Женская слабость или бабское невежество?

     Мы привыкли изучать, анализировать и наблюдать поведение окружающих, дабы произвести наиболее приемлемые для нас выводы, памятуя известную поговорку, ставшую аксиомой, об обучении себя житейским наукам,  предпочитая  придирчиво  вглядываться в чужие ошибки. Но при отсутствии любви к ближнему,  наше обучение премудростям  в категории: «где бы соломку  вовремя постелить» из рассуждения быстро видоизменится  в заурядное осуждение.
Когда нас аллюром,  да еще внезапно - по  случаю, заносит  в храм Божий для тривиальной забавы наставить побольше свечек мы, вдруг узнаем, что все наши погони и занятия по добыванию насущного потребительского комплекта, равны нулю, если не подчинены закону сообщающихся (общающихся) сосудов.
Все и вся и отовсюду в нашем окружении говорят нам, что мы должны: куда-то бежать, кого-то спасать, для чего-то почему-то что-то объяснять. Мы должны быть:  деятельны, участливы, гуманны к ближним, забывая (если возможно) и свои потребности. Свершая немыслимые подвиги (пусть даже) в ущерб себе, но для какой-то высшей цели и невероятной пользы ближнему.
Женщина, которая не любит поговорить, обсуждая  общих знакомых,  воспринимается окружающими если не как чудо, то уж точно – редкость. Ей приписывается безграмотность, отсталость, бабское невежество…
Психология восприятия человеческих достижений такова, что быть сегодня современной женщиной означает: быть в центре всеобщего внимания. Принимать активное участие в обсуждении внешних проявлений окружающего бытия (разумеется: не своего).  При помощи высокой самооценки и, детально подобранной  мотивации, запрудить свое жилище стильной мишурой, единственно для чего необходимой -  для демонстрации превосходства перед единоплеменницами. Смотреть на себя в сравнении с подругами. Зорко блюсти проступки у соперниц и коллег. Ведь на фоне чужих падений, так ярко видны личные превосходства!
Как итог: в общем-то ничего сложного – успей заметить чужой недостаток, вовремя воспользовавшись «главной» женской слабостью, замещающей многие удовольствия – посплетничать, перемыть косточки, то есть простите: наставить на путь истинный…
Приходя к своему Творцу для молитвы в храм, неофитка порой не может постичь естественных и простых основ  гармоничных взаимоотношений в среде себе подобных – устремленных в вечность.
Во-первых: осуждение, рассуждение  и порицание вовсе не слова синонимы.
Высказывать, например, критическую оценку поведению детей при их воспитании и можно и нужно. Без родительской требовательности никак не обойтись. В библейской книге Премудростей сказано: «Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их». Конечно же, премудрый  Иисус,  сын Сирахов,  говорит не только о сыновьях, но обобщая:  говорит о детях.
Мы компетентно корректируем поведение своих наследников, формируя их характер, воспитывая и утверждая в наклонностях их душу.
Во-вторых: осуждение в противовес рассуждению имеет совсем иные основания.
Как говорят святые отцы: основанием  осуждения, как греховной страсти, являются -  себялюбие, памятозлобие, зависть, гнев и… праздное времяпровождение.
Вспоминается наша приходская трапеза после утренней литургии. За одним столом вкушают лица духовные и их помощники – пономари. За другим – мы: миряне.
Сестричка-неофитка, проходя  свои  «столбы» и «грабли»,  вкушая пищу,  тихо вытирает слезинки,  из редка поглядывая на свою новую общину:  «подруг», «коллег» - трудников.
Когда выходят лица духовные с сотоварищами, набравшись смелости, Владислава, наречем ее,  делится своими открытиями.
 Бывает, что и до полвека проживет венец творения, а прописных истин не одолеет.
Слезы, трепет и умиление были вызваны не одним церковным соборным Богослужением, но и застольным  разговором. Владислава открывала для себя не только радости общения со своим Творцом, но и раскрывала новые формы общения между людьми. Перешагнув полувековой рубеж, сестричка узнает, что поведение человека: его поступки,  от самого человека, можно безболезненно (в первую очередь для себя)  отделить, не отождествляя грех с его обладателем. И это  легко – не только теоретически, но и практически…
Ведь и сам-то - не совершенство, что бы другим выносить субъективные приговоры.  С непривычки  неуютно слушать общий разговор,  не вставляя  шпильку, не устыжая  (для пользы дела ближнему, конечно).
А спасая себя, по слову преподобного Серафима Саровского, спасаешь вокруг – тысячи…
Купаясь в сомнительной славе собственных «достижений», единовластно водрузив  на себя нимб популярности, мы становимся слепы,  глухи и не досягаемы к таким простым вещам как – человеческое счастье.
Отнимая собственной завистью сами у себя покой, мы пребываем в ультимативном убеждении,  что себя-то мы, бесспорно  - любим. Наши поступки: единственно верны, мудры, взвешены, признаны, как эталон совершенства. Не замечая при этом, что зарабатываем «профессией»  надзора за ближним,  сопутствующие  преждевременные недуги,  в виде психозов и страхов, сокращающих  и без того короткий земной человеческий век.
Выслушивая сомнительные рекомендации себе подобных: многоопытных в «рассуждениях», страшимся попасть в категорию «неудачников» воображая себе, что находимся на ступеньке, несомненно  – выше.  Мы готовы устроить судилище невиновным, разглядывая соринки в глазах ближнего и не замечая, что осуждая  окружающих – уничтожаем сами себя.
 Постепенно, незаметно для самих себя становимся наглядным пособием, когда: « Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице  ее мрачным, как у медведя» (Сир. 26:19).
Не желая отдавать завоеванную грехом душу  «женственные» утонченные  прихоти, въедаются в нашу сущность, разрушая в ней образ Творца, имя которому Любовь.  Внушают  порабощенным страстью осуждения, не идти на поводу  «дремучих отсталых церковно-приходских «басен»,  понуждающих к строгой самооценке и выравниванию жизненного пути по церковным канонам.
Как не вспомнить при этом слова Христа Спасителя: не все вмещают, но кому дано (МФ.19,11), а  «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (МФ. 11,30).


Рецензии