О длине волос. Охота на слова

 
Длина волос меня волновала всегда, особенно длина моих волос.  Пословицу – волос длинный, да ум короткий – я отвергал очень давно, с первого класса. Мне нравились девчонки с длинными косами, и хотя было убеждение, что все мальчишки дёргают девчонок за косы, я к их числу, как мне кажется сейчас,  не относился. Были случаи, когда косу привязывал к спинке  парты… Но не дёргал.

Волосы — роговые образования кожи млекопитающих (в том числе человека) и их предков (терапсид). Являются производными эпидермиса. Состоят преимущественно из белка кератина. У животных густой волосяной покров называется мехом или шерстью. Это Википедия

А вот о том же самом в словаре Владимира Даля.

ВОЛОС м. един. и собират. влас церк. волосы, волоса, волосья мн. роговистые, трубчатые нити, растущие на теле человека и большей части млекопитающих. На человеке волос; на животных шерсть, но в хвосте и гриве также волос; у свиньи и подобных животных щетина; волос мягкий или молодой, пух, пушок; пучок волос, косма, прядка; курчавый, кудерь; долгий, назад зачесанный, заплетенный волос, коса; клок волос на темени, чуб; с боков, ко лбу, виски. В пушном товаре, кончики шерсти, ость; средина, шерсть; густой и мягкий испод, подшерсток, пух, а кончик противопол. ости, корень, комель. Толковый словарь живого великорусского языка

Чувствуете разницу в подходах?

Википедия врёт, что волосы – это часть кожи, использует термины, которые не проясняют понятие, а только запутывают. Рога, ногти, копыта – это тоже часть кожи? И вот так во всём современном мире. Вместо поиска истины впаривание трудно понятных слов из чужих языков. Не потому ли современные дети говорят по-русски с акцентом?

И совсем иной подход у Владимира Даля, указать, какая часть волос как называется, доходчиво объяснить особенности употребления слов.

Что касается длины волос, если они у вас есть, то прислушивайтесь к себе, с какими волосами вам удобнее, какой образ вы хотите создать.

Ещё в детстве я заметил, что когда я лохматый,  то у меня лучше получается почти всё, мне казалось, что даже голос звонче. А петь я любил.

Когда я лохматый и озорной, меня кликают Пушкиным. Не все знают, что я от рождения Александр Сергеевич, но видят, что я бойкий, непоседливый, громкоголосый, могу петь, могу плясать, знал множество стихов. А когда уже в школе учился, то пытался рифмовать строчки. Ничего серьёзного из этого не вышло, но во мне росла убеждённость, что волосы да ещё вьющиеся, «из кольца в соломинку», как говорили некоторые, помогали мне не только лучше думать, но и жить. И сегодня помогают.

Два дня, проведённые в детском саду, где нас должны подготавливать к школе, закончились синяками и царапинами, ясно, что не только у меня. Ничему нас не готовили, но почему-то многие мальчишки хотели мной верховодить. С одним из тех, кто тогда меня пытался подчинить себе, встретились лет через сорок. Делить нам нечего, каждый жил своей судьбою, а напряжённость в отношениях сохранялась, а вот с его младшим братом через года встретились и обнялись, как родные.

В общем, к первому классу я был готов, как мне казалось, неплохо. Сестра передала мне свой портфель, вычистила его, смыла чернила. Обернула учебники, обернула и подписала тетради. В пенал положила и ручку, и карандаши, и ластик. Брат научил затачивать цветные карандаши на топоре. Буквы мне не показывали. Говорили, что иначе в школе неинтересно будет. Цифры я знал, складывал их и вычитал. Мог танцевать, плясал. Знал массу стихов. Пел множество песен, правда, вовсе не детского репертуара. Слово РЕПЕРТУАР я почему-то знал задолго до школы.
Когда вся округа собиралась на полянке недалеко от берега и я от нетерпения заводил:

Когда я был мальчишкой,
Носил я брюки клёш,
Соломенную шляпу,
В кармане - финский нож,  – то  слышал упрёки от старших девчонок, что «Пушкин» в своём  репертуаре. Эту песню мне ни разу не дали допеть, хотя я её знал от начала до конца. А недавно вспомнил только четыре строчки. Отыскал для интереса в интернете. Мы немножко не так пели, а последние строчки и вовсе не о том:

Музыка играет,
Барабаны бьют,
Белы отступают,
Красные идут.

Вдоль берега у нас была улица Красноармейская, по ней красные бойцы принесли в наш город советскую власть. На новый 1970 год я полетел в Киев, мы жили в гостинице, которая расположена на улице Червоноармейской. Я предположил, что по ней в город вступала Красная Армия, и экскурсовод мне это подтвердила.

И всё-таки я ставлю здесь озорную песню в качестве переклички столь разных эпох.

Когда я был мальчишкой,
Носил я брюки клёш,
Соломенную шляпу,
В кармане - финский нож.

А мать моя - актриса,
Отец мой - генерал,
Сестрёнка - гимназистка,
А сам я - хулиган.

Мамашу я зарезал,
Папашу - зарубил,
Сестренку-гимназистку
В толчке я утопил.

Мать лежит в больнице,
Отец - в сырой земле,
Сестренка-гимназистка
Купается в толчке. 

Сижу я за решеткой
И думаю о том ,
Как дядю-часового
Угробить кирпичом.

Я первый раз промазал,
Второй - я не попал.
Но в третий так я вмазал,
что дядя в гроб упал.

Музыка играет,
Барабаны бьют,
Дядю-часового
На кладбище несут.

Свой репертуар песен я повторил перед школой, был уверен, что пригодится. В общем, к школе я приготовился основательно. А перед первым сентября от кого-то из соседей принесли машинку и меня остригли наголо. Я уговаривал, убеждал, кричал, вырывался, кусался… Силы были не равны. Я почувствовал себя опустошённым. Уже и в школу не захотелось пойти.

В школе сперва была линейка, проводили её  во дворе. Много народу, много цветов. Меня мальчишки подняли на смех, что в моём букете вместе с астрами была морковная ботва. Ну если это красиво… Почему нельзя?  Были какие-то речи, о чём говорили, я не помню. Потом мы зашли в свой класс, и нас рассадили за парты, они стояли в два ряда, я оказался на четвёртой парте возле стенки. Моя соседка, с которой мы вместе иногда готовились к школе, оказалась более удачливой, она оказалась на первой парте возле учительского стола. Что я заметил. У многих девчонок были длинные косы, у кого одна, у кого две. Все мальчишки были лысыми, но у некоторых волоса отрастали. Мне почему-то было всё равно, я не чувствовал никакого восторга от того, что стал учиться. «Первый класс купил колбас».

Первая же команда – и я отличился. Учительница представилась и попросила нас назвать её имя и отчество хором. Все сказали, а я после всех повторил в одиночестве: «Зинаида Дмитриевна».

После ещё что-то хором повторяли, несколько раз я опять не успел. В общем, первый день в школе у меня был скомкан. Правда, на переменах я смог показать себя, участвовал во всех массовых играх.

Через  много–много лет мне сказали, что видели меня на фотографии самой первой для нас школьной линейки во дворе, что там все мальчишки с лысыми головами. Я даже не подозревал о существовании такой фотографии, но у меня не возникло желания взглянуть на неё.

А через год или два шёл очень весёлый фильм «Солдат Иван Бровкин». Вскоре все песни из фильма вошли в репертуар наших сборов на краю улицы возле озера. Песни я выучил раньше, чем посмотрел фильм. Очень понравился актёр Леонид Харитонов в главной роли. Но у меня слёзы текли, когда я видел, как с него снимали его вьющуюся шевелюру. Снимали электромашинкой. В нашем городе таких ещё не было, и парикмахеры приводили их в движение рукой.

Когда шёл фильм «Я шагаю по Москве» и на экране делали лысым актёра Евгения Стеблова в роли Саши Шаталова (Александра Индустриевича, как называали молодожёна и призывника в одном лице в военкомате), мне не было жалко его. Но у меня возник вопрос, почему новобранцев нужно стричь наголо?

Нам ещё долго приходилось стричься на лысину. Многим это не нравилось. После такой стрижки я становился беспомощным, у меня многое не получалось, потому я не любил ходить в парикмахерские. Были случаи, когда нас по несколько человек отправляли прямо с уроков в парикмахерскую, если у кого-то не было денег, то учительница давала свой рубль. Тогда это была универсальная мера. Постричься – один рубль. Мороженое – один рубль. Пирожок с ливером – 50 копеек, два пирожка – один рубль. Билет в кино на детский сеанс – тоже один рубль. А в дом пионеров, в любой из кружков, в станцию юных техников, в кружки заводских клубов и детские библиотеки мы ходили бесплатно. За годы детства я прошёл десятки кружков: выпиливания, выжигания, авиамодельный, автоконструкторский, слесарный, хоровой, театральный, балетный. Долго нигде не задерживался. Только в литературный ходил года три, но стихами всерьёз уже не занимался.

Много лет меня мучил вопрос, почему младшие школьники должны постригаться наголо. Стоило один раз спросить, и мне ответили  однозначно: «Чтобы вши не завелись».

Но ведь вши могут и у девчонок завестись? В нашем классе такое встречалось, но никого из девчонок не заставили наголо постригаться… Впрочем, во втором классе приходила к нам девочка, подстриженная под нулёвку, на шее у неё были какие-то рубцы и болячки. К ней никто не подходил, а потом она исчезла, я даже не помню, как её звали. Вроде бы Таней.

А потом возник другой вопрос: «Почему призывников, новобранцев стригут наголо? Почему студентов не стригут? И всегда так было. И из истории известно, что студенты нередко отращивали волосы. Вот и у Пушкина Евгений Онегин «пострижен по последней моде», а мода, как известно, изменчива. А вспомним при этом, чем занималась Ларина старшая:

Она меж делом и досугом
Открыла тайну, как супругом
Самодержавно управлять,
И все тогда пошло на стать.
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
 Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь.

Поясним пару фраз. "Пошло на стать" - то есть пошло на лад.

 "Брила лбы" - отдавала своих крепостных в солдаты; новобранцам, годным к службе, брили волосы на лбу, не годным - на затылке.

А зачем брили? А чтобы послушными сделать. Чтобы человек не подпитывался энергией внешнего мира, а выполнял беспрекословно волю командиров.

Вспомним эпизоды поэмы Пушкина «Руслан и Людмила», связанные с Черномором, злым и жестоким колдуном. Он маленького роста – «карла», , тщедушного телосложения, с  короткими ножками,  но у  него длинная седая борода и усы, которые ему помогают носить многочисленные слуги.

"Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет; 
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода." 

Борода Черномора имеет волшебную силу. Лишившись бороды, Черномор становится жалким слабым карликом.

А кто-нибудь задумывался, почему его голова бритая? Обладая волшебной бородой, он не нуждается в поддержке небесных сил, он сам себе хозяин, а потому, чтобы не было влияния из вне, он бреет голову.

Вспомним ещё одного бородатого персонажа из сказки Алексея Толстого «Золотой ключик». «Густая нечёсаная борода его волочилась по полу, выпученные глаза  вращались, огромный рот лязгал зубами… Это был хозяин кукольного театра, доктор кукольных наук синьор Карабас Барабас». Стоило ему лишиться бороды, и у него не стало прежнего могущества и влияния… Его даже куклы перестали слушаться…

Об уникальных способностях коренных жителей американского континента ходили легенды: и острый взгляд, и крепкая рука, и бесшумность передвижения, и неутомимость, и способность метко стрелять. Но когда жителей резерваций обманным путём привлекали в американскую армию, новобранцы мало чем отличались от остальных, немало времени требовалось, чтобы к ним вернулись прежние навыки. Вместе с остриженными волосами падали на пол под ноги парикмахера и уникальные способности жителей резерваций.

Мне приходилось читать, что в американской армии в период войны во Вьетнаме провели серьёзные исследования и приняли решения разрешить воинам из числа индейцев-охотников оставлять длинные волосы, чтобы они могли «чувствовать врага», обладали интуицией и всем тем, что отличает индейского воина.

Волосы —это не просто роговистые, трубчатые нити (по Далю). Если верить Большой советской энциклопедии, то волосы – это роговые нитевидные производные кожи, образующие характерный для млекопитающих волосяной покров. Помимо защиты от механических повреждений, волосы несут функцию защиты тела от потери тепла, что способствует поддержанию постоянной температуры тела у млекопитающих  и их расселению по всему земному шару.

На сайте центра генетики в Санкт-Петербурге я узнал, что нестандартными источниками для получения ДНК являются фрагменты буккального эпителия: пятна крови, семенной жидкости, носовой слизи, ногтей, но в качестве  образцов можно использовать и человеческий волос, содержащий в себе сразу несколько разновидностей генетического материала:
• Ядерная (хромосомная) ДНК, дающая полную информацию обо всех признаках живого организма и размещенная в волосяном фолликуле;
• Митохондриальная ДНК, встречающаяся в стержне волоса и наследуемая исключительно по материнской линии.
Вторая, то есть  митохондриальная ДНК хранится на протяжении всего периода существования волоса и может дать исчерпывающую информацию о его владельце не только через сотни, но и тысячи лет после гибели их носителя.

А это даёт надежду, что рано или поздно, по ДНК можно будет воспроизвести живое существо, будь то древний человек, мамонт или динозавр.

Сейчас всё чаще звучат мнения, что волосы – это продолжение нервной системы, то есть  нервы на поверхности тела, своего рода высокоразвитые «антенны», они  передают организму огромное количество важной информации, а также в качестве передатчика передают в окружающий мир сведения о здоровье их хозяина. Мы же довольно быстро выявляем по внешнему виду людей с больным волосяным покровом. Колтун, к примеру, - это  воспаление сальных желёз на голове, оно возникает при нарушении условий гигиены, нерасч;сывания, вшивости и т. д. А здоровые красивые волосы несут массу положительных эмоций, в том числе поэтическое вдохновение. Самый известный пример – стихотворение Генриха Гейне «Лореляй». Немецкий текст привожу только потому, что ни один перевод не передаёт, на мой взгляд, тех чувств, которые выразил Гейне:

Ich weiss nicht, was soll es bedeuten,
Das ich so traurig bin;
Ein Maerchen aus alten Zeiten,
Das kommt mir nicht aus dem Sinn.

Die Luft ist kuehl, und es dunkelt,
Und ruhig fliest der Rhein;
Der Gipfel des Berges funkelt
Im Abendsonnenschein.

Die schoenste Jungfrau sitzet
Dort oben wunderbar,
Ihr goldnes Geschmeide blitzet,
Sie kaemmt ihr goldenes Haar.

Sie kaemmt es mit goldenem Kamme,
Und singt ein Lied dabei;
Das hat eine wundersame,
Gewaltige Melodei.

Den Schiffer in kleinen Schiffe
Ergreift es mit wildem Weh;
Er schaut nicht die Felsenriffe,
Er schaut nur hinauf, in die Hoeh’.

Ich glaube, die Wellen verschlingen
Am Ende Schiffer und Kahn;
Und das hat mit ihrem Singen
Die Lorelei getan.

Подстрочный перевод я встретил на сайте стихи.ру у  Ирины Кривицкой-Дружининой. Ещё в свои школьные годы я пытался сделать перевод этих стихов, но таланта не хватило.  Ни одного достойного поэтического перевода я пока не встретил.

Я не знаю, что это должно означать,
Что я так печален;
Сказка из старых времен,
Она не выходит у меня из ума.

Воздух прохладен, и темнеет,
И спокойно течет Рейн;
Вершина горы сверкает
В свете вечернего солнца.

Прекраснейшая юная женщина сидит
Там в чудесной вышине,
Ее золотые украшения блестят,
Она расчесывает свои золотые волосы.

Она расчесывает их золотым гребнем,
И при этом поет песню;
Это удивительная,
Величественная мелодия.

Пловца  в маленькой лодке
Охватывает дикая тоска;
Не смотрит он на рифы,
Он смотрит только вверх, в высоту.

Я уверен, волны поглотят
В конце концов пловца и лодку;
И это своими песнями
Сделала Лорелея.

 На сайте «Крамола» я прочитал, что человеческие волосы, включая растительность на лице мужчин, не только напрямую снабжают мозг информацией, волосы также излучают энергию, электромагнитные волны в окружающую среду. Это было установлено с помощью эффекта Кирлиана, когда человека фотографировали сначала с длинными волосами, а затем — после стрижки. Когда волосы подстрижены, то прием и посыл сигналов в окружающую среду значительно затруднены. Стрижка волос способствует неосознанности по отношению к проблемам окружающей среды в локальных экосистемах. Она также способствует нечувствительности в любых взаимоотношениях и сексуальной неудовлетворенности. Чтобы решить существующие в нашем мире проблемы, в первую очередь надо признать, что многие из наших базовых представлений о реальности ошибочны».

Полностью согласен с таким выводом. Мы действительно точно не знаем, как устроен наш мир. Лет тридцать назад я высказал предположение, что если сравнить нашу планету с автомобилем, самолётом или головой поезда, то ветровым стеклом следует считать Антарктиду и для адекватного восприятия действительности надо перевернуть глобус. За эти три десятилетия я получил массу доказательств своей правоты. Но время перемен пока не подошло.

С огромныи интересом я познакомился с некоторыми лекциями, беседами  и работами Петра Петровича Гаряева. Перечислять его титулы не буду, отмечу только, что Академия Наук РФ при президенте В.Е. Фортове не позволила этому человеку – П.П. Гаряеву - работать в России. Его работу как учёного без суда и следствия, по телефонному звонку признали лженаукой. А я от него услышал много полезного о ДНК, о коронавирусе, о связи человека со всей Вселенной. Ясно, что нынешним академикам такие масштабы недоступны. Не исключено, что связь со Вселенной осуществляется у человека через волосы, через их длину. Разве только для красоты даны человеку волосы? Нет.  У человека с длинными волосами лучше работает интуиция. Женщина с длинными волосами выносит ребенка без токсикоза. Так, согласно апокрифической «Книге бытия небеси и земли» Самсон – ветхозаветный герой, который прославился подвигами в борьбе с врагами, носил длинные косы, дающие ему богатырскую силу. Когда Самсон нарушил данный им богам обет безбрачия и полюбил Далилу, он под «пьяную лавочку» открыл ей тайну: «Если остричь меня, то отступит от меня моя сила». Коварная возлюбленная дождалась, когда мужчина заснул, и состригла с его головы семь кос. Самсон тотчас ослабел, чем и воспользовались недруги, – ослепили его и заставили работать на мельнице. Но когда у Самсона отросли волосы, то сила возвратилась к нему, и он разрушил здание, где находились враги.

Этот абзац я списал на сайте «Крамола». Вместе с автором, который себя почему-то не обозначил, считаю, что модные короткие стрижки – не лучший способ ухода за волосами. Отстригаешь волосы – обрезаешь память, нарушаешь связь со Вселенной. Не от большого ума люди стригут детей наголо в годик. Ребенок активно познает мир, учится каждую секунду своей жизни… Зачем обрезать  ему всю память? Ему приходится  начинать учиться сначала. На лицо отставание в развитии. Теперь мне  понятно, почему  я так сопротивлялся перед тем, как пойти в первый класс.

Новобранцев, рекрутов бреют наголо с одной целью – добиться их полного повиновения. Солдат исполняет волю командиров.

С целью унизить представителей боярства, глав знатнейших родов Пётр Первый стриг публично бороды. Не будь такой публичной казни, никто бы не стал выполнять его требование «брить бороды и носить немецкое платье», ведь безбородыми были в основанном европейцы с нетрадиционной половой ориентацией, они в большой массе окружали императора, названного Великим за русофобию, за великое число уничтоженных при нём русских народов.

Говорят, что в  Европе первым организовал стрижку волос римский император Нерон, он приказал консулу постричь наголо все иностранные легионы. Консул спросил императора, для чего это, Нерон ответил: «Я не желаю, чтобы они мыслили, для меня достаточно, чтобы они исполняли лишь мои приказы и распоряжения».


Рецензии