Ну, какие конгрессы?

Как приятно было в свободный день, во всякое время года прокатиться в Стрельну! Дойдешь до Балтийского вокзала, сядешь в электричку - и через полчаса на месте. Огромный парк всегда пуст, можно пройтись до самого залива, и на скамейке посидеть, и в пруду ондатру посмотреть... И вокруг Константиновского дворца походить, благо, какое-то морское училище занимало всего лишь его часть, и никакой охраны вовсе не имелось.

С началом перестройки училище куда-то исчезло, дворец начал совсем ветшать, мосты, скамейки развалились, а разная нахальная публика стала заезжать на автомобилях прямо в парк, разводить костры, жарить шашлыки. В галерее у дворца отходы и  горы гуано начали расти под потолок. Казалось, скоро всему конец,  скоро  всё  развалят,  сожгут,  загадят.

И когда объявили о начале реконструкции всего комплекса, я так обрадовался – словно мою дачу, что-то родное, близкое, взялись реконструировать.

Работы пошли самыми ударными темпами, шумиха в СМИ возрастала (государственных денег - ни копейки! пожертвования предпринимателей! морская резиденция президента! дворец конгрессов! элитный гостиничный комплекс!) - и радостное чувство  как-то  стало  убывать...

Наконец, всё закончили, отпрезентовали, оттрещали, утихли. Я выбрал день, поехал посмотреть. Оказывается, даже по парку  можно пройти только с экскурсией, не говоря уж о дворце. За немалые деньги. Да и день сегодня - не экскурсионный. Идет мероприятие. Ладно, походил у ограды, поглядел издалека. Переписал  расписание,  часы экскурсий,  уехал.

Приехал в другой день. Нет, опять не то: конгресс идет, никого не пускают. Что ж,  вышел за проходную, сел в беседку у дорожки, сижу, поглядываю на красоту. Гляжу, в мою сторону направляется некто в пятнистой форме. Охранник. Вежливо, но твёрдо попросил покинуть беседку: нельзя... Словом, и туда - нельзя,  и сюда  - нельзя.  Никуда  нельзя.

Ну, если так, кое-что и я вам скажу, господа устроители конгрессов. Экскурсии в Константиновский дворец должны быть за символическую плату (раз уж государству это ничего не стоило), а доступ в парк  -  бесплатным, и в любой день, с утра до вечера. И вообще: какие конгрессы, какие к чертям собачьим  конгрессы  -  в стране, где две трети населения живут в основном тем, что соберут с огорода?! Да перейдите дорогу от дворца, загляните в любую стрельнинскую избушшонку!..

Ну?  Какие  конгрессы?

Набросал я эти строки, и долго, до-о-лго не наведывался в Стрельну. Наконец, 4 ноября, в праздничный день - День народного единства, надумал прогуляться на природе. Самое ближнее - Стрельна. Стараясь держаться подальше от всяких дворцов конгрессов, по непарадной дороге дошел до Финского залива,  но  снова  упёрся  в  какую-то  ограду,  повернул назад.

Смеркалось, на горизонте, среди ветвей появилась большая рыжая луна, я достал фотоаппарат, щелкнул... И тут из приземистого здания неподалеку появляется зеленая фигура и окликает меня, ну явно меня, хотя рядом и другой народ гуляет, фотографирует. Можно и не ходить - думаю, на дороге, среди людей,  брать бы меня не стали. Да и фигура эта - не полицейский, следовательно, для меня - никто. Но я - из вежливости,  пошел.

Попросили зайти внутрь. Попросили предъявить документы... Я понял, что меня задержали. При том, что нигде нет никаких табличек, типа "фотографировать запрещено", "проход запрещен" и т.п. При том, что в ста метрах находится музей, рядом санаторий,  всякого гуляющего, фотографирующего народу  -  пруд пруди.

Двое охранников меня вежливо слушали, со всем соглашались, но сообщили:

- Нам  приказано  вас  задержать.

Потом уж я догадался, что меня, по всей видимости, "вели" еще от залива, когда я уперся в забор, а уж когда щелкнул фотоаппаратом - тут меня и "замели". Хотя соглашались: я ничего не нарушил.

Мои данные с паспорта записали в журнал, сумку мою пропустили через агрегат, какие стоят в аэропорту, просмотрели мои снимки.  Доложили  куда-то  по телефону:

- Нашего  объекта  на  снимке  нет.

И,  изумленного,  меня  отпустили.

Ладно еще, вёл я себя тихо: делал, что мне говорят, не пытался поговорить с начальством, спорить, качать права. Иначе, вполне возможно, оказался бы в кутузке. Кутузка там наверняка есть. И «демократизатором», дубинкой, то есть -  вежливые люди могли врезать.

Ну что ж, гражданин начальник, отдавший приказ: задержать... В общем, это произвол, хотя, попросту - дурь. Обычная охранно-сторожевая дурь, на фоне сонной одури - но и не только сонной: мы тут охраняем, у нас права-мускулы-форма-оружие-кутузка, а вы,  всякие-разные,  шляются  тут... Логика  известная,  понятная.

Лучше бы тебе, гражданин начальник, куда-нибудь подальше  из культурной столицы - к белым медведям, уж там ты к таким как я на заметку не попадешь - начальство не подведешь! Но будет ли лучше на твоем месте кто другой? Нет, все одним лыком шиты...

В другой раз пойду гулять по парку - официально, так сказать - я тебе ручкой помахаю, как старому знакомому. Так что в дырочку  смотри  внимательно.

Такие  вот  дворцовые  страсти.  С  элементами  конгресса...

А вообще - жаль. Нет больше Стрельны. Стрельны больше - нет. Есть, где-то там, орда чиновников, а здесь - вездесущая, как и повсюду нынче  -  армия охранников.

Морская резиденция президента, говорите? Вот и постройте где-нибудь в море, подальше от глаз. А Стрельну, дворец и парк, верните  людям.


Рецензии