Чудотворный Быркинский крест

В одной из прошлых статей я вскользь упоминал о чудотворном кресте существовавшем в Забайкалье.
Мне стало любопытно сколько чудотворных крестов в России, получилось, что 7. Интересное, сакральное для православия число. Но интересующий меня крест среди них не значился. Поэтому я провел небольшое расследование.
В нерчинско-заводском округе, в 110 верстах (прим.автора 117 км) от Нерчинского завода, есть село Бырка. Сейчас это село относится к Приаргунскому району.
Известно депрессивным состоянием жизни, и расположенными неподалеку древними писаницами изображающими животных, носорогов. Сто лет назад население Бырки составляли казаки.
Бырка была богатейшей станицей. В этой станицы находилась деревянная, во имя святителя и чудотворца Николая, церковь. Церковь построена в 1826 году прихожанами. В ней находилось достаточно интересное и нехарактерное для Забайкалья распятие. Интересно оно тем, что распятие представляло собой скульптуру. Нечто похожее можно увидеть в Перми. Это распятие было прославляемое и чтимо как местными, так и окрестными жителями и признавалось за чудотворное. Приведу описание этой реликвии, взятое из Иркутских епархиальных ведомостей за 1881 год. Орфографию исправил на современную.
«Крест, на котором изображен распятым Господь наш Христос, имеет в длину 3 аршина 2 вершка, верхняя поперечная дека 2 арш. 2,5 верш., нижняя 6,5 вершков. Само же изображение Господа нашего Христа длиною 2 аршина, а от оконечности одной руки до оконечности другой 1 арш. 14 верш. На кресте, вверху св. главы, прибита гвоздем доска, на которой написано: I. ;. Ц. И. Венец, окружающий св. главу, был прежде деревянный, но впоследствии священником сей церкви о. Алексеем Малковым (на момент 1881 года уже стал протоиереем нерчинско-заводского Богоявленского собора) заменен серебряным; прежний же, деревянный хранится в церковной кладовой. По преданию глаза спасителя были прежде открытыми, как бы смотрящими; но впоследствии были изменены на закрытые. Одежды на cию икону шьются из разных материй усердствующими и начинаются с пречистых Его рамен, а оканчиваются на следах ног выше перстов, по чреслам же и ниже колен эти одежды опоясуются шелковыми лентами. С некоторого времени сей св. крест поставлен на горнее место. Прежде же он находился внутри самой церкви, за правым клиросом, где, кажется, и было, бы ему находиться более целесообразным, ибо всякому желательно приложиться к нему, но вход в алтарь не всякому доступен, вследствие чего многие лишаются сего утешения. Впрочем, имеется в виду в недалеком будущем перенести его в самую церковь и установить на более или менее возвышенном пьедестале».
Крест это был создан в 1824 году крестьянином Годынбойского села Иваном Семеновичем Преженниковым. Его потомки до сих пор проживают на территории Приаргунского района и Забайкальского края.
О том, что этот крест действительно работы Ивана Семеновича, известно из бумаг найденных псаломщиком Быркинской церкви в 1978 году. Из них записано что 90 летний старец Алексей Преженников, племянник Ивана Семеновича, рассказывал, что крест этот действительно сделал его родной дядя.
Вот тот текст, ставший уже приданием. Орфография исправлена мной на современную для удобства читателей.
«…в каком году начато и окончено сооружение сего креста Господня, я в настоящее время по старости своей - так как мне уже 90 лет от роду, - припомнить совершенно не могу. Что слышал от своего дяди Ивана Преженникова в прежнее время и что могу вспомнить из бывших разговоров с ним, то лишь и передам. Дядя мой вознамерился соорудить изображение распятого Спасителя в следствии виденного им однажды сна: «будто бы в пади, под названием Гадари, но реке Уpoв, выше промысла Кудои, стояли три дерева, в одной из которых ему было видение, именно стоящее в средине других, срубить и из него соорудить изображение распятого на кресте Христа Спасителя».
Признавая виденный им сон за повеление свыше, он в скором времени отправился в показанное ему место, нашел там действительно три, рядом стоящих дерева, из которых среднее было им срублено и привезено в зимнее время домой. С этих пор дядя мой начал сооружать упомянутый крест. Долго-ли коротко-ли производилась работа моим дядей, я не припомню. Наконец работа приближалась уже к концу, даже наведена была на изображенном теле Спасителя политура, только оставалась неоконченною одна из рук Спасителя, - правая или левая, не упомню, - как дядя мой захворал и слег в постель. Болезнь носила серьезный характер, и он уже начал готовиться к смерти. В то время, когда дядя мой еще производил работу, у него квартировал некто ссыльный Горохов. Вот его-то дядя мой в конце своей жизни, когда уже лежал на смертном одре, просил окончить приближавшуюся к концу его работу. Также он просил родного брата своего Петра Преженникова, в случаи его смерти, поручить окончить работу иконы распятого Спасителя ссыльному Горохову, что и было исполнено после смерти дяди моего. Горохов, окончивший сооружение креста Господня, передал его брату Ивана Преженникова Петру Преженникову, как было сделано в предсмертном завещании умиравшим соучредителем. После сего крест с изображением распятого Спасителя из дома был перенесен в местную церковь, где и освящен. В Гадынбойской церкви сей св. крест пробыл около 6 или 7 лет. Потом был откуплен моим родителем Егором Преженниковым и мною у Петра Преженникова за 110 рублей ассигнациями и перенесен в Быркинскую Никольскую церковь, так как место жительства наше Шараканский поселок, находился в то время в приходе означенной церкви. Перенесение же реликвии из Гадьнбойской церкви в Быркинскую было, как я припомню в 1829 году».
Прославление этого креста и причисление его к чудотворным связано с тем что, в 1868 году в с. Цаган-Олуй была вспышка «тарбаганьей болезни», так в то время называли в Забайкалье, «черную смерть» - чуму. Первые сведения о чуме относят к 1863 г., когда в Цаган-Олуевском поселке во время покоса заболело несколько жителей и вскоре скончалось. Первые упоминания о заболевании, возникшем в результате употребления в пищу мяса тарбаганов, начинаются уже с 1880 г. в селе Клички Нерчинского уезда.
Затем ежегодно в газете «Восточное обозрение» описываются единичные вспышки болезни, схожей по клинической картине с чумой. Народ и священники за сотню верст поехали молиться ко кресту об избавлении от болезни, и в скором времени чума отступила. Народ уверовал в силу креста животворящего села Бырка. Чудотворный крест стал пользоваться огромной популярностью верующих. По сути дела, все Юго- Восточное Забайкалье стремилось хотя бы раз в жизни увидеть и поклониться святому распятию. Именно поэтому ежегодно в мае организовывался крестный ход из Бырки до Шелопугино. Крестный ход священники готовили долго, тщательно отбирал физически и морально здоровых парней и девушек, причем обязательно из благочестивых и благонадежных семей, а также нескольких взрослых. Им предстояло нести распятие, идти молча, в тишине, которую время от времени нарушали только короткие слова молитвы священника. Если последний был в возрасте или кто-то из идущих требовал отдыха, то сзади крестного хода двигалась лошадь с телегой, на которой можно было передохнуть.
Распятие по всему пути следования встречали с неподдельным восторгом и трепетом. Распятие вносили в храмы селений, стоящих на пути хода и проводилась торжественная церковная служба. Вечером молодежь, участвующая в крестном ходе обычно устраивала вечеринки. Народом делались пожертвования. Благодаря им Быркинская церковь была одной из самых богатых в Забайкалье. По суммам на счетах она намного опережала столичные, Читинские приходы. Конечно из-за ежегодных крестных ходов распятие подвергалось негативному воздействию погоды. Епархиальные власти регулярно организовывали реставрационные работы. Первая реставрация состоялась, по данным Забайкальской духовной консистории в 1892 году. Распятие реставрировал известный в те времена в Забайкалье иконостасный мастер Якимов. Можно предположить, что работы не носили существенный характер, так как в скором времени реставрацию проводили снова. В 1913 году проводили серьезную реставрацию поврежденных частей. Решение о реставрации принимал специально созданный съезд священников в с. Александровский-Завод. 7 июня 1913 году епископ Иоанн лично освятил уже отреставрированное распятие, после чего оно отправилось в станицу Быркинскую. Население станиц, сел, деревень, выселков, надо полагать, с воодушевлением встречало ее. В 1917 году распятие стало многих раздражать и бесить. Весной 1917 года был пущен слух о том, что распятие разбили, или продали. Начались гражданские волнение в Чите и по всей Забайкальской области. Что бы успокоить народный гнев пресечь все совершенно необоснованные слухи и пересуды, члены Быркинского комитета общественной безопасности по запросу читинских «товарищей» отправили в адрес делегатов проходившего в Чите епархиального съезда духовенства и мирян Забайкальской епархии телеграмму.
В ней сказано : «все эти вздорные, ни на чем не обоснованные слухи, опровергаются в категорической форме. Образ Спасителя, чтимый всем населением, в настоящее время носят по округу».
В начале 20-х началась советизация Забайкалья и гонения на церковь. Крестные ходы запрещались или создавались условия, чтобы народ не мог принимать в них участие. Храмы пришли в запустение. Быркинцы из коммуны «Новое хозяйство» в 1926-1928 гг. ставили вопрос о закрытии церкви. Моральный облик народа в Забайкалье стал неуклонно ухудшатся. Последний массовый крестный ход в Бырке прошел в 1929 году. Это был последний раз, когда священная реликвия предстала перед народом. В конце концов в 1935 г. быркинский храм был закрыт. По рассказам старожилов, колокола с нее отказались снимать быркинцы, однако нашелся доброволец, уроженец с. Доно, что в 25 верстах от Бырки. Он и столкнул колокола со звонницы вниз. Как говорили старики, позже его постигла «божья кара»: разбился, упав с коня. Что касается распятия, то, по словам старожилов, оно довольно долго стояло прислоненным к стене церковного коридора, потом исчезло.


Рецензии