Роман Камень одиночества

Бабушке моей Прасковье Матвеевне Сосниной посвящается

Глава 1.Июль

По дороге едет, покачиваясь на кочках, телега.Пахнет, свежескошенной травой. Июль.
Ночное небо в звёздах.Сёстры Катя и Тамара лежат на мягкой траве и удивлённо смотрят друг на друга.Их отчим, Исай Григорьевич, управляет лошадкой и тоненько поёт:"Хороша я хороша, да плохо я одета. Никто замуж не берёт девушку за это"

Жестокий, мрачный человек поёт жалостливую женскую песню!Девчонки беззвучно хохочут, катаясь по сену.Поздно. Глухая ночь, лошадь встала, Исайя не погоняет её, спокойно сидит.Тамара, поднявшись: "Что, дядя Исай?"Отчим , махнув рукой: "Да спит. Пока не поспит, не пойдёт". Тишь, лошадь опустила голову.Ничто не тревожит её сон.Катя лежит лицом к звёздам и представляет: "Мы  остались одни на этой дороге. Мы одни в этом мире..." Всё молчит.Через два часа лошадёнка фыркнула, тронула поводья и тихонько пошла.

Глава2. Чердынцевы из деревни Чердынцево
Исайя происходил из большой зажиточной семьи староверов - Чердынцевых. Предки их когда - то убежали в Сибирь, чтобы там, в непроходимых лесах и болотах, сох ранить свою веру.У Чердынцевых был хороший дом, хозяйство, табун лошадей и работники - помощники по хозяйству. У Исайи Григорьевича  своя семья есть: жена - Марина, сын - Ванюшка и дочка - Елена.Жена Марина крепкая, здоровая, такой и рожать и работать под силу. Не чета жёнке младшего брата Игнатия,та болезненная, слабая.Слава Богу, дети есть...Игнатий и сам далёк от простого труда крестьянского. Курит, любит участвовать в скачках и джигитовке
 Исайя мечтал о том, что всё  родительское добро  достанется ему в наследство, Игнатию оно ни к чему.Но пришла в их глухую таёжную деревню Советская Власть. Забрала  большой добротный дом под Сельсовет, лошадей экспроприировала, а людей "лишила голосу"и всех прав.
Первой не выдержала этих бедствий Евдокия - жена Игнатия, она только что родила своего младшего сына Колю.Дома нет,муж где - то по тайге скрывается, в "партизанах". Евдокии сказала новая власть: " Ступайте за болото и там стройтесь, кулацкое отродье"!Стало совсем тяжело, она с тремя детьми скиталась по родственникам. Когда в деревне становилось совсем опасно - уходила за болото и жила в землянке, которую вырыла со старшими детьми. Евдокия простыла, заболела и вернулась в деревню. Её укрыла соседка, которая работала уборщицей в их бывшем доме, теперь Сельсовете.Началось собрание, Евдокия с детьми спустилась в погреб. Собрание шло долго, в погребе было холодно и сыро, совсем крошечный Коля начал плакать, а мама прикрывала ему ротик ладонью, чтобы не выдал их.

Игнатий из тайги вернулся, а жена его умерла, оставила ему дочь - Зину, сыновей - Виктора и Колю.Что делать?Как жить? Пока отца не было, за братьями следила строгая Зинаида, а было ей тогда 11 лет, жили по родственникам, кто приютит.Кручинился Игнат не долго. Добрые люди подсказали: собирайся, да поезжай в город Омск.Здесь тебя в покое не оставят, вы теперь "кулаки" называетесь.Кулаки! Работали много, в поле выезжали,ещё печь никто не растопит, до первого дымка!Жили не бедно, а самое тяжкое ваше преступление - кормили работников за помощь.И поехал Игнатий Григорьевич в большой город Омск. Решил так: устроюсь сам сначала, а потом и детишек перевезу.
Устроился на винный завод - возить винный материал.Одна радость, что при лошади. Любил Игнат лошадей.
Однажды заболела его младшая сестра Арина, заболела тяжело,"как иголку съела" говорили люди. Посылает отец сына в соседнюю деревню, к известному колдуну и даёт ему лошадь: "Скачи,милый! На тебя одна надёжа" Поскакал Игнатиий, а лошадь не устаёт, несёт его по ухабам и перелескам. Доскакал до колдуна, тот налил воды, пошептал что - то, посмотрел и говорит: " Эта лошадь у тебя беговая, ты, бери эту воду и гони, что есть силы, не жалей лошадку, она для скачек, значит, можешь успеть ещё". И гнал Игнат, гнал лошадь, что есть мочи, пусть вся в мыле, лишь бы успеть!Долетел до дома, поздно, сестра померла.
А лошадь с хозяином потом призы на скачках брала. Не обманул колдун, был настоящий. Когда колдун помирать стал, никак у него не получалось помереть и тогда он приказал рубить "матку" в его доме. "Матка" - главное бревно в сооружении бревенчатого дома, на котором всё держится. Когда это бревно перерубили, колдун испустил дух.
Про семью Чердынцевых всякое в деревне говорили. Что мать прокляла сына родного и дочь. А отец, Григорий Ефимович, так тот слово заветное знал, такое слово, что лошадей из его табуна украсть никто не мог, даже цыгане. Скажет Григорий Ефимович своё слово заветное и пойдёт спокойно спать, а воры стоят утром, как вкопанные, с места сойти не могут. Вот такие дела.
А про семейное проклятие я несколько историй от моей бабушки слышала.
История первая. Начал мой родной дед Игнатий курить в молодости, а мать ему и говорит: " Когда умру, чтобы ты к гробу моему не подходил даже.За то, что ты пошёл против нашей веры"
История вторая. У деда была ещё одна сестра - Евдокия.Она убежала из дома, чтобы выйти замуж по любви, без родительского благословения.И тогда ей мать сказала так: "Как на осине лист трясётся от ветра, так чтобы ты всю жизнь тряслась. И не было бы тебе покоя ни днём, ни ночью"
И что вы думаете. Прожила Дуся одна до самой смерти.Муж её бросил. Ушёл на войну, нашёл себе другую, а к Дусе не вернулся.Детей у Дуси не было, жила она с кошками и чужими людьми.Кошек у неё было много.Их она когда яичком варёным со стола кормила, а когда напьётся - гнала их прочь и орала.
Повесила мать дочери на шею "Камень одиночества", так жизнь дочери и не сложилась, мимо прошла. Дуся пыталась жить нормально, даже ходила с родственниками в "Родительский день" на кладбище. Но там сильно напивалась, начинала ругаться такими словами, от которых мужчины удивлённо оборачивались, а женщины просили родню немедленно увести Евдокию с кладбища.

Иногда, очень редко приходила Дуся к моей бабушке в гости.Всё начиналось чинно и благородно. Дуся выпивала рюмочку водочки, добрела, ласково разговаривала. Потом выпивала ещё рюмочку и начинала говорить громче, потом выпивала ещё и ещё, пока не становилась злобной, грубой "мужичкой", как её называли знакомые с отвращением.Она опять всех материла и уходила громко хлопнув дверью.Бабушка за ней не бегала: "Пусть проветрится!Авось сама вернётся, не заблудится" И Дуся возвращалась. Возвращалась ранним утром, вся поцарапанная, в грязи и при этом говорила жалобно: "Васенька -то, мой любимый котик, вёл меня, да вёл и в яму завёл". "Дуся, ну какой Васенька! Васенька умер год назад!"- возражала ей бабушка.
Однажды, Дуся решила справить свои именины.Жила она тогда в частном доме, решила собрать всю родню.Созвала. Пришли родственники, да с подарками: кто отрез на платье, кто "видок"( гипсовую картинку). Евдокия стол накрыла, гостей потчует, как хозяйке положено. А гости едят, да нахваливают, поздравляют добрым словом, "нянькой" её называют.И тут видит Дуся, как один гость, племянник её Ванька Кубрин, берёт рюмку стеклянную и начинает её, эту рюмку разгрызать всем на потеху.Хозяйка тут в лице изменилась,подбегает к Ваньке, да как треснет ему ложкой железной по лбу: "Так то ,ты, племянничек, меня благодаришь?!" Тут драка началась, а Дуся так разозлилась, что начала выталкивать всех своих гостей на улицу.Гости немного протрезвели и  потребовали свои подарки назад."Кума, отдай видок!"- кричали за забором. Кума не долго думая стала кидать все их подарки через ограду: "На, получай свой видок!" Просители потом, конечно, пожалели о своих требованиях, получив ими же по голове.Вот такая была эта Евдокия Григорьевна Чердынцева. 


      


Рецензии