Да исправится молитва наша

     «Кому поставить свечку,  что бы дочка ЕГЭ сдала? Какому  самому сильному святому, заказать молебен, что бы племянник наказания на суде избежал?»
Вопросы, которые каждый раз ставят в тупик не только свечницу, но  пожалуй и батюшку. Всегда спешащему, торопящемуся обывателю, которого нагрянувшей скорбью занесло в храм помимо его воли и сопротивления,  между обеденным перерывом и магазином, объяснить в двух фразах, а нередко и за совершающимся богослужением, темы, касающиеся основ христианской жизни: смысла жертвоприношения  и сопровождающей молитвы  представляется порой нереальным. В силу того, что обсуждаемые предметы  нашим  современником отнесены  к разряду диковинных,  у вопрошающей стороны случаются обиды, срывы, слезы и даже….страхи.
Забежавший,  через тернии раздумий и душевных терзаний страдалец,  не всегда настроен или уверен, что ему помогут.  Чаще посещение церкви, является неким атрибутом: «на всякий случай» или «а вдруг поможет». Приходящие  из вне фантазии еще более усугубляют душевный дисбаланс: «Сделаешь что-нибудь не так и - попался: придет беда в дом!»
Человек твердо убежден, что есть некая таблетка или словесная формула, которую стоит произнести или правильно употребить и «будет тебе счастье». Неверно что -либо проговорил, не те манипуляции произвел – сам виноват в свалившихся затруднениях и несчастьях. Знакомые, посещающие храм, советуют к примеру,  бедняге: «В учебе помогает Сергий Радонежский, ему свечу свою неси!» Горемыка  послушно купит свечу, насколько средства позволяют, поставит ее на подсвечник перед иконой святого, обмахнет себя ладошкой, будто мух отгонит и, торопливо уйдет. Зачем ? Для кого? Для чего?
Ведь к нам, к людям, Господь обращается через евангелиста Иоанна: «О чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам» (Иоанна 16-23).
Совет молиться, кажется нам ненадежным, малодейственным  и пустым, потому что мы не умеем молиться. Молиться не пытаемся. Не пробуем. И учиться не желаем. Собственные слова обесцениваем небрежным сквернословием,  не придавая  значения вылетающему непереводимому «фольклорному» выражению. А дальше, как говорится, судим со своей колокольни: сумма чужих слов для нас так же равна нулю.
Но апостол Любви начинает свое благовествование с обратного  утверждения: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.» (Иоанна 1-1) Евангелист Лука вселяет и утверждает в отчаявшихся надежду: "у Бога не останется бессильным никакое слово" (Луки 1-37). Мы все очень любим гарантии. Какие  нам еще нужны гарантии и поручительства действенности нашей молитвы, если мы глухи даже к словам Духа Святого, глаголющего через всехвальных и всеславных евангелистов?
Конечно же Он лучше нас самих знает, что для нас  целебно, практично и, как мы любим теперь говорить - актуально. И готов давать в избытке даже при нашем неведении скрытого от нас происходящего и проишедшего. Но молитва – беседа к Богу - необходима прежде всего нам самим. Каким образом мы сможем принимать дары, таланты Божии если будем запятнаны погоней за временными псевдоблагами. «С преподобным - преподобен будеши, и с мужем неповинным - неповинен будеши, и со избранным - избран будеши, и со строптивым – развратишися» (Пс.17-25).  Народный перефраз – с кем поведешься от того и наберешься.

Святые всю жизнь упражнялись в молитве, и жили этой молитвой, потому что, общаясь со своим Создателем, начинали чувствовать Его везде присутствие, вооружившись при этом полным и абсолютным  доверием к Нему,  изливая пред Ним печали свои. Не нуждаясь  в помощи устроения житейских нужд, считая их второстепенными, подвижники занимались очисткой душевного устроения внутреннего ветхого человека, избавляясь от страстей и греховных недугов. И Господь по слову Своему никогда не оставлял не одного из них: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя.»(Ис 49-15) Вероятно очистить душу от конкретного греха легче, чем сдать вступительные или дипломные экзамены в престижный ВУЗ?
Свеча – это бескровная  жертва Богу и  сопровождаться должна молитвой.  Ведь, приходя в магазин, мы не просто даем деньги продавцу, но озвучиваем, какой товар хотим приобрести. Делаем все подчеркнуто вежливо, что бы окружающие не подумали, что мы не воспитанные, не политкорректные, невежи и проч… Если человеку, с его ограниченными возможностями, мы стремимся рассказать о своей потребности, неужели   Зиждетель  вселенной,  хуже нас управится с нашими проблемами, которые зачастую,  к слову говоря, мы сами же и порождаем.
«Какая молитва самая сильная?» - фундаментальная дилемма неофита. Ответ: личная. Твоя. Со вниманием и от сердца. Выстраданная.   Церковная записка о поминании должна  вторить личной молитве.
Если чего- то из просимого не получаем, то оправдываем себя либо тем, что неправильно просили,  либо тем, что грешны и недостойны даров Божиих, а достойны всяческого наказания.
 Мы при этом изворотливо смиренны и плутовато кротки.
Воображаем о Творце нашей жизни, как об обычном человеке, наделяя Его человеческими свойствами, предполагаем, что Он не дает просимое, потому что хочет нас наказать или отомстить нам за наши грехи, преступления  и проступки? Но ведь мать, которая не отпускает своего простуженного ребенка кататься с горки на санках, не мстит и не наказывает его – но знает, что для него в данный момент полезно. Или врач, прописывающий горькое лекарство, совершая полосную операцию, разве мстит пациенту? Очевидно, что лечит - лечит для того что бы подарить жизнь. А мы как невоспитанные неразумные дети бухаемся на пол и, суча ножками,  кричим, чтобы получить свое. Здесь! И сейчас! Не ведая или не задумываясь,  сможем ли понести результат нашего прошения. Необходим ли он  (или его последствия) в далеком будущем или вреден и ядовит лично для нас (или ближнему) на протяжении всей земной жизни.
Господь, создавал нас, совершенными. Дарил нам бытие не для страданий и мучений, а для счастья, для блаженной вечности. Но мы – современные люди – потомки Адама и Евы, рождаемся с поврежденным разумом, сердцем, волей и чувствами. Если и  просим чего-то у Бога, то безапелляционно и несгибаемо убеждены в том, что просимое нами благотворно для нас (или для ближнего), насущно, и жизненно важно. Не желаем проанализировать свои ушедшие годы и вспомнить, как усердно мы порой добивались чего-то, а потом сопротивлялись достигнутым итогам, срочно старались «перезагрузить» ситуацию, вернуть события в прежнее состояние. Последствия, в противовес нашим ожиданиям, оказывались в  своей сущности катастрофическими, либо пустяковыми и ничтожными.
Или впадаем в другую крайность. Покупаем тонны молитвословов на всякую потребу, чтобы «всякие потребы» предусмотреть и быть во всеоружии. В воскресных школах делимся своим неофитским опытом на тему: «Какому святому в каких нуждах молиться». Но наша жизнь не заводской конвейер и люди – не роботы. Заболела голова – все молимся         святому N. Садимся подписывать договор – все читаем акафист  святому F. И не в коем случае не перепутать святых - иначе они могут…обидеться.
Молитвословы на потребу должны служить нам в качестве ориентира. Они для нас - подсказка или совет. Молитвослов не сборник  цитат для декламации без права на ошибку. Скорее - вспомогательный справочник. Неужели преподобного Сергия называют игуменом и печальником Земли Русской только потому, что он покровительствует двоечникам? 
Даже в инструкции по приему таблеток есть графа: «Посоветуйтесь с врачом.» В личной беседе с духовником, прислушиваясь к внутреннему голосу Божиему – совести -  христианин приобретает личный опыт молитвы.
Когда мы знакомимся с житием какого-либо святого, с его трудами, накатывавшимися на него искушениями, преодолением личных  скорбей на жизненном пути, то приобретаем личный опыт последующего молитвенного общения с ним. Откликается наше сердце, а от избытка сердца уста начинают глаголить молитву. Молитву от сердца со вниманием и сокрушением.
 В чем разница между разладом здоровья и потерей работы? Защитой диплома или созиданием своей  малой церкви – семьи? Разве Господь не знает, в чем мы нуждаемся? Ведь у нас даже волосы на голове все сочтены. (Мф 10-30) Святые, жившие не в пример нам, ничего у Бога не просили, а наоборот. За все благодарили Бога - за скорби и за радости. Не страшились вверять себя своему Создателю. А мы в упорном невежестве своем считаем, что Творец неба и земли видимых сфер и невидимых не в курсе наших потребностей .  Потом проходит время и мы хватаемся за голову от открытий и достижений своего научно трагического прогресса.
«Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.(Матфея7:7,7:8)


Рецензии