de omnibus dubitandum 113. 215

ЧАСТЬ СТО ТРИНАДЦАТАЯ (1908-1910)

Глава 113.215. МАТЕРИАЛЫ РАССЛЕДОВАНИЯ…

Унтер-офицер Михаил Леонов

23   февраля 1909 г.                станица Усть-Лабинская
               
                Рапорт

    Вчера 22 Февраля через станицу Усть-Лабинскую проходил эшелон Лабинского полка. Я пригласил г.г. офицеров к столу в зале I класса на вокзале. Рядом за столиком сидели мировой судья станицы Усть-Лабинской и следователь. Играла полковая музыка, судья и следователь стали просить играть «Марсельезу». Г.г. офицеры доказывали неприличие игры «Марсельезы» как революционного гимна. На это мировой судья сказал: «В таком случае кубанские казаки дураки». Возмущенный этим оскорблением, наносимым мне и моим гостям, я не мог оставить этого оскорбления без возмездия и нанёс мировому судье удар по физиономии, от которого тот упал.

                Подъесаул Калери

               
                Дознание

    Согласно надписи командира I-го Екатеринодарского полка от 29 Февраля 1909 года № 697 я произвёл дознание о столкновении подъесаула Калери и хорунжего Шкуры с Усть-Лабинским мировым судьёю, причём оказалось следующее:

I. Опрошенный 6  Февраля 1909 г.  Подъесаул I-го Екатеринодарского полка Яков Яковлевич Калери  показал:

    22 февраля через ст. Усть-Лабинскую проходил эшелон 2-го Лабинского полка, я пригласил г.г. офицеров в зал I-го класса станции и  предложил им закусить и выпить. Мы заняли большой стол, а за маленьким столом рядом разместились судебный следователь и мировой судья. Кроме этих лиц и сотника по Войску Земцова, в зале никого не было, так  как поезд проходил в неурочный час. В зале играли музыканты Лабинского полка, не знаю по чьему распоряжению вызванные, они начали играть гимн «Боже, Царя храни». Я обходил гостей и угощал. В это время я услыхал разговор в повышенном тоне и подошёл к группе говоривших г.г. офицеров Лабинского полка со следователем и мировым судьёй. Оказывается, происходил спор; следователь и судья просили играть «Марсельезу», а лабинцы доказывали, что кубанским казакам неприлично  играть «Марсельезу» как считающуюся в России гимном революционным. Первые доказывали, что это гимн дружественной нам Франции, последние настаивали на своём. В конце концов, мировой судья заявил, что если кубанские казаки не понимают разницы между гимном французским и считающимся таковым в России революционным, то они дураки. После этих оскорблений за себя и гостей я и нанёс ему удар, от которого мировой судья упал; я приказал лакею удалить его, сам вышел из вокзала. Когда я возвратился минут через пять, то  его уже не было. Мировой судья был выпивши, но пьян не был, что я заключаю из того, что он вполне связно и логично рассуждал. Кроме перечисленных лиц и лакея, в зале никого не было; мог быть буфетчик, который, то приходил, то уходил. По требованию лабинцев был  составлен потом жандармом протокол. Из лабинцев были войсковой старшина Лиманский, подъесаул Лопата*, есаул Зекрач, подъесаул Воротеляк*, подъесаул Подпорин, есаул Маймулин*. Временами в зал заходили наши хорунжие Колпаков* и Шкура.

*) ЛАПАТА Семен Иосифович (куб.)(?-?) - уроженец станицы ?, ? уезда, Кубанской обл. Отец – Иосиф, р. ? г. Мать - ?, р. ? г.   
На 1 января 1909 г. 2-й Лабинский полк Кубанского Казачьего Войска, подъесаул

*) ВОРОТЕЛЯК Петр Антонович (куб.)(?-?) - уроженец станицы ?, ? уезда, Кубанской обл. Отец – Антон, р. ? г. Мать - ?, р. ? г.   
На 1 января 1909 г. 2-й Лабинский полк Кубанского Казачьего Войска, подъесаул

*) МАЙМУЛИН Федор Николаевич (куб.)(?-?) - уроженец станицы ?, ? уезда, Кубанской обл. Отец – Виссарион, р. ? г. Мать - ?, р. ? г.   
На 1 января 1909 г. 2-й Лабинский полк Кубанского Казачьего Войска, есаул

*) КОЛПАКОВ Алексей Виссарионович (куб.)(?-?) - уроженец станицы ?, ? уезда, Кубанской обл. Отец – Виссарион, р. ? г. Мать - ?, р. ? г. 
На 1 января 1909 г. 1-й Екатеринодарский кошевого атамана Чепеги полк Кубанского Казачьего Войска, хорунжий
 
Жандармский унтер-офицер ст. Усть-Лабинской Михаил Трофимович Леонов показал:

    По прибытии ночью с 22 по 23 февраля воинского поезда с эшелоном 2-го Лабинского полка г.г офицеры зашли в зал I-го  класса и там выпивали. В коридоре вокзала поставили музыку, играли  «Боже, царя храни». Я зашёл в зал III-го класса; конторщик Булгаков, выйдя из зала I-го класса, сказал мне, что офицеры бьют мирового судью;  я подошёл к дверям в зале I-го  класса, и тут же офицеры кричали: «жандарма!». Войдя в зал, я увидал: офицеры стоят и о чём-то шумно говорят. Мировой судья Дрегер сидел на стуле, я слыхал, что он сказал: «Я теперь ничего не скажу». Г.г.  офицеры увидели меня, подозвали и потребовали составить протокол. Я спросил: «От кого прикажете принять заявление?». Подъесаул Калери сказал: «От меня».

    Я спросил: «О чём составлять протокол?»

    После «Боже, царя храни» мировой судья требовал играть «Марсельезу». Тут ещё подошли офицеры и стали заявлять об этом и требовать составления протокола. В это время мировой судья что-то сказал (слабо, я не разобрал), офицеры стали возбуждёнными, и подъесаул Калери его ударил, мировой судья упал, у него из головы потекла кровь; г.г. офицеры потребовали удаления его отсюда, я с носильщиком вывел его, и он уехал. После заявления офицеров хорунжий Шкура сделал мне заявление ; такое же, как и другие офицеры.

    Казимир Антонович Размыслович показал:

     Я был дежурным в этот день. Ко мне подошёл офицер и попросил задержать поезд, я сказал ему, что так как поезд идёт с опозданием, я задержать его не смогу, но если это вам необходимо, могу задержать, но попрошу выдать мне письменное заявление в оправдание своё перед своей администрацией. Он выдал заявление, но я в нём ничего не разобрал. Ввиду чего с вопросом этим обратился к начальнику эшелона, подполковнику, который выдал мне заявление; в тот момент, когда я был в I-ом классе, мировой судья стоял окруженный офицерами, и о чём они разговаривали, я не слыхал, но не прошло и двух минут, как один из офицеров, подъесаул Калери, ударил мирового судью кулаком по лицу настолько сильно, что судья упал на пол около буфетной стойки и ушиб себе сильно голову; остальные офицеры были ужасно возмущены нетактичностью мирового судьи, но в чём она заключалась, я не знаю, а хорунжий Шкура кричал в зале: «Расстрелять его и позвать сотню казаков». Мировой судья был поднят с помощью жандарма и уехал в станицу.

    …Судебный следователь Медведев Валентин Андреевич:

     Я с мировым судьей  ехал в воинском поезде в ночь с 22 на 23 февраля из Екатеринодара в Усть-Лабу. Перед Усть-Лабой к нам в вагон были потребованы кем-то трубачи, играли они, в это время ко мне подошёл знакомый офицер хорунжий Шкура, с которым я, поговоривши, условился ехать вместе с вокзала домой.

    В это время мировой судья в шутливой форме спросил у него, умеет ли оркестр играть «Марсельезу», на что Шкура в такой же шутливой форме ответил, что НЕТ, встал и ушёл.

    Поезд подошёл к станции. Мы с судьёй вышли из вагона, поблагодарив начальника эшелона за любезность. И пошли в зал I-го класса, заняли отдельный столик, и попросили  дать нам закусить.

    В зале никого из офицеров не было. Затем вошли в зал все офицеры вместе с дамами, подошли к буфету и пили. Я предложил проходившему мимо нас войсковому старшине Лиманскому   выпить со мной рюмку водки, что тот и сделал.

    Мировой  же судья в это время почему-то встал из-за столика и стал о чём-то беседовать с казаками, двумя-тремя… Я догадался, что речь опять идёт о «Марсельезе», причём мировой судья говорил, что он под «Марсельезой» понимает только французский национальный гимн дружественной нам нации, но в чём было дело, почему возник этот разговор, сказать не могу, так как не знаю.

    …но, увидел, что по направлению к судье быстро подошёл хорунжий Шкура; как раз в это время шум усилился, я обернулся к судье и увидел его лежащим на земле. Поняв, что поднимается скандал, что я один помочь судье не в состоянии и, не подвергая себя опасности, я вышел.
 
    Подъесаул Подпорин:

    При провозглашении тоста (кем ; не помню) за здравие Государя Императора, хор полковой музыки, помещённый в передней вокзала, сыграл гимн. По окончании гимна г.г. юристы тотчас же обратились к есаулу Зекрачу с просьбой приказать музыкантам сыграть «Марсельезу». Сначала eсаул Зекрач, а затем и я пытались доказать им неуместность и неисполнимость их просьбы, мотивируя тем, что «Марсельеза» революционный гимн.

    ...Подошедший на шум подъесаул Воротеляк… заявил, что такие речи им следовало записать на их спинах.

    Вслед за этим Воротеляк отправился искать станционного жандарма. Хорунжий Шкура, узнав от меня, в чём дело, направился к группе споривших и после короткого разговора, которого я не слышал, крикнул: «вон отсюда!»  и слегка толкнул Дрегера в грудь.

    Пошатнувшись, Дрегер, поднявшись от пола, подошёл к группе офицеров, которая не обращала на него внимания, обсуждала случившееся, громко произнёс: «Да, я требую сыграть «Марсельезу», вы, кубанцы, дикари и дураки!».

    Подъесаул Калери, к которому Дрегер, произнося оскорбления, подошёл вплотную, ударил его локтем по лицу. Дрегер вновь упал и, поднятый вокзальной прислугой, тотчас уже был куда-то  увезён. Обо всём случившемся станционным жандармом был составлен протокол.

    При отправлении со станции Усть-Лабы вольнонаёмный музыкант полкового хора, житель города Батума, г-н Шахназаров заявил мне, что во время игры хора на ходу поезда юристы просили сыграть «Марсельезу».

    24 февраля штаб-трубач полка Георгий Токарев, сдавая мне музыкальный инструмент, доложил мне, что один из юристов (кто именно ; мне выяснить не удалось) просил его сыграть всем хором «Марсельезу» и, когда штаб-трубач ему в том отказал, то тот сказал: «Какие же вы казаки, что не знаете «Марсельезы». Теперь Россия управляется не царём, а «Марсельезой».
 
26 мая 1909 г.

    Согласно Вашему предложению за № 1716, доношу: при встрече 1-го эшелона 2-го Лабинского полка, прибывшего на станцию Усть-Лабинская, в зале был хор трубачей 1-го Екатеринодарского полка, который по уходе эшелона был отправлен… тотчас же. При встрече же ...эшелона 2-го Лабинского полка, с которым прибыл в(ойсковой) с(таршина). Лиманский  в вокзале ст. Усть-Лабинской …хор трубачей 2-го Лабинского полка, наших же трубачей совсем не… По чьему распоряжению был в зале хор трубачей, я не знаю. Это происходило около 10 часов вечера, не помню какого числа.

                Хорунжий А. Шкура.

     Начальнику штаба Кавказского военного округа
               
    Суд общества офицеров 1-го Екатеринодарского полка в составе председателя войск. старшины Земцова*, есаула Гливенко*, есаула Колесникова*, и др. нашёл, что подъесаул Калери, услышав из уст мирового судьи Дрегера крупную брань в адрес кубанских казаков, возмутился оскорблением и ударил за это судью и что при данной обстановке подъесаул Калери поступить иначе не мог, а потому, на основании этого и на основании ст.156 кн. XXIII св. В.П. 1869 года суд постановил подъесаула Калери оправдать…

*) ЗЕМЦОВ Сергей Иванович (куб.)(05.10.1872 – 1928) - Православный. Уроженец Кубанской области. Образование получил во Владимирском Киевском кадетском корпусе (1889). В службу вступил 30.08.1890. Окончил Николаевское кавалерийское училище (1892). Выпущен Хорунжим (ст. 05.08.1891) в 1-й Лабинский полк Кубанского Казачьего Войска. Сотник (ст. 05.08.1895). Окончил Николаевскую академию ген. штаба (1899; по 2-му разряду). Подъесаул (ст. 06.05.1900). Командовал сотней (2 г. 3 м. 8 д.). Участник русско-японской войны 1904-05. Ст. адъютант Сводн. кав. (каз.?) дивизии (22.11.1904-09.07.1905). Есаул (пр. 1905; ст. 05.08.1903; за боевые отличия). Врид. начальника штаба 9-й дивизии (09.07.1905-23.08.1906). Войсковой Старшина (ст. 26.02.1909). Полковник (ст. 06.12.1912). Командующий кадр. 2-го Запорожского полка КубКВ (02.01.1913-11.02.1914). Командир 1-го Сунженско-Владикавказского полка Терского Казачьего Войска (с 11.02.1914). Участник мировой войны. На 07.06.1915, 18.12.1916 в том же чине и должности. Врид. начальника Кавказской кав. дивизии. Командир бригады 4-й Кавказской казачьей дивизии.
Участник Белого движения. В Добровольческой армии. Участник 1-го Кубанского похода. В Вооруженных силах Юга России в распоряжении Кубанского атамана, с 22.01.1919, командир бригады 2-й Терской казачьей дивизии, 02.02.-16.02.1919 начальник той же дивизии, затем командир бригады 4-й Кубанской казачьей дивизии, на 05.10.1919 врид начальника той же дивизии, затем начальник той же дивизии. Попал в плен 01.03.1920 под Сочи.
В РККА. В прикомандировании к 7-му запасному полку (по 23.07.1920); в резерве Моск. ВО (по 13.08.1920); Преподаватель временных повторных курсов (по 17.09.1920); в прикомандировании к штабу Приуральского округа (по 24.10.1920); помощник начальника штаба Приуральского округа (01.02-01.08.1921); помощник начальника Единой повторной школы (по 16.12.1921). С 16.12.1921 начальник учебной части Высшей Школы им. Каменева. До 1928 работал в 5-м управлении Штаба РККА. Умер в Москве.
Чины:
на 1 января 1909г. - 2-й Полтавский полк Кубанского казачьего войска, есаул
Награды:
Св. Анны 3-й ст. (1905);
Св. Анны 4-й ст. (1905);
Св. Станислава 2-й ст. (1912);
Св. Владимира 3-й ст. с мечами (ВП 07.06.1915);
Св. Анны 2-й ст. с мечами (утв. ВП 28.12.1916).
Высочайшее благоволение (ВП 21.12.1916; за отличия в делах...).
Дарование старшинства в чине Полковника с 06.12.1910 (ВП 18.12.1916; на основании прик. по воен. вед. 1915 г. №681, ст. 4, 5 и 8).

Источники:
1. Список лиц с высшим общим военным образованием состоящих на службе в РККА по данным на 01.03.1923. М. 1923.
2. Тинченко Я. Голгофа русского офицерства в СССР 1930-1931 годы. М. 2000
3. Волков С.В. Первые добровольцы на Юге России. М.: НП "Посев", 2001
4. Список полковникам по старшинству. Составлен по 01.03.1914. С-Петербург, 1914
5. ВП по военному ведомству//Разведчик №1294, 25.08.1915
6. ВП по Военному ведомству. 1916.

*) ГЛИВЕНКО Константин Гаврилович (куб.)(1860/65 - 22 февраля 1940 г. в гор. Шабце (Югославия) - из дворян, уроженец станицы Пластуновской, Кавказского округа, Кубанской обл. Отец - Гавриил Стефанович, р. ? г. Есаул. Признан в дворянстве Определением дворянского собрания от 1876 г. июля 23 дня, № ?. Определение утверждено указом Сената 1877 г. октября 8, № 3262. Внесен во 2-ю часть дворянской родовой книги. Проживал в станице Пластуновской, Кавказского округа, Кубанской обл. Братья: Александр, р. ? г., Василий, Сестры: Анна, р. ? г., Елена, р. ? г., Надежда, р. ? г. и Екатерина, р. ? г. Окончил Екатеринодарское училище, Ставропольское Казачье юнкерское училище по первому разряду (СКЮУ-1). Умер 22 февраля 1940 г. в гор. Шабце (Югославия)
Чины:
на 1 января 1909г. - 1-й Екатеринодарский кошевого атамана Чепеги полк Кубанского Казачьего Войска, есаул
полковник, временно командующий 2-го Линейного Казачьего полка, ККВ, старшинство 26.03.1916,
Награды:
Мечи и банты к Ордену святого Владимира 4 ст. и Ордену Святой Анны 2 ст.; Мечи и банты к Ордену Святой Анны 3 ст.; Орден Святой Анны 2 ст.
Источники:
1. Список дворян, внесенных в дворянские родословные книги Ставропольской губернии, Терской и Кубанской областей, с 1795 г. по 1 декабря 1912 г. Составлен Ставропольским депутатским собранием по постановлению очередного губернского собрания состоявшегося 16 декабря 1909 г. с. 18.
2. Казачий словарь-справочник.

*) КОЛЕСНИКОВ Михаил Иванович (куб.)(?-?) – уроженец станицы ?, ? уезда, Кубанской обл. Отец – Иван, р. ? г. Мать - ?, р. ? г.   
на 1 декабря 1897 г. 1-й Екатеринодарский полк Кубанского Казачьего Войска, хорунжий.
на 1 января 1909г. - 1-й Екатеринодарский кошевого атамана Чепеги полк Кубанского Казачьего Войска, подъесаул
Источники:
Кубанский календарь на 1898 год. Екатеринодар, 1898.


Рецензии