Экспонат Музея Арктики и Антарктики

Амундсен.

    Барельеф находится в Музее Арктики и Антарктики, но авторство до сих пор указывается со знаком вопроса, а вот дата изготовления 1931 год – вызывает у меня сомнение. Есть составленный самим Леопольдом Дитрихом список его работ, где есть другая дата. Было бы странно сомневаться, согласитесь.
Личность Амундсена вызывает не просто уважение. Восторг, желание воздать должное этой выдающейся личности. Вся жизнь – стремление к цели. С детства мечтал стать исследователем. Не очень крепкого здоровья, но постоянно закалялся, собирал сведения для путешествий, готовился терпеть лишения.  Мать всеми силами пыталась изменить судьбу своего младшего сына, настояв на его поступлении на Медицинский факультет. Проучился пару лет, пока она была жива, а потом оставил учёбу. Плавал матросом, попадал в разные рискованные ситуации, но постоянно вёл записи, делая расчёты необходимого запаса пищи и одежды для путешествий на полюс.
 Вот его слова: «Мне было дано выполнить то, к чему я себя предназначал. Этой славы достаточно на одного человека». Он первым ступил на Южный полюс! Только это уже сделало его имя известным, но сколько ещё открытий сделал это человек.
   Просмотрела множество фотографий Амундсена, пытаясь найти ту, с которой лепил Дитрих барельеф. Нет точной, но можно понять, что выбрал скульптор, какие черты, взгляд, головной убор. Есть детские фотографии Амундсена, на которых он серьёзный малыш, потом несколько угрюмый подросток, а потом сразу старый человек. У Константина Симонова есть стихотворение, которое так и называется «Старик». Посвящено Амундсену.


Весь дом пенькой проконопачен прочно,
Как корабельное сухое дно,
И в кабинете - круглое нарочно -
На океан прорублено окно.

Тут все кругом привычное, морское,
Такое, чтобы, вставши на причал,
Свой переход к свирепому покою
Хозяин дома реже замечал.

Он стар. Под старость странствия опасны,
Король ему назначил пенсион,
И с королем на этот раз согласны
Его шофер, кухарка, почтальон..

Все подвиги его давно известны,
К бессмертной славе он приговорен,
И ни одной душе не интересно,
Что этой славой недоволен он.

Она не стоит одного ночлега
Под спальным шерстью пахнущим мешком,
Одной щепотки тающего снега,
Одной затяжки крепким табаком.

Ночь напролет камин ревет в столовой,
И, кочергой помешивая в нем,
Хозяин, как орел белоголовый,
Нахохлившись, сидит перед огнем.

В шкафу висят забытые одежды -
Комбинезоны, спальные мешки...
Он никогда бы не подумал прежде,
Что могут так заржаветь все крючки...

Как трудно их застегивать с отвычки!
Дождь бьет по стеклам мокрою листвой.
В резиновый карман - табак и спички,
Револьвер - в задний, компас - в боковой.

Уже с огнем забегали по дому,
Но, заревев и прыгнув из ворот,
Машина по пути к аэродрому
Давно ушла за первый поворот.

В лесу дубы под молнией, как свечи,
Над головой сгибаются, треща,
И дождь, ломаясь на лету о плечи,
Стекает в черный капюшон плаща.

Под осень, накануне ледостава,
Рыбачий бот, уйдя на промысла,
Найдет кусок его бессмертной славы -
Обломок обгоревшего крыла.

Амундсен написал книгу с символическим названием «Моя жизнь». Искренняя, честная и непростая, она показывает бесстрашного, сурового человека, который подчинил всё только одной цели – открыть неоткрытое, пройти непройденное.  В одном из последних интервью Амундсен сказал такую фразу:

«О! Если бы Вы только знали: насколько же грандиозно там, наверху! Именно там я хотел бы умереть, мне только хотелось бы, чтобы смерть пришла за мной по-рыцарски, во время выполнения какого-то большого задания, чтобы все закончилось быстро и без страданий».

Говорят, просить у Бога надо только  лёгкой смерти, но для Амундсена, обижаемого людьми и при жизни несправедливостью, обижаемого и после смерти, когда забыт был  на десятилетия памятник ему в недрах Музея городской скульптуры, Бог исполнил его желание. В 1928 году мир кинулся спасать путешественника Нобиле. Решили попросить принять участие и Амундсена. И он ринулся спасать. И погиб. Нобиле нашли и спасли, а вот Амундсена нет. Исчез…
 





1. Барельеф "Руал Амундсен". Автор: Дитрих (?) Л.А. 1931 г.(?)
Мрамор белый (глубокий рельеф). 46,5х42,5х9,5 см.
Описание: Рельеф классический, с гладким фоном, тонко промодулирован. Портрет Р.Амундсена – реалистический, с острой индивидуальной характеристикой. Барельеф в форме неправильной трапеции со срезанными наискось верхним и левым краями. На барельефе, ближе к правому краю, с лицом повернутым влево, изображен портрет Р.Амундсена. Амундсен изображен в профиль. На голове - капюшон глубоко надвинутый на лоб. Брови густые, нависшие над глазами, взгляд устремлен вперед. Нос большой с горбинкой. От носа к углу губ идет глубокая складка. Углы губ опущены. Воротник проработан крупными массами. На нижней его части справа налево изображена бегущая собачья упряжка из 4-х пар собак с каюром. Над ним у самого среза барельефа, в нижнем правом углу изображена мачта корабля. В левом нижнем углу – море с торосами. Вверху справа, над головой Амундсена, лучи полярного сияния.
РГМАА О-13441
С-26


Рецензии
Хорошая статья о достойном человеке и стихи прекрасные. Творческих вам успехов и исполнения всех планов. Анатолий.

Анатолий Байков   21.10.2020 08:22     Заявить о нарушении
Спасибо, приятно получить хороший отзыв.

Ольга-Гось Литвинова   21.10.2020 21:50   Заявить о нарушении