. Эти могучие деревья я, человек, привыкший к украинским пирамидальным тополям, просто поражали воображение. Такие деревья в наших местах не росли. Вечерний воздух оглушали цикады, а еще то здесь, то там в воздухе загорались и гасли огоньки. За одним из них я побежал и поймал жука, который продолжал энергично моргать холодным белым светом у меня в руках. Это был настоящий светлячок. Впервые в жизни я видел такое насекомое. Папа мне прочитал целую лекцию о том, откуда в светлячке берется свет. Многое было непонятно, но я уяснил, что это химический процесс.

Про море я даже рассказывать не стану. Думаю все те, кто любит море безоговорочно, как я, были бы в восторге от замечательных и чистых галечных пляжей Абхазии. От кутерьмы рыбешек под водой, если нырнуть с очками и маской. От невероятной темноты, которая начинается очень резко и скрывает неизведанную глубину. А еще от приятно освежающего тепла июльской морской воды, из  которой совершенно не хочется выходить. И от того, как ты выходишь и почти выползаешь без сил, которые остались там, в море, понимая, что тебе нужно передохнуть, перевести дух, так как твои руки и тело устали и отяжелели. А потом, немного погодя, снова, снова и снова в воду! Мне так было хорошо в воде, что я даже не сопротивлялся папиным предложениям поспать днем. С удовольствием ложился часа в два дня и вставал сам часа через полтора, выспавшийся и готовый снова бежать на море!
Ели мы обычно в городе, в кафе, где было вкусно и недорого, но разнообразия почти никакого. С другой стороны, что нужно было особенного советскому человеку на отдыхе? Яичница или каша с чаем или кофе на завтрак, суп и пюре с котлетой и компотом на обед, мясо или рыба с овощами на ужин. И что-нибудь сладкое вроде мороженого или пирожного домино или коврижки. Фрукты же продавались в изобилии на рынке рядом с пляжем, и мы могли купить, что нам хотелось по дороге домой.
В один прекрасный день хозяин сказал отцу, что хочет угостить нас настоящим харчо. И предложил не ходить на обед в город. Во-первых, это были огромные порции. Думаю, мне хватило бы и треть. И там были гигантские куски непонятного мне на вкус мяса. Мама Лора сказала, что это – баранина. И это было впервые в моей жизни, когда  я попробовал баранину. Это сейчас, если мне предложат любой вид мяса, я, конечно, выберу баранину или козлятину, но здесь важен способ приготовления. Скажу честно, греки меня научили в Греции и на Кипре готовить такое мясо и тут масса хитростей, но это – другая история. В общем, харчо, удивил меня, и еще особенно, разнообразием незнакомых, острых специй. Вкус был необычный, острый,  жирный и соленый и тогда я подумал, что уха из бычков и судака, все же точно не хуже, особенно, если есть ее вечером холодненькой, да еще на берегу моря или реки.

Через несколько дней, когда адаптировались к местным условиям и немного перевели дух после дороги, накупались в море, мы поехали на озеро Рица. Расстояние – совсем небольшое – 68 километров, но дорога была горная, извилистая, незнакомая для папы и, соответственно мы ехали долго, часа два, не меньше.
Была и техническая остановка. Возле горной реки Бзыбь. Пока папа осматривал автомобиль, мы с мамой пошли к реке, которая была всего в 10 метрах от дороги. Витя и я только потрогали воду руками, которая была совершено ледяной, и очень прозрачной. Мы набрали воды, чтобы отнести папе к машине, умыться. Мама Лора же уверенно забрела в воду по колено, осторожно ступая по крупным скользким камням, заявляя, что не простит себе, что не «помочила ножки в горной речке». Где-то минут через 15 дороги, мама рассказала нам, что ее ноги после ледяной воды стали очень горячими.

Скоро мы добрались до места. И, конечно, подустали, но открывшийся величественный вид того стоил!

Всем, кто любит горы, рекомендую обязательно посетить это фантастическое по красоте место! Для меня – жителя украинских степей – это была особая и необыкновенная холодная красота. Я стоял, затаив дыхание, думая как мне, южному мальчишке, тут не замерзнуть, теплой одежды мы не взяли с собой. На солнце было просто жарко, но, стоило зайти в тень, ощущение было такое, что сразу же замерзаешь.  От папы прозвучала робкая мысль искупаться, но на причале была табличка для путешественников, и на ней была отмечена температура воды – 11 градусов. Даже такой знатный моряк и полярник, как мой папа, не рискнул окунуться в ледяные воды озера. Впрочем, других купающихся мы тоже не видели. Погуляв немного по берегам Рицы, мы решили пообедать в местном кафе, где было единственное блюдо – форель, пойманная в озере на углях. И это был первый раз, когда я пробовал дикую озерную форель, да и форель в принципе. Было вкусно. А еще мама заказала себе бокал красного десертного вина «Черные глаза» к кофе, который сварили в турке на песке. Такой способ приготовления я тоже видел впервые. Мама дала мне попробовать немного вина!

Вернулись в Гудауту мы совершенно переполненные эмоциями. И тут, во дворе меня ождало новое удивление. Хозяин решил почистить колодец, потому что вода в него плохо поступала. Он вызвал специалиста, который спустил воду почти до конца. И тут он кричит из колодца, где было в принципе не глубоко, метра три на мой взгляд, «а куда рыбу девать?». Хозяин совершенно спокойно ответил, заглянув в колодец, что точно знает, что в этом колодце жили несколько карасей и лягушек. Их, конечно же, нужно выловить, почистить дно, а затем, как колодец вновь начнет наполняться водой, отпустить назад. Рабочий так и сделал и некоторое время, пока он возился с чисткой дна, через которое колодец набирался водой из подземного источника, я мог наблюдать трех карасиков, плавающих в трехлитровой стеклянной банке. Потом их снова отпустили в свою среду. Лягушек, правда, рабочий в колодце не обнаружил.

Следующее и последнее удивление в этом путешествии была Новоафонская пещера. Она располагалась совсем близко от Гудауты – в 18 километрах. В пещере, причем, туристической, я тоже был впервые. Под землю нас с экскурсией отвезли на специальном поезде, а потом экскурсовод провел нас по пешеходному маршруту. Если бы тогда я знал о стране гномов Мории из произведений Толкина, я бы с уверенностью сказал, что это она. Там было холодно, но воздух был удивительно сухим, приятным и тягучим. Папа потом рассказал мне, что в этой пещере лечат людей, которым нужен особый состав воздуха. Пещера была удивительной и величественной!

Домой мы поехали отдохнувшие и полные новых впечатлений. Пока Абхазия! Приедем, когда сможем!

Эта же книга, но с фотографиями публикуется одновременно на Яндекс Дзен под тем же названием. Возможно, вам это будет интересно.


Рецензии