Усть-Стрелка. Первое поселение первопроходцев

В историю освоения Сибири, Забайкалья и Дальнего Востока вписано немало имён великих землепроходцев, которые открывали новые земли, а для государства новые богатства. Новые народы обогащали культуру, перенимали прогрессивный опыт соседей. В те времена земля за Уральским камнем представлялась неиссякаемым источником ресурсов, страной из сказок и легенд. Кроме того, по рассказам побывавших в тех местах людей, в тех краях находились запасы серебра. Это и определяло движение вольных людей, авантюристов, искателей приключений и лучшей доли все дальше на восход, в первую очередь лихих, удалых казаков. И пусть имена рядовых первопроходцев история не сохранила, зато мы помним их атаманов, которые увековечены в памяти и топонимах Забайкалья и Дальнего Востока. Больше трех столетий прошло с того времени как вышли в Даурию казаки Ерофея Хабарова – первые русские люди, проникшие на территорию нынешнего Забайкальского края. И именно здесь в том же 1651 году отважные землепроходцы заложили Усть-Стрелочный острог - первое долговременное русское поселение. Именно Усть-Стрелка должна считаться самым первым русским поселением на территории Забайкальского края. Усть-Стрелка это место слияния крупнейших Забайкальских рек Шилка и Аргунь, место, где начинается река Амур. Большинство источников называют дату постройки Усть-Стрелочного острога 1650-1651гг. Вышедший из Якутска в 1654 году сын боярский Федор Пущин с пятьюдесятью казаками, дойдя к зиме 1655 года до устья Аргуни, поставили там зимовье, которое и стало впоследствии острогом, большинство источников основателем Усть-Стрелки называют славного предпринимателя Ерофея Хабарова.
Воевода Францбеков в 1651 году в донесении государю Алексею Михайловичу сообщает следующее: «И он де Ярофейко на усть Шилки реки на великой реке Амур для Государь поселения пашенного и для приходу русских людей новый поставил острог в угожем крепком месте под волоком, где Государь переходить будет русским людям пешею ногою сухим путем только в два дни. И в том де Государь остроге для пашни оставил он Ярофей на своих проторях и с своими подъемы двадцать человек. А для Государь службы и для приводу под твою Государь высокую Царскую руку князя Гантимураулаха и Таргачина для ясачного сборы, служилых людей тридцать человек». Следующее документальное упоминание об Усть - Стрелки встречается в 1678 году, там поселение уже названо Усть-Стрелочная слобода . В 1685 году встречается иное название Усть-Аргунская. После заключения Нерчинского договора, Усть-Стрелка оказалась на территории подобно клину вдающейся во владения Поднебесной.
Усть-Стрельские казаки крепко охраняли границу. Постоянные конные разъезды и секреты, гарантировали безопасность рубежей империи от китайцев. Так продолжалось до середины 19 века. В 1851 году было создано Забайкальское казачье войско и Усть-Стрелка стала центром 5-й сотни 4 го конного полка 1-й конной бригады. В ото время население Усть-Стрелки составляло чуть более полутора сотен человек. Освоение промыслов пушнины, рыбы, леса, способствовало развитию поселения. Благосостояние стало расти. Бывшие крестьяне по всему Забайкалью стали казаками. Строились новые дома, цехгаузы, казармы, народ прибывал. В Усть-Стрелке строится правление казачьей сотни , цейхгауз и хлебные магазины. С открытием навигации 1854 года в Усть-Стрелку по Шилке и по Аргуни начали прибывать различные сплавные суда, сопровождаемые войсками. В августе 1855 года с низовий Амура на пароходе «Надежда» пришел контр-адмирал Путятин.
Контр-адмирал со свитой пришел на Усть-Стрелку на лодках, которые бичевой тянули усть-стрелочные казаки. Путятин провел в Усть-Стрелке десять дней, после чего отправился на лодках вверх по Шилке. В навигацию следующего года, когда Генерал-губернатор Муравьев вновь шел вниз по Амуру, взял с собой усть-стрелочного казака Богданова в качестве ординарца. В 1867 году в Усть-Стрелке побывал знаменитый исследователь Николай Михайлович Пржевальский. Чуть позже цесаревич Николай Александрович останавливался в селе Покровка где беседовал с делегацией казаков из Усть-Стрелки. К началу 20 века село пришло в упадок. К середине двадцатого века после сильного наводнения прекратило свое существование. Сейчас на месте где было село установлен памятный крест.


Рецензии