Откуда Ваны в Китае, Армении и Европе

Смотрю замечательный китайский сериал "Возведение в Боги" 2019 г выпуска и  одновременно изучаю историю и  мифологию данного времени и  исторических процессов. Рассказывается  о времени когда человек почувствовав свою силу технологий и потеряв  знания космических предков восстает против естественного порядка и вселенских богов и возводит на  небеса Богов похожих на  него и понятных ему.
Цивилизация Шан-Инь управляется  черными драконами -с  абсолютной  восточной  деспотией. Император -выразитель воли Небес которым приносятся  многочисленные в  том числе и  человеческие жертвы. Император стоит выше любой этической оценки (не он должен пребывать «в страхе перед людскими законами и укорами, а ему подобает стать для людей законом и мерилом справедливого». Чжоу -драконоборцы выразители  особой  формы абсолютной монархии  характерной  для  народов ближнего востока в которой не считали, что «все, что идет от царя, должно почитаться справедливым». Царь – высший исполнитель нормы, но никоим образом не ее источник. Поэтому подданный (независимо от ранга) мог не соглашаться с царем, осуждать его решение, предлагать свои поправки или высказывать претензии. Это считалось естественным и не ставило такого подданного в антагонистическое положение по отношению к царю и возглавляемому им режиму, не делало его «отщепенцем».Что еще более существенное  принесли  Чжоу драконоборцы в мировоззрение  Китая так  это  – возможность настоящего антагонистического, мятежного выступления против царя самодура  деспота!!!! В настоящей деспотии такое выступление заведомо стоит за пределами любой нормы. Разумеется, речь идет о чрезвычайной ситуации, которая не может быть заранее формально описана и для разрешения которой нет регулярных механизмов.Так  же  важно событие ,что царь делающий  дурное первый  начал....в фильме зная  что война  неизбежна  Чжоуцы выводят войска только после  того как  на  них выступила  Шан.
По поводу падения династии Шан есть три абсолютно не совпадающих мнения. В европейской науке считается, что шанское царство разрушено нашествием чжоуских племён, вторгшихся с запада в долину Хуанхэ. Феодальная китайская историография полагала, что Шан была выродившейся династией и переворот 1066 года до н.э., приведший к власти династию Чжоу, был шагом по пути прогресса. Наконец Го Можо, считая эту точку зрения тенденциозной апологией насильственного захвата власти чжоусцами, подчёркивает, что переворот привёл лишь к упадку и раздроблению Китая. Чжоу состояло из 1855 самостоятельных княжеств-уделов, признававших господство царя лишь номинально.
Эту эпоху некоторые историки считают началом китайского феодализма. Раздел страны на множество княжеств не отвечал нуждам населения; разве могли мелкие князья организовывать работы по мелиорации и укреплению берегов рек? Хозяйство, естественно, пришло в упадок. Изменилась и идеология: «чжоусцы, затемнив представление о Шан-ди, высшем боге-мироправителе, внесли в обновлённую религию натурализм и культ героев» и уничтожили существовавшие человеческие жертвоприношения. Произошло этническое смешение, в результате которого у китайцев иногда стали встречаться высокие носы и пышные бороды.
Трудолюбивый китайский народ стремился к порядку и покою, а этого невозможно было достичь при политической раздробленности. Правительство вана было бессильно против неё. Но с течением времени отдельные княжества стали укрупняться за счёт своих соседей. В период Чуньцю («Весны и Осени», 722-480 годы) осталось всего 124 больших княжества, а в следующий период Чжаньго («Брани царств», или «Воюющих царств», 403-221 годы) осталось только семь крупных и три маленьких княжества. Эта эпоха нашла отражение в географическом трактате «Юйгун», представляющем раздел классической книги «Шаншу».
В китайской историографии вопрос появления чжоусцев покрыт мраком, что объясняется следованием доктрине о том, что все, что бы не находилось на территории современного Китая должно быть признано китайским, но как это это сделать (нужно как-то признать китайским) не понятно. Потому и тумана много.
В китайских источниках содержится несколько легенд посвященных происхождению В первой легенде происхождение проточжоусцев и их родственников жунов возводится к первым императорам, Хуанди и Яньди, жившими в середине III тыс. до н. э., в период расцвета культур Яншао. По этой легенде «Хуанди появился на реке Цзишуй, Яньди — на реке Цзяншуй; они обнаружили различные добродетели, поэтому Хуанди основал род Цзи, а Яньди — род Цзян». Получается, что согласно этой легенды, Чжоу являются точно такими же варварами, как и цяны. Более того, оказывается, что именно «варвары» (чжоу и цяны) и принесли в Китай цивилизацию. Но в таком случае, не понятно кем следует считать аборигенов, принявших эту самую привнесенную цивилизацию? Кто они?

Во второй легенде, содержащейся в «Шу-цзин» и «Ши цзи», повествуется о некой Цзян которая зачала и родила мальчика после того, как наступила на след великана. Когда мальчик вырос, в нем проявились определенные способности, особенно в сфере земледелия. За это он был отмечен должностью (титулом) хоу-цзи (князь-просо), получил земли в Тай и стал носителем пожалованного ему легендарным императором Шунем родового имени Цзи (просо). Его потомки переселялись с места на место, то утрачивая свои земледельческие навыки, то обретая их вновь, пока при Гун Лю не переселились в бассейн притока Хуанхэ на реку Вэй (район современного города Сиань). Однако только через несколько поколении при Гугуне Дань Фу чжоусцы прочно осели на землю. Дань Фу женил своего младшего сына Цзи Ли на шанской аристократке Тай Жэнь и сделал его своим преемником. Цзи Ли успешно управлял чжоусцами в тесном контакте с Шан, за что получил от шанского вана почетный титул си-бо (правитель Запада или западный правитель). Но особенно много для развития чжоусцев сделал его сын Чан, будущий великий Вэнь-ван. Вэнь-ван лелеял далеко идущие политические планы, сколачивая вокруг Чжоу антишанскую коалицию, закладывая основы военной силы чжоусцев. Сын Вэнь-вана Фа, вошел в историю Китая под именем У-ван (Победитель, Воинственный правитель). Продолжая дело отца, У-ван в 1027 г. в битве при Муе разгромил войско последнего шанского вана - Чжоу Синя. Чжоу Синь покончил с собой, а У-ван, войдя в столицу Шан, отправился в храм предков, где совершил жертвоприношение в честь шанских предков (шан-ди).
То есть, вторая легенда полностью противоречит первой. Если в первой родоначальником проточжоусцев назван Хуанди, то во второй таким родоначальником уже назван потомок Яньди – брата Хуанди.
С определением времени появления проточжоусцев в пограничье Шан, тоже не все в прорядке: таким временем называется эпоха Сяо И (примерно 1260-1251 гг. до н.э.) который в то время и находился на троне Шан (Инь). Если сопоставить между собой даты (переселения в пограничье Шин и битву при Муе), то окажется, что между ними почти полторы сотни лет.
Эта легенда, по-сути, противоречит не только второй, но и первой. Здесь проточжоусцы показаны как пришельцы, вот только откуда они пришли в пограничье Шан, в легенде не уточняется, что следует понимать не иначе как то, что китайцы и сами этого не знали: для них это было не меньшей тайной, нежели для нас.
Хотя  слово ван использовались еще при  шанцах что говорит о их связи с  сынами  Неба Ци цивилизаторами  протоарийской правоверной ямной культуры которые после  разрушения  страны  городов и  Аркаима частично ушли в Китай и продолжали почитать драконов(смотри  статью битвы  богов и  меморандум Быструшкина)  в 25-26  до нашей  эры, но существует сильная взаимосвязь  ) династии  Чжоу с  хуррито-лувийскими  племенами (династия Чжоу убрала титул Ди династии Шан-то есть Небо и  стала династией  ванов (первых)и Ванами Одинами встречающихся в  названиях что армянского народов  что потомках  R1b торменов европейских народов (вспомним Ван Гог, Ван Хельсинг, Клод Вандам).
МЕТОДОЛОГИЯ. В принципе, написанного о чжоусцах немало. Все существующие произведения написаны хорошим языком и оформлены прекрасными иллюстрациями. По большому счету, этим и можно было бы ограничить свое любопытство. Но, не смотря на все это, что-то не удовлетворяет во всем этом разнообразии. Что? А не удовлетворяет простое любопытство: во всей этой литературе нет ясного и вразумительного ответа на вопрос, откуда взялись завоеватели Шан и что за народ они из себя представляли? На каком языке разговаривали? Что из себя представляли внешне?
В археологии используется немало идентификаторов, служащих для определения происхождения той или иной культуры - это и керамика, и украшения, и орудия труда. При этом, археологи очень часто, используя подобные идентификаторы, умудряются рассуждать и о происхождении населения, создавшего ту или иную культуру, забывая при этом о более точном методе идентификации населения – захоронениях. Поскольку именно захоронения и являются наиболее устойчивой формой идентификации носителя той или иной культуры, то есть, носителя культуры, именно на захоронения и стоит обратить особое внимание. Именно захоронения и поза покойника в захоронениях с ориентацией по сторонам света и является тем самым неоспоримым идентификатором, который и позволяет отличить один народ от другого. По этой причине в захоронениях особое внимание следует обратить на позу покойника (вытянуто на спине, на боку или скорчено) и его ориентацию по сторонам света.
Для сопоставления выберем захоронения покойников в Шан и в Чжоу. Но в Чжоу обратим внимание на захоронения не только знати царского рода, но и рода, правившего в Цинь.
Итак, захоронения покойников в Шан. Особенностью культуры, которая существовала в Шан, была культура погребельного обряда шанской знати. Если простолюдинов в Шан хоронили в скорченном положении на боку головой на запад, то знать хоронили в вытянутом положении на животе лицом вниз (ничком) головой на восток. Еще одной особенностью этой культуры было использование в захоронениях человеческих жертвоприношений.
Теперь посмотрим на захоронения представителей царского рода в Чжоу. В захоронениях представителей царского рода покойники похоронены в вытянутом положении на спине головой на север, что зафиксировано как черта ритуала в «Ли цзи».
Теперь обратим внимание и на содержание циньских могильников и, в частности, на особенности погребального обряда. Если подавляющее большинство циньцев (простолюдины) своих покойников хоронили в скорченном положении головой на запад, то знать своих покойников хоронила совсем не так. В погребениях представителей циньской знати покойника принято было укладывать вытянуто на спине с прямыми конечностями головой на запад. Такие погребения отличаются от погребений простолюдинов как по инвентарю, так и по конструкции могилы. Особенно убедительно эта характеристика прослеживается в рамках одной гробницы, например, М2 в Дабаоцзыщань, где «хозяин могилы» (циньский гун) и его ближние (родственники или чиновники) лежат с прямыми ногами, а принесенные в жертву слуги — с согнутыми. Таким образом, в раннем циньском обществе существовало социальное разграничение, в котором одиночные погребения в скорченной позе, составляют от 70,3% до 93,71. Это дает основание утверждать, что циньская элита сформировалась не на основе потомков местного населения (шанцев, как это и утверждается в китайских источниках), а на основе пришельцев с запада-драконоборцев, принесших с собой не только форму захоронения, но и позу с ориентировкой покойников в могилах по сторонам света.
Какой вывод из приведенного материала следует? Таких выводов несколько.
Вывод первый: чжоуская, циньская и шанская знать состояли из представителей трех совершенно разных народов, отличавшихся друг от друга традициями и происхождением.
Второй вывод. Завоевание Шан действительно осуществляло население, которое не было связано с шанцами ни гинетически, ни этнически.
Третий вывод. Китайская легенда о происхождении чжоусцев имеет мало чего общего с действительностью: проточжоусцы имеют опосредаванное  отношение к Хуанди и к Яньди. Своих покойников  цяны поисходившие от Хуанди или Яньди хоронили по традициям драконоборцев - в скорченном положении головой на запад, чего в чжоуских захоронениях не наблюдается.
Четвертый вывод. Китайская легенда, повествующая о том, что Цзян забеременила от того, что наступила на след великана, лишний раз подтверждает то, что проточжоусцы отличались и от шанцев, и от цянов антропологическими характеристиками, а именно; большим ростом.
Пятый вывод: проточжоусцы действительно представляли инородный элемент на Великой Китайской равнине, резко контрастировавший с местным населением.
ОТКУДА ПРОТОЧЖОУСЦЫ ПРИШЛИ В ПОГРАНИЧЬЕ ШАН? Установив, что проточжоусцы действительно были пришельцами в Поднебесной, перед нами встал очередной вопрос, а откуда они? Где находится их далекая прародина? Можно ли каким-то образом выяснить координаты такой родины проточжоусцев? Что следует считать маркером такой географии и есть ли она? Оказывается, такой маркер, действительно есть и находится он все в тех же погребальных комплексах знати Шан. Что необычного там находится, что и указывало бы на то, откуда проточжоусцы и происходят? Что еще необычного можно найти в захоронениях этой культуры?
Первая необычная особенность – это то, что в погребениях шанской знати (Аньян) присутствуют колесницы, которые по своему типу и конструкции являются почти точной копией хетто-митанийских и вообще индоевропейских колесниц. Вот тут-то и появляется ряд очередных вопросов. Как и каким образом, боевые колесницы митанийского типа оказались на берегах Хуанхэ? Смотри мою статью битвы  богов и читай  меморандум Быструшкина - в 25-26 в  до нашей  эры протоарииславяне вышли со стороны  городов  на Урале и  часть из них пошла в Китай и  пришла в китайские  мифы как  народ Цы  -сыны Неба. По временным рамкам это соответствует приходу к китайцам  ХуаньДи который и принес  государственность и технологический прогресс китайцам.

Приход сынов Неба Ци со стороны страны  городов на Урале объясняет вторую  особенность – это та, что в неолитическом Китае вообще не было одомашненной лошади, не говоря уже о том, что пригодные для колесниц породы лошадей вообще не водились и поныне не водятся в степях Сибири. Откуда могли взяться в Шан породы коней, предназначавшихся исключительно для использования в колесницах, если такие породы были специально выведены на Ближнем Востоке митанийцами (хурритами) и ариями? К слову, арии с хурритами изобрели и боевые колесницы, куда запрягались эти самые прирученные и разводимые ими кони.

Приход сынов Неба Ци со стороны страны  городов на Урале обьясняет и то, что значительная часть бронзового оружия шанцев была снабжена украшениями, изготовленными в весьма специфическом, в так называемом, «зверином стиле» — с изображением животных в позе стремительного рывка, широко распространенном в зоне сибирских и евроазиатских степей.

 «Затем он (Чжоу Синь – уточнение атора) убил Би Ганя и вырвал его сердце, чтобы посмотреть, так ли это на самом деле. Он посадил в темницу Правителя Запада, известного в империи под именем Вэнь-вана, отца основателя чжоуской династии. Но чжоусцы выкупили своего правителя, послав Чжоу Синю прекрасную девушку, великолепного коня и четыре колесницы…».

В подтверждение сказанному стоит обратить внимание и на обряд захоронения циньской знати, а в нем на позу покойника в захоронении и его ориентировку по сторонам света; вытянуто на спине головой на запад. Если вспомнить о том, где именно использовалась подобная ориентировка и поза покойника в погребениях, то придется вспомнить о Муганской степи, где покойников тоже хоронили вытянуто на спине головой на запад. То есть, циньскую знать следует рассматривать именно как представителей того самого населения, которое проживало в Муганской степи( южное  Закавказье)-сердце драконоборчества.

ВРЕМЕННЫЕ РАМКИ ПОИСКА. Поскольку нами обнаружено сходство культуры Шан с культурами Влижнего Востока через проточжоусцев, закономерно появление второго вопроса, когда это было? Можно ли такую дату установить? Как, когда и при каких обстоятельствах арии с хурритами могли появиться в пограничье с Шан? Да и могли ли?

Оказывается, что и это сделать тоже возможно. Для этого потребуется сопоставить направление изменений культурного облика на прилегающих к Шан территориях. Иными словами, ответ на поставленный вопрос следует искать в миграциях, которые начались в Эгеиде и завершились в пограничье Шан, а по времени совпали с началом Троянской войны и завершением образования Чжоу. Здесь стоит вспомнить о том, когда переселенцы с запада появились в бассейне Тарима: таким годом нами назван 1100 год до нашей эры. Если предположить, что расстояние от Тарима до пограничья с Шан переселенцы смогли преодолеть за двадцать лет, то около 1080 года до нашей эры они вполне могли появиться в пограничье с Шан. Если учитывать то, что начало войны проточжоусцев с Шан фиксируется примерно 1046 годом до нашей эры, то окажется, что времени для культурного обмена между хурритами и ариями с одной стороны и шанцами с другой, было вполне предостаточно. За тридцать четыре года такого обмена в Шан могло попасть немало образцов того, что имели в своем распоряжении переселенцы. Есть еще  один вариант что когда племена поклонающиеся  богу времени и горомвержцу, драконоборцы  стали  двигаться  против  часовой стрелки вокруг Каспийского и Аральского морей  с  Закавказья со времен начала противостояния их с  Драконом  то есть со времен установления  ямной  культуры и  они  уже  были  на Южном Урале и с прототюрками или  тунгусо-маньчжурами стали проявлением так называемого сеймино-турбинского феномена и  именно так попали в  Европу и  появились на границах империи Шан.

Однако, все это догадки. А вот имеются ли какие-то подтверждения тому, что именно переселенцы с Ближнего Востока и были теми самыми проточжоусцами? Таким подтверждением следует считать изменения в составе культур и изменения культурного характера на интересующем нас отрезке пространства (от Ханигальбата до Шан). То есть, именно сопоставление культур в указанном пространстве и в двух временных отрезках (на момент предшествующий гибели Шан и на момент появления империи Чжоу) и может быть подтверждением того, что именно переселенцы с Ханигальбата и были теми самыми проточжоусцами.

Для того, чтобы увидеть такие изменения, сопоставим между собой состав культур в пространстве между Таримским бассейнов и Шан (в Ганьсу и в верховьях Хуанхэ) в конце XII века до нашей эры, то есть, перед началом миграции с запада, с составом культур, которые появились в Ганьсу в середине XI века до нашей эры, то есть, после завершения такой миграции.
Итак, состав культур, которые существовали в Ганьсу в конце XII века до нашей эры.
Самый север провинции Ганьсу занимает культура Лингтай (XIII–IX вв. до н.э.).
В северной части провинции Ганьсу (южнее культуры Лингтай) существует культура Сива (1600-1000 гг. до н.э.).
В верховьях Хуанхэ на территории современной провинции Ганьсу существует культура Кэшеньчжуан-220 (1100–1027 гг. до н.э.).
Север территории Нинся-***йского автономного округа занят культурой Цицзяпин (около 2000 – 700 гг. до н.э.). Важной особенностью культуры является наличие многочисленных одомашненных лошадей. Согласно последним открытиям, некоторые найденные металлические артефакты в частности, ножи и топоры, могут указывать на связь с Сибирскими и Центральноазиатскими культурами Азии, и в частности с комплексом Сейма-Турбино.
Во всех перечисленных культурах использовался один и тот же обряд погребения – ингумация. Покойников хоронили в скорченном положении преимущественно головой на запад. Население всех перечисленных культур следует отнести к цянам.
Исключение составляет культура Цицзяпин, в которой покойников принято было хоронить вытянуто на спине головой на запад (53% захоронений) и северо-запад (40% захоронений). Имеются и парные захоронення: мужчина на спине, рядом женщина на боку.
В Цинхай (Северный Тибет) в это время существовала культура Каюэ (1600 г. до н.э. – 220 г. н.э.).
На территориях, находившихся к северу от выхода реки Хуанхэ на Великую китайскую равнину, существовало государство Шан. На территории, которую это государство и занимало, была распространена культура Эрлиган (1600-1400 г. до нашей эры). Особенностью культуры, которая существовала в Шан, была культура погребельного обряда шанской знати. Если простолюдинов в Шан хоронили в скорченном положении на боку головой на запад, то знать хоронили в вытянутом положении на животе лицом вниз (ничком) головой на восток. Еще одной особенностью этой культуры было использование в захоронениях человеческих жертвоприношений.
Теперь посмотрим, какие изменения на этих территориях в культурном плане произошли в начале XI века.
В первой половине XI века до нашей эры начинаются следующие изменения в составе культур, занимавших простанства Ганьсу.
На севере провинции Ганьсу, на смену культуре Сива приходит культура Лингтай (XIII–IX вв. до н.э.).
На территории центральной части Ганьсу формируется культура Шацзинг(Shajing)24 (1000-650 гг. до н.э.).
Культуру Сива сохранилась лишь на территории юга Ганьсу. С этого момента культуру принято называть Сиба (1100–700 гг. до н.э.).
Изменения произошли и в Цинхае, на северо-востоке которой на смену культуре Каюэ пришла культура Линцзяньшань (X в. до н.э.–220 г. н.э.).
Начались изменения и культуре Кэшенчжуан-2 (1100–1027 гг. до н.э.), что следует понимать как появление на территории культуры нового населения. Тем не менее, культура сохранила свои основные черты, что следует рассматривать или как победу аборигенного населения над пришлым, или перенятие культуры аборигенов пришлым населением. В выборе варианта предпочтение следует отдать второму, а саму ситуацию рассматривать как время «слияния» двух культур и незавершенностью процесса интеграции в одно целое двух этнических групп.
Как видим, достаточно четко прослеживается направление изменений культур, что, безусловно, отражает направление миграций, которые шли с северо-запада в сторону юго-востока.
Во всем этом интересно то, что поза покойника в захоронениях перечисленных культур осталась неизменной, что следует понимать как смешение населения перечисленных культур и участия в их формировании одной и той же родовой группы. То есть, носителем культур, как были цяны, так они ими и остались: поменялись лишь культурные приоритеты.
Таким образом, нет ни каких противопоказаний тому, что хурриты с ариями могли появиться в пограничье Шан.
Более того, появление переселенцев с запада позволяет объяснить некоторые особенности в монгольском, тюркском и китайском языках. К примеру, шумерское Дингир в усеченной форме попало в китайский язык как Ди и использовалось в дальнейшем в новых религиозных идеях и традициях, новых социальных концепциях, новых экономических моделях и новых технологиях. В монгольских и тюркских языках это слово превратилось в слово Тенгри. Более того, становится понятным и появление, так называемой, сино-кавказской языковой семьи, разговорная речь которой могла сформироваться только лишь на основе прототибетского и кавказского (хурритского) языков.
Однако, как показывает анализ ситуации, в верховья Хуанхэ пришли не только хурриты с ариями. Понять, кто это был, помогает погребальный обряд, использовавшийся в Чжоу. Тут бросается в глаза одно несоответствие: если действительно была миграция населения в пограничье Великой Китайской равнины нового населения, то почему в захорониях перечисленных нами культур отсутствуют захоронения переселенцев с запада? Именно отсутствие утвердительного ответа на этот вопрос, а по-сути, фактов, ставит под сомнение утверждении о том, что одним и из предков проточжоусцев были именно переселенцы с запада.
Однако, ответ на этот вопрос есть.
В начале, в поисках доказательств того, что истоки миграции в район Хуанхэ находятся именно на Ближнем Востоке, желательно вспомнить и о том, кто был родоначальником Цинь: таким родоначальником назван некто Фэйцзы. Циньский Фэйцзы был не простым подчиненным чжоуского Сяо-вана, он был его конюшим. Конюший – это не начальник конского стойла, а лицо, отвечающее как за надлежащее состояние колесниц, так и за надлежащее состояние подвижного состава колесниц, то есть, коней, содержание и обеспечение их всем необходимым. Это, что-то вроде министра вооруженных сил и министра военно-промышленного комплекса в одном лице. Не вызывает сомнения то, что Сяо-ван мог доверить самое ценное в своем войске только тому, кто безупречно знал порученное ему дело – коневодство. Занимаясь поиском аналогий в должностях, которые были аналогичны должности Фэйцзы, мы неизбежно оказываемся в Ханигальбате, где и было отточено до совершенства искусство использования колесниц в боевых столкновениях, выведена особая порода коней и усовершенствована конструкция колесниц.
Не стоит забывать и о том, что в Муганской степи тоже занимались разведением коней. А кто у нас во времена Троянской войны были известными коневодами? Правильно, троянцы! То есть, в составе переселенцев какая-то доля троянцев тоже присутствовала. Таким образом, обряд захоронения, использовавшийся на далеком от Шан и Чжоу западе, в Поднебесную тоже был привнесен из вне.
Теперь обратим свои взоры на чжоусцев. В захоронениях чжоуской знати покойники похоронены в вытянутом положении головой на север, что зафиксировано как черта ритуала в «Ли цзи». Если искать такую ориентировку среди таких переселенцев с запада как: троянцы, хетты, хурриты, балканцы и арии, то такой позы погребения покойников и ориентировки их в пространстве мы тут не найдем. Для поиска ответа на поставленный вопрос следует обратить свои взоры на культуру Кээрмуци, в захоронениях которой как раз и использовалось захоронение покойника вытянуто на спине головой на север. Территориально эта культура располагалась в степях, занимавших просторы от южных склонов Монгольского Алтая до северных склонов Восточного Тянь-шаня. Здесь так же занимались разведением коней.
Таком образом, поза покойника в захоронениях и его ориентация относительно сторон света дает основания считать, что основу правящего в Чжоу рода составили представители культуры Кээрмуци, хоронившие своих покойников точно так же как и знать Чжоу – вытянуто на спине головой на север. То есть, в процессе продвижения из Синцзяна на восток, именно представители культуры Кээромуци и возглавили переселенческий поток. Как именно им удалось сделать это и встать во главе объединения, можно только догадываться, но это произошло и это следует признать непреложным фактом.
Об участии в походе на восток народа, который использовал верховую езду как средство ведения боя, сообщается и в предании, повествующем о том, что жители Ба помогли в свое время Чжоу свергнуть власть династии Шан-Инь. В этом предании народ Ба описывается как конный народ (причем кони у них «потеют кровью» (!)), люди эти с белой кожей и своеобразной прической. Прическа эта – в виде пучка волос, собираемого на макушке и завязываемого, имела ритуальный характер.
Какие выводы можно сделать исходя из всего сказанного? Прежде всего такие, что проточжоусцы представляли из себя «солянку», состоявшую из хурритов, ариев, троянцев, цянов и населения южных предгорий Монгольского Алтая и северных предгорий Восточного Тянь-Шаня.
 Теперь от легендарного повествования обратимся к более реальному состоянию дел.

В XI веке до нашей эры переселенцы с запада прочно обосновались в долине реки Вэй, интенсивно развивая культуру земледелия. С этого момента есть все основания назвать переселенцев (всех тех, кто оказался в долине реки Вэй) общим именем – проточжоусцы. Занимались проточжоусцы и разведением свиней. Проточжоусцы выплавляли металл, знали прядение, ткачество и другие ремесла. В общественные отношения проточжоусцами были привнесены элементы рабовладения, что подтверждает изменившийся характер войн, которые вели проточжоусцы: теперь они воевали уже с целью захвата рабов и грабежа имущества, то есть в соответствие с идеологией, привнесенной ими с запада. Новые цели войны были выражены в напутствии вождя проточжоусцев У-вана своим воинам накануне последнего похода против царства Шан (Инь): “На полях Шан не нападайте на тех, кто перебежит к нам. Пусть работают на наших западных полях”.
Таким образом, проточжоусцы переселившись в бассейн притока Хуанхэ на реку Вэй, прочно осели на землю. В то же время, проточжоусцы не стали разрушать среду, в которой оказались: они, в отличие от шанцев, предпочли наладить нормальные отношения с местным цянским населением. Более того, вожди проточжоусцев (кээрмуцы) даже взяли себе в жены представительниц местного населения (Цзян, которая зачала и родила мальчика после того, как наступила на след великана, то есть последовала за своим мужем, став с ним одним целым). То есть, в формировании правящего рода проточжоусцев принимало участие, как минимум два компонента: с одной стороны это было местное население – цяны, а с другой – пришлое (кээрмуци), отличительной особенностью которого был высокий рост (о чем говорит след великана).
Более того, проточжоусцы даже попытались наладить нормальные отношения и с Шан (Дань Фу женил своего младшего сына Цзи Ли на шанской аристократке Тай Жэнь и сделал его своим преемником)... и на начальном этапе им это сделать даже удалось (Вэнь-ван, был одним из трех "Князей дворца" при дворе Чжоу Синя и считался подданным шанского правител). Но, нормальных отношений все-таки не получилось. Причина противостояния крылась не только в высокомерии шанцев и их лидера Чжоу Синя («Затем он убил Би Ганя и вырвал его сердце, чтобы посмотреть, так ли это на самом деле. Он посадил в темницу Правителя Запада, известного в империи под именем Вэнь-вана, отца основателя чжоуской династии. Но чжоусцы выкупили своего правителя, послав Чжоу Синю прекрасную девушку, великолепного коня и четыре колесницы…. Цзи, первопредок семьи Чжоу, получил прозвание "Правитель Зерна" (Хоу Цзи) и удивительным образом считался сыном императора Ку, третьего после Хуан-ди. Он получил удел в Шэньси, где его потомки жили в течение многих поколений), но и в человеческих жертвоприношениях, которые практиковались в Шан. Понятно желание китайских источников умолчать об этом, но как говорится слов из песни не выкинешь. Судя по-всему, шанцы стали требовать от проточжоусцев предоставления последними своих соплеменников для принесения их в дальнейшем в качестве жертвоподношений для шанских богов. Проточжоусцы быстро смекнули в чем дело: шанцами проточжоусцы воспринимались не в качестве равноправного партнера, а в качестве скота, предназначавшегося для убоя. Согласие проточжоусцев на принятие такого условия означало понижение собственного статуса, с чем, конечно же, проточжоусцы смириться просто не могли.

Что интересно, с началом осуществления проточжоусцами взаимоотношений с Шан, в Шан стали попадать не только образцы колесниц и оружия, но и образцы подвижного состава (порода коней). И вот здесь следует отметить косность мышления шанцев: ими так и не были переняты новые виды и образцы вооружения, а с ними и новая тактика ведения сражений. Более того, шанцами даже не были выработаны способы противодействия тактике, используемой соседями во время сражений.

В истории с Чжоу и Шан-Инь хотелось бы отметить одну особенность: победили пришельцы. Шанцы потерпели сокрушительное поражение и, на первых порах, даже не пытались продолжить сопротивление. Закономерен вопрос, почему? Ответ кроется в захоронениях шанской знати и в ритуале, сопровождавшем шанское (иньское) общество человеческими жертвоприношениями, практиковавшимися в то время. Получается, что победу чжоусцам во многом удалось достичь благодаря правильно сформулированной программе для населения, проживающего внутри и вовне Шан-Инь; уничтожить Шан (Инь), как заразу, как источник постоянной опасности и угрозы жизням родных и близких.
Социальный строй, сформировавшийся в Китае в период существования династии Чжоу, представлял из себя классическую государственно-общинную иерархию, связывавшую верховного правителя, Сына Неба, через «лестницу» представителей власти с крепкой рядовой общиной.
Обращая внимание на территориальное и административное устройство Чжоу некоторые исследователи обратили внимание на то, что «Западное Чжоу. . . по своей иерархической структуре . . . более всего, пожалуй, напоминало Хеттскую державу, где царевичи, наместники, подчинённые союзные цари платили дань верховному царю или автономно управляли своими областями». В государстве была установлена система наследственных пожалований земли вместе с ее населением — чжухоу, общее количество таких пожалований в начале правления династии Западного Чжоу составляло около 20036; из них только «71 владение (го) было закреплено за членами чжоуского царского рода».
ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ ШАН. Древнекитайские источники, повествуя о победе проточжоусцев, несколько странно изображают поведение победителя, который после одержанной им победы, тут же идет в храм шанцев и сообщает о своей победе не своим предкам, а шанским (шан-ди), которые жили на Небе и оттуда руководили своими потомками, в немалой мере обеспечивая им их успех. Но, на самом деле ничего противоестественного в этом нет. У-ван, сообщая о своей победе именно шанским предкам, тем самым доводил до них информацию о том, что война закончена, помогать больше не кому, хватит, пора упокоиться, стране нужен мир.
Несмотря на одержанную победу, война в Шан еще не закончилась. Вскоре после победы над Шан У-ван умер, оставив правителем-регентом при малолетнем сыне Чэн-ване своего брата Чжоу-гуна, одного из самых известных и почитаемых деятелей эпохи Чжоу. Со смертью У-вана ситуация резко изменилась: с одной стороны, шанцы увидели в этом знак Неба и волю шан-ди (небесных предков), карающую нелегитимного правителя; с другой — братья Чжоу-гуна Гуань и Цай, поставленные контролировать шанского У Гэна, заподозрили Чжоу-гуна в узурпации власти и вместе с У Гэном выступили против него. Мятеж длился три года и лишь неимоверными усилиями был подавлен Чжоу-гуном.
Теперь второе за немногие годы сокрушительное поражение шанцев уже всеми было воспринято как знак свыше, подтверждающий легитимность победителей-чжоусцев. Сами шанцы после своего второго поражения были поделены на несколько частей и переселены на новые места: в район Лои — строить новую столицу; в Сун, специально созданный удел, править которым, принося жертву шанским предкам, было поручено представителю одной из ветвей правящего дома Шан; в удел Чжоу-гуна (в Лу) и еще понемногу в другие места. На старом месте осталась только лишь небольшая часть шанцев, отданная в качестве удела брату Чжоу-гуна Кан-шу (удел Вэй). Таким образом, победа чжоусцев на этот раз была полной и окончательно. Следовало лишь закрепить ее формально, что для населения бассейна Хуанхэ, воспитанного в шанских мировоззренческих традициях, оказалось делом крайне важным и необходимым.
Во всем этом есть один интересный вопрос, как-то странно название нового этноса и Империи имеют совпадение с именем последнего погибшего императора Шан-Инь – Чжоу-Синя. Что это? Демонстрация преемственности или простое совпадение?
Не менее интересным можно считать и вопрос о значении названия нового этноса и государства – Чжоу. Как он может быть переведен на русский язык? Как установлено, фамилия Чжоу образована от иероглифа «чжоу», который, с одной стороны, является названием эпохи в истории Древнего Китая (1027—256 до н. э.), а, с другой стороны может быть дословно переведен как «цикл, кругооборот». По-сути, чжоу можно перефразировать в словосочетание «новое время», «новая эпоха».
Каковы выводы следуют из всего сказанного? А выводы достаточно просты:
Вывод первый. Миграция, начавшаяся в Эгеиде и Балканах, затихла только лишь после того, как дошла до берегов Бохайского залива.
Вывод второй. Проточжоусцы – это своеобразная солянка, сформировавшаяся из разных родовых групп, оказавшихся по воле случая в пограничье Шан. Здесь были и кавказцы, и арии, и цяны. Но возглавили всю эту массу представители степного населения алтайского и тянь-шаньского междугорья.
В связи с этим стоит вспомнить про мнение о том, что Шан завоевали не то арийцы, не то индоевропейцы. Насколько обосновано такое мнение? В чем-то такое мнение отражает реалии. Во-первых, в завоевании, действительно принимала участвовала какая-то часть арийцев, которые принесли с собой не только образцы военного вооружения, снаряжения и техники, но и подвижной состав для колесниц (породу лошадей). Во-вторых, в завоевании действительно участвовали и индоевропейцы, представленные группой достаточно древнего происхождения, которые в китайских источниках названы именем Ба. Но, одно дело принимать участие в завоевании и совсем другое – остаться в качестве завоевателей на завоеванной территории. Так, вот, если первое действительно имело место, то о втором однозначно утверждать достаточно сложно. Дело в том, что после завоевания, те же Ба вернулись домой. С другой стороны, сложно поверить в то, чтобы император после завоевания страны распустил войско и остался в завоеванной стране один на один с завоеванным населением без своих сторонников. То есть, часть завоевателей, хотя бы в качестве охраны императора, но обязательно должна была остаться. Вот только из кого состояла эта самая охрана, пока не понятно.

Вывод третий. Сегодня существует еще один вопрос, который при всей логичности предлагаемых схем, не находит фактического подтверждения – это спор современных генетиков и лингвистов о делении языков на флективные и агглюкативные. Выводы из этих споров таковы, что агглютинативного язык, как и гаплогруппа R1b, зародились в районе Балкан и ни какого отношения к тюркам, монголам и китайцам не имеют. Но форма агглютинативного языка (даже не язык со своим словарным запасом, а всего лишь форма построения слов в предложении и самих предложений) могла быть передана этим носителем только лишь в результате миграций из одного района в другой и только после этого распространиться по территории Китай. Как показывают события, миграция носителей Y-хромосомной гаплогруппы R1b в Монголию и Ордос могла быть привнесена в результате миграция из района Балкан и Кавказа на восток только лишь в 12 веке до нашей эры. Эту же дату дает и формальный расчет - 4050±890 лет назад, что соответствует 1169 году до нашей эры, а по-сути, соответствует началу миграции, увязывая в одно целое последствия Троянской войны, военных действий Ассирии против населения в районе Арацани и формирования Чжоу.
И последнее. Если происхождению царского чжоуского рода действительно отыскивается подтверждение, то где отыскать подтверждение тому, что во всех этих событиях участвовали и митанийцы-хурриты?
Во-первых, в захоронениях Инь хоть и редко, но все-таки встречаются черепа, носящие ярко выраженные признаки кавказоидного антропологического типа, что как раз и может указывать на присутствие в пограничье Шан такого населения. Слишком малый процент кавказоидов в захоронениях следует расценивать не как присутствие знати, а как ограниченность контактов.
Во-вторых, в чжоускую эпоху в китайских источниках начинает встречаться такой этноним как  Suibu, Suybu  (Сюйбу), использующийся для обозначения одной из этнических групп соседей Чжоу. Если учесть тот факт, что в китайском языке отстутствует звук «р», то такое название должно трансформироваться в сувар или сабур. А вот тут стоит вспомнить о таком названии как Субарея и субареи. Если такое сопоставление обосновано, то этническую группу Сюйбу (сувар) можно считать потомками тех самых хурритов (субарейцев), которые и пришли в пограничье Шан около 1080 года до нашей эры.
Подтверждением  данного исследования служит мое  дополнительное исследование связанное со словом Ван.
“Вначале было слово, и слово было за богом и слово было бог”. Это библейское изречение, безусловно, относится к Ван. Академик Н. Марр, подчеркивая роль армянского языка в культурном строительстве, отмечает, что понимаемый в своем обычном значении армянский язык, свидетельствует именно об этом. Сохранив в себе особенности языка первобытного человечества, он доказывает нам, что “язык это сумма не только слов, но и дел; язык, - не одни лишь слова. “Не зря в армянском “бан” означает не только слово, как и в греческом "логос" значит одновременно дело или предмет. И это обстоятельство явственно отражает ашхарабар - современный армянский язык - через такие выражения, как “инч бан” - что за дело, “бантох” - бездеятельный, “банвор” - рабочий и другие. Яфетология уже раскрыла происхождение этого слова, оно означает и "глаголить", и "совершать деяние", и "созидать" (Н. Марр).
Таким образом, если вначале было слово и дело или предмет (Бан или логос от Бога – Ваэ по армянской песне Ванских старцев), то это интегральное слово (сумма двух частей в одном или раздваивание в целом) было за Богом и слово это было Ван, где Ван – и слово, и дело, объект или предмет созидания, творения, венец деяний. Именно в таком контенте (Бог "Бан" - Бог "Ван" – “Богом дан” ср. с арм. “Аствац” букв. “всея творящий”), следует толковать известное библейское изречение. Ведь Ван – это сотворенный первый “сын” (Van, Wan, англ. “One”) Творца (Ваэ). Он живет на небесах (тверди небесной) для управления светом и тьмой, утром и вечером для управления землей, морями и растениями, людьми и тварями.
Ван, живущей на небесах (тверди небесной), в свою очередь, с помощью небесной Ан, которая была в “нем”, как женская, материнская сущность – начало, “сила любви и плодородия", а также небесный дух) продолжили дело сотворения, “отделили” от тверди небесной твердь земную, воды, моря и растения.
Затем Ван и Ан сотворили Ваагна и Астхик. Ваагн олицетворял “силу” для управления большим светилом (солнцем) днем, чтобы светить на землю. В последующем он трансформируется в первочеловека, в мужественного и храброго юношу (в котором материализировались обьединенные силы, данные от Вана и Ана). Астхик (звездочка, свет, символ рассвета, восхода солнца, ср. с армянским “стехцел” букв. творить, созидать, создавать) олицетворяла “силу” для управления светилом меньшим (луной) ночью и звездами. Она обладала божественной, ослепительной красотой, часто купалась нагою ночью в водах озера Ван.
"...Одним из слов, выражающих значение "сын", является и man "ман" или wan "ван", которое в своем племенном языке служит, с одной стороны, для образования множественного числа, например, этнонимов - Гард-ман-ек, Аг-ван (Al-van) и т.д., а с другой стороны, с помощью той же частицы ван в первичном склонении образовывался родительный падеж. И пережитками этого доисторического явления предстают в современном армянском такие формы родительного падежа, как tar-wan "тар-ван" - года, "дзмер-ван" - зимы, arawot-wan "аравотван" - утра и др. Как видим, понятие Ван – синтетическое, поливалентное, когнитивное.
В этой логической, семантической и фонетической связке можно выделить системообразующую роль Ан (как корневой части в трехбуквенных словах Бан и Ван). Учитывая, что ”андзн” в грабаре означает "душа", а также то обстоятельство, что "дзн", между прочим, означает звук, арм. “дзайн”, голос (ср. с "дизайн", "дзи" букв. конь), то, очевидно, что слово "андзн" можно расщепить на две составляющие "Ан и "дзн", где Ан – это имя Матери (символа плодородия и любви, света, главной сущности - души, дающей жизнь, ср. с Библейским сюжетом, где Бог из праха земного творит Адама и дыханием жизни превращает его в живое существо, на арм. “кендани эак”).
Китайцев армяне называли чен (;;;) и чин (;;;). Ныне называют только чин. Есть мнение, что этноним чин происходит от армянского слова тзин, цин (;;;) - сын, рождённый, род. Армянского звука ; (звучит примерно, как «тз», для краткости – «ц») нет в русском языке, поэтому слово тзин в русском звучит как сын, а в китайском - цин или чин. Основное значение слова цин в китайском – «близкий» (этот смысл близок смыслу «сын»). Армянский этноним китайцев чин в разных вариациях перешел в другие языки. В вопросе этимологии слова чин неоценимую помощь окажет этимология идентичных этнонимов «сарацин» и «сарачин» («сорочин»). По-армянски: сар - гора; цин – рождённый, сын; сарацин (;;;;;;;) - рождённый в горах, сын гор. Отсюда следует, что слова «чин» и «цин» синонимы. Слово же «цин» («тзин») армянское. Следовательно, слово «чин» - один из этнонимов китайцев - имеет армянское происхождение.
Армянское слово тзин (;;;) в разных языковых средах принимало разные, но близкие звучания:
тзин;цин;чин;тжин;тжен;чжен;чен
Отмечу синтаксическое и семантическое сходство слов цин, чин и сын. Эти слова – произведения индоевропейских языков. Цин или чин изначально означали род, причём род индоевропейский. И поскольку род этот правил, то цин или чин обозначали принадлежность к правящему роду хан. Когда правила династия Хан , собственно китайцы, то эти слова автоматически превратились в этнонимы китайцев;
На древнеармянском языке Китай – Чинк (;;;;).
Армянские имена встречаются и у наследников Чингисхана. Например, лидера западных монголов звали Арик-буга (XVIII в.). Ар – Бог (др.-арм.), Арик – Божок. Имя Арик и поныне распространено среди армян. Слово «буга» (;;;;; - бугай) встречается в армянских диалектах: оно характеризовало Арика-бугая как сильного человека;
 Продолжателя дела Арика-бугая звали Хайду (Haydu). В этом слове оба слога армянские: hay – армянин; du – ты. Хайду – Ты армянин. В старину слово hay означало также «господин». На лбах римской элиты было написано Гай, что могло означать «господин», а не «армянин», хотя бы потому, что римляне с армянами воевали. У монголов, вероятно, сохранилось именно значение «господин», т.е. Хайду – Господин (окончание «ду» указывает, к кому обращаются с этим почётным словом). Соратником Хайду был князь Наян, идущий в бой с христианским крестом на знамени. Не знаю, имел ли он отношение к армянам, но нас с ним роднят его религия и фамилия:
Ная - ;;;; – Очковая змея;
Наян - ;;;;; – Смотрящий;
 Вот как описывает Марко Поло внука Чингисхана Кубилай-хана (1215-1294): «…глаза чёрные, славные, и нос хорош, как следует» (10, с. 13). Чёрные, славные глаза и хорошие носы характерны для армян. Есть и другого рода носороги, но нос носу рознь.
Древние хурриты на севере нынешнего Китая, в Синь-Цзяне (в Китайском Тибете) и к северо-западу от этой провинции, образовали  царства: Карашар, Хотан, Цинхай. Карашар (;;;;;;;) – Сложенный камнями. Хотан (;;;;;) – Пустыня. Цинхай (;;;;;;) – Порождённый армянами. Объясняю. Кар (;;;) – камень. Шар (;;;) – ряд, построение. Хот (;;;) – трава. Хотан буквально: Без трав. Название соответствует местности. Цин, тзин (;;;) – рождённый...
С хурритами враждовало царство Чарлык, что отражено в названии. По-армянски Чарлик означает: Полный зла. Чар (;;;) – зло. Лик (;;;) – полный.
Поскольку слово «цин» в форме «чин» армянский этноним китайцев, то «Цинхай» имеет ещё одно  значение: «Китайская Армения». В правдоподобии этой гипотезы убеждают хурритские названия северокитайских царств Карашар, Хотан, Цинхай, Чарлик.
Ещё одним аргументом в пользу хурритского царства Цинхай говорит любопытный факт. Откуда появилось название царства Алан на востоке Аральского моря? Этноним «алан» армянское или употребляемое древними армянами слово, поэтому те, кто на Востоке дали царству название Алан, по всей вероятности, были армянами. В китайском царстве Вей алан называли яда, в царстве Лян–хуа. И только в царстве Цинхай алан называли аланами!
В царствах Карашар и Хотан жили родственные армянам арийские народы. Языковеды относят языки этих народов – карашарский и хотаносакский – соответственно к тохарским и иранским языкам.
Ван есть как приставка  также в тех странах куда принесли его со стороны Урала  драконоборцы -в Скандинавии, Голландии, Германии.
Фамилия Ван имеет Когурё происхождение и была королевская фамилией Коры династии , которая была основана Ван Гон . Говорят , что когда Корё упал, многие изменили свою фамилию на Jeon (;) / Чжон (;) / Ok (;) , чтобы избежать серьезного преследования со стороны последующей династии Чосон . Кэсон Ван родословная ведет свою родословную к Корё правителей.
В русском языке также не мало фамилий, восходящих к именам, оформленным формантом -ван. Часть из них образована от нецерковных имён или прозвищ: Рыжеванов — Рыжеван (рыжий), Белованов — Белован (блондин), Чернованов — Чернован (чернявый), Толкованов — Толкован (задиристый). В других фамилиях этого типа лежат разговорные формы церковных имён: Петрованов (Петрован — Пётр — Петя), а также Кузиванов, Касиванов, Косиванов (Кузиван, Касиван и Косиван образованы от канонического имени Косма через уменьшительные Кузя, Кася и Казя). В части фамилий такого типа невозможно однозначно указать на исконное значение их основ: Вадиванов, Галиванов, Гурованов, Еливанов и т. д. Они могут восходить и к мирским именам, и к формам имён крестильных.
Вообщем  наши Иваны Вани безродные на самом деле  первозданные  богочеловеки  получаются по закону  парадокса вселенной))Минимум  внуки Богов!!!


Рецензии