Женская слабость или бабское невежество?
Когда нас аллюром, да еще внезапно - по случаю, заносит в храм Божий для тривиальной забавы наставить побольше свечек мы, вдруг узнаем, что все наши погони и занятия по добыванию насущного потребительского комплекта, равны нулю, если не подчинены закону сообщающихся (общающихся) сосудов.
Все и вся и отовсюду в нашем окружении говорят нам, что мы должны: куда-то бежать, кого-то спасать, для чего-то почему-то что-то объяснять. Мы должны быть: деятельны, участливы, гуманны к ближним, забывая (если возможно) и свои потребности. Свершая немыслимые подвиги (пусть даже) в ущерб себе, но для какой-то высшей цели и невероятной пользы ближнему.
Женщина, которая не любит поговорить, обсуждая общих знакомых, воспринимается окружающими если не как чудо, то уж точно – редкость. Ей приписывается безграмотность, отсталость, бабское невежество…
Психология восприятия человеческих достижений такова, что быть сегодня современной женщиной означает: быть в центре всеобщего внимания. Принимать активное участие в обсуждении внешних проявлений окружающего бытия (разумеется: не своего). При помощи высокой самооценки и, детально подобранной мотивации, запрудить свое жилище стильной мишурой, единственно для чего необходимой - для демонстрации превосходства перед единоплеменницами. Смотреть на себя в сравнении с подругами. Зорко блюсти проступки у соперниц и коллег. Ведь на фоне чужих падений, так ярко видны личные превосходства!
Как итог: в общем-то ничего сложного – успей заметить чужой недостаток, вовремя воспользовавшись «главной» женской слабостью, замещающей многие удовольствия – посплетничать, перемыть косточки, то есть простите: наставить на путь истинный…
Приходя к своему Творцу для молитвы в храм, неофитка порой не может постичь естественных и простых основ гармоничных взаимоотношений в среде себе подобных – устремленных в вечность.
Во-первых: осуждение, рассуждение и порицание вовсе не слова синонимы.
Высказывать, например, критическую оценку поведению детей при их воспитании и можно и нужно. Без родительской требовательности никак не обойтись. В библейской книге Премудростей сказано: «Есть у тебя сыновья? учи их и с юности нагибай шею их». Конечно же, премудрый Иисус, сын Сирахов, говорит не только о сыновьях, но обобщая: говорит о детях.
Мы компетентно корректируем поведение своих наследников, формируя их характер, воспитывая и утверждая в наклонностях их душу.
Во-вторых: осуждение в противовес рассуждению имеет совсем иные основания.
Как говорят святые отцы: основанием осуждения, как греховной страсти, являются - себялюбие, памятозлобие, зависть, гнев и… праздное времяпровождение.
Вспоминается наша приходская трапеза после утренней литургии. За одним столом вкушают лица духовные и их помощники – пономари. За другим – мы: миряне.
Сестричка-неофитка, проходя свои «столбы» и «грабли», вкушая пищу, тихо вытирает слезинки, из редка поглядывая на свою новую общину: «подруг», «коллег» - трудников.
Когда выходят лица духовные с сотоварищами, набравшись смелости, Владислава, наречем ее, делится своими открытиями.
Бывает, что и до полвека проживет венец творения, а прописных истин не одолеет.
Слезы, трепет и умиление были вызваны не одним церковным соборным Богослужением, но и застольным разговором. Владислава открывала для себя не только радости общения со своим Творцом, но и раскрывала новые формы общения между людьми. Перешагнув полувековой рубеж, сестричка узнает, что поведение человека: его поступки, от самого человека, можно безболезненно (в первую очередь для себя) отделить, не отождествляя грех с его обладателем. И это легко – не только теоретически, но и практически…
Ведь и сам-то - не совершенство, что бы другим выносить субъективные приговоры. С непривычки неуютно слушать общий разговор, не вставляя шпильку, не устыжая (для пользы дела ближнему, конечно).
А спасая себя, по слову преподобного Серафима Саровского, спасаешь вокруг – тысячи…
Купаясь в сомнительной славе собственных «достижений», единовластно водрузив на себя нимб популярности, мы становимся слепы, глухи и не досягаемы к таким простым вещам как – человеческое счастье.
Отнимая собственной завистью сами у себя покой, мы пребываем в ультимативном убеждении, что себя-то мы, бесспорно - любим. Наши поступки: единственно верны, мудры, взвешены, признаны, как эталон совершенства. Не замечая при этом, что зарабатываем «профессией» надзора за ближним, сопутствующие преждевременные недуги, в виде психозов и страхов, сокращающих и без того короткий земной человеческий век.
Выслушивая сомнительные рекомендации себе подобных: многоопытных в «рассуждениях», страшимся попасть в категорию «неудачников» воображая себе, что находимся на ступеньке, несомненно – выше. Мы готовы устроить судилище невиновным, разглядывая соринки в глазах ближнего и не замечая, что осуждая окружающих – уничтожаем сами себя.
Постепенно, незаметно для самих себя становимся наглядным пособием, когда: « Злость жены изменяет взгляд ее и делает лице ее мрачным, как у медведя» (Сир. 26:19).
Не желая отдавать завоеванную грехом душу «женственные» утонченные прихоти, въедаются в нашу сущность, разрушая в ней образ Творца, имя которому Любовь. Внушают порабощенным страстью осуждения, не идти на поводу «дремучих отсталых церковно-приходских «басен», понуждающих к строгой самооценке и выравниванию жизненного пути по церковным канонам.
Как не вспомнить при этом слова Христа Спасителя: не все вмещают, но кому дано (МФ.19,11), а «ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (МФ. 11,30).
Свидетельство о публикации №220041901651