Развитие партийного парламентаризма неизбежно!

     «В Манифесте Коммунистической партии Маркс и Энгельс рассматривали насильственную, при помощи вооружённого восстания организованного рабочего класса, антикапиталистическую революцию как завершающую стадию классовой борьбы между пролетариатом и буржуазией. Но после поражения революционных выступлений 1848-49 годов они преодолели свои иллюзии относительно близости антикапиталистической социальной революции, что позволило им более трезво оценить повседневную борьбу пролетариата за свои права в рамках буржуазного общества. На основании этого опыта они стали говорить о возможности мирных социальных преобразований в пользу трудящихся, учитывая партийный парламентаризм и расширение избирательного права в европейских странах во второй половине XIX века.

     Так, во введении к переизданию работы Маркса «Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 гг.» Энгельс писал, что «рабочие стали оспаривать у буржуазии каждую выборную должность, если при замещении её в голосовании участвовало достаточное количество рабочих голосов. И вышло так, что буржуазия и правительство стали гораздо больше бояться легальной деятельности хорошо организованной рабочей партии, чем нелегальной, когда успехи трудящихся на выборах были явственнее, чем успехи вооружённого восстания рабочего класса,» (Википедия)


     В своё время Маркс и Энгельс показали, что капиталистическая  социальная система не является чем-то вечным. Аналогия между обществом и природой, конечно, лишь приблизительная, но даже самый поверхностный анализ истории показывает, что рассмотрение его развития лишь как постепенного движения является обоснованным. Общество, как и природа, знает длительные периоды медленных и постепенных изменений, но и здесь постепенная линия прерывается взрывными событиями — войнами и революциями, в которых процесс изменений ускоряется. Фактически именно эти события выступают главной движущей силой исторического развития.

     Коренная причина революционных изменений заключается в том, что определенная социально-экономическая система достигла своих пороговых величин и не может больше развивать производительные силы как раньше. Марксизм анализирует скрытые главные источники, которые лежат в основе развития человеческого общества от самых ранних племенных обществ до наших дней.

     Материалистическая концепция истории позволяет нам понимать историю не как ряд несвязанных и непредвиденных инцидентов, а скорее как часть четко понятного и взаимосвязанного процесса. Это ряд причин и следствий, которые охватывают политику, экономику и культуру общества, то есть весь спектр общественного развития.

     Связь между всеми этими явлениями представляет собой сложную диалектическую цепочку. Очень часто предпринимаются попытки дискредитировать марксизм, извращая его метод исторического анализа. Обычное искажение заключается в том, что Маркс и Энгельс якобы «сводили все к экономике». На этот очевидный абсурд есть ответ в следующем фрагменте письма Энгельса к Йозефу Блоху (1890 г.):

     «Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счёте является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если же кто-нибудь искажает это положение в том смысле, что экономический момент является будто бы единственно определяющим моментом, то он превращает это утверждение в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу».


     Спекулятивная деятельность всех мощных финансовых институтов, тесно связанных сложной сетью инвестиционных схем, деривативов и т. п., послужила катализатором глобального финансового краха. Джеймс Глаттфелдер, теоретик сложных систем в SFI, объясняет: Фактически менее одного процента компаний смогли контролировать 40 процентов всей финансовой сети.

     Концентрация капитала сопровождается постоянным ростом неравенства. Во всех странах доля прибыли в национальном доходе находится на рекордно высоком уровне, а доля заработной платы — на рекордно низком уровне. Глобальное неравенство растёт, и теперь половина мирового богатства находится в руках всего 1% населения.

     Подобно группе ненасытных людоедов, эти гигантские компании постоянно пожирают друг друга в слияниях и поглощениях, где миллиарды долларов тратятся в неистовой попытке увеличить размер и прибыльность крупных монополий. Эта лихорадочная деятельность свидетельствует о реальном развитии производительных сил и за этим корпоративным каннибализмом неизбежно следуют разграбление активов, закрытие заводов и увольнение, то есть массовое и бессмысленное уничтожение средств производства и жертва тысяч рабочих мест на алтаре под названием Прибыль.

     Проповедуя необходимость экономии, банкиры и капиталисты постоянно обогащаются, извлекая рекордные суммы прибавочной стоимости из рабочего класса. В США рабочие производят в среднем на треть больше, чем десять лет назад, однако реальная заработная плата в реальном выражении стагнирует или падает. Прибыли стремительно растут, и богатые становятся все богаче за счет трудящихся масс населения.


           Глобализация

     Давайте возьмем другой, еще более яркий пример: глобализация. Сокрушительное доминирование на мировом рынке является наиболее важным проявлением нашей эпохи, и это должно быть недавним открытием. Фактически, глобализация была предсказана и объяснена Марксом и Энгельсом более 150 лет назад. В первом разделе «Манифеста коммунистической партии» мы читаем следующее:

     «Буржуазия путем эксплуатации всемирного рынка сделала производство и потребление всех стран космополитическим. К великому огорчению реакционеров она вырвала из-под ног промышленности национальную почву. Исконные национальные отрасли промышленности уничтожены и продолжают уничтожаться с каждым днем. Их вытесняют новые отрасли промышленности, введение которых становится вопросом жизни для всех цивилизованных наций, — отрасли, перерабатывающие уже не местное сырье, а сырье, привозимое из самых отдаленных областей земного шара, и вырабатывающие фабричные продукты, потребляемые не только внутри данной страны, но и во всех частях света. Вместо старых потребностей, удовлетворявшихся отечественными продуктами, возникают новые, для удовлетворения которых требуются продукты самых отдаленных стран и самых различных климатов.
     На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равной мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становятся все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература».

     Сегодня этот анализ был блестяще подтвержден. Тем не менее, когда был написан «Манифест», практически не было эмпирических данных, подтверждающих такую гипотезу. Единственной действительно развитой капиталистической экономикой была Англия. Растущие индустрии Франции и Германии (последняя даже не существовала как единое целое) были по-прежнему защищены высокими тарифными барьерами — факт, о котором сегодня удобно забыть, поскольку западные правительства и экономисты проводят строгие лекции для остального мира о том, что нужно открыть свою экономику.

     Так называемая глобализация является выражением неизбежной тенденции капитализма выходить за узкие пределы национального рынка, чтобы развивать и интенсифицировать международное разделение труда. Это открывает великолепную перспективу будущего процветания и сотрудничества между всеми народами мира. Но при капитализме этот чудесный потенциал человеческого развития превращается в смирительную рубашку производства с целью получения прибыли. Отнюдь не улучшая перспективы экономического и социального развития, он становится готовым рецептом грабежа всей планеты в интересах гигантских корпораций. Далекий от уменьшения противоречий и уменьшения риска войн и конфликтов, он усилил их, вызывая одну войну за другой.

     В глобальном масштабе результаты глобализированной «рыночной экономики» ужасают. По данным ООН, 1,2 миллиарда человек живут менее чем на два доллара в день. Из них восемь миллионов мужчин, женщин и детей умирают каждый год, потому что им не хватает денег, чтобы выжить. Все согласны с тем, что убийство шести миллионов человек во время нацистского Холокоста было ужасным преступлением против человечества, но здесь у нас есть молчаливый Холокост, который убивает восемь миллионов невинных людей каждый год, и никто не говорит об этом.

     Рядом с самыми ужасными лишениями и человеческими страданиями соседствует оргия непристойных доходов и показного богатства. Согласно индексу Bloomberg Billionaires Index, самые богатые 30 человек в мире контролируют ошеломляющую часть мировой экономики: 1,23 триллиона долларов. Это больше, чем годовой ВВП Испании, Мексики или Турции.

     Восемнадцать из этой группы — из США. Восемь самых богатых миллиардеров мира контролируют такое же богатство, как и самая бедная половина населения земного шара, что является наиболее ярким признаком постоянно растущей и опасной концентрации богатства. Благотворительная организация Oxfam, которая опубликовала данные, заявила, что кучка богачей во главе с основателем Microsoft Биллом Гейтсом держит «гротескное» состояние в 426 миллиардов долларов, что равно общему состоянию 3,6 миллиардов самых бедных людей в мире.

     Помимо Гейтса в состав группы входят Амансио Ортега, основатель испанской модной сети Zara, и Уоррен Баффет, крупный инвестор и исполнительный директор Berkshire Hathaway.

     Другие в списке — Карлос Слим Хелу, мексиканский телекоммуникационный магнат и владелец конгломерата Grupo Carso; Джефф Безос, основатель Amazon; Марк Цукерберг, основатель Facebook; Ларри Эллисон, исполнительный директор американской технологической фирмы Oracle; и Майкл Блумберг, бывший мэр Нью-Йорка и основатель и владелец службы новостей и финансовой информации Bloomberg.


          За рациональное производственное планирование

     Необходимость гармонизировать огромные ресурсы нашей планеты с помощью рационального планирования производства стала абсолютной необходимостью. Капиталистическая система — это анархическая система, основанная на жадности и постоянном поиске новых способов эксплуатировать и насиловать планету, чтобы увеличить богатство и власть немногих. Крупные корпорации продемонстрировали безрассудное пренебрежение к окружающей среде. В своем безумном поиске прибыли они уничтожили тропические леса, отравили моря, уничтожили множество видов растений и животных и загрязнили воздух, которым мы дышим, воду, которую мы пьем, и еду, которую мы едим. Продолжение капиталистической системы представляет собой смертельную угрозу планете, на которой мы живем, и самому будущему существованию человечества.

     Объективно говоря, существуют все условия для решения каждой из стоящих перед нами проблем. Человечество держит в своих руках все необходимые технологические и научные средства для искоренения нищеты, болезней, безработицы, голода, бездомности и всех других зол, которые вызывают бесконечные страдания, войны и конфликты. Если это не сделано, то не потому, что это невозможно, а потому, что мы столкнулись с ограничениями экономической системы, основанной исключительно на прибыли.

     Насущные потребности человечества не входят в расчеты банкиров и капиталистов, которые правят планетой. Это центральный вопрос, ответ на который определит будущее человечества. Благотворительная организация Oxfam призывает к созданию новой экономической модели, чтобы обратить вспять неумолимую тенденцию к неравенству. Но нужно не возиться с изжившей себя системой, а свергнуть ее.

      Историческая задача буржуазии — смести все барьеры, мешавшие развитию производительных сил при феодализме: местные налоги, валюты и тарифные барьеры, бесконечные пошлины, препятствующие свободному развитию торговли, местную ограниченность и идиотизм сельской жизни. Великим завоеванием буржуазии стало создание национального рынка и, на этой основе, национального государства в современном понимании этого слова.

      Но развитие производительных сил при капитализме давно вышло за узкие пределы национального рынка, который теперь превратился в преграду для экономического развития, так же, как в прошлом ею была локальная ограниченность феодализма. Наступление глобализации является лишь выражением того факта, что национальное государство пережило свою полезность и стало препятствием на пути человеческого прогресса.

      Но сегодня главным препятствием на пути развития человечества лежит не частная собственность на средства производства, а частная собственность на производимые средства для жизни, которые производятся трудящимся населением Земли и потому определённая часть их должна принадлежать каждому, кто участвует в их производстве!  Историческая задача  объединённой массы трудящегося населения — разрушить все барьеры на пути развития человечества! Такая частная собственность должна быть заменена демократическим планированием производства ради удовлетворения насущных потребностей населения всей планеты, а не ради обогащения кучки власть и богатство имущих! Национальные богатства в виде производимых всем обществом и необходимых каждому средств для жизни должны принадлежать их народам в относительно равной мере, как относительно равная мера количества труда у каждого трудящегося определяется его рабочим временем на своём рабочем месте в экономике страны! А капиталистическая прибыль от наёмного труда должна быть отправлена в отдельную комнату в музее исторических древностей, как это случилось с рабским и крепостным трудом!

     Социалистическая революция на основе современного партийного парламентаризма должна смести все барьеры и освободить огромный потенциал для развития производительных сил, создав мировую социалистическую федерацию, которая будет планировать производство и гармонично объединять огромные ресурсы нашей планеты для удовлетворения насущных потребностей всего человечества, а не только удовлетворять прихоти нескольких сверхбогатых паразитов.


         Классовая борьба

      Исторический материализм учит нас, что бытие определяет сознание. Но в таком случае капиталистическое бытие определяет и капиталистическое воспитание! И только у людей, которые не могут мириться с капиталистической несправедливостью, появляется стремление изменить образ жизни и он ищет пути реализации своей мечты. Понимая, что в одиночку мир не изменить, он ищет своих единомышленников и когда таких людей, объединённых единой целью, становится достаточно для изменения старых буржуазных законов на новые  социалистические законы, то и весь мир постепенно начинает меняться, осознавая справедливость новых законов.

      Идеалисты всегда настаивали, что только сознание является двигателем прогресса человечества. Но даже самое поверхностное изучение истории показывает, что человеческое сознание склонно следовать за событиями, которые очень далеки от революционности, оно изначально глубоко консервативно.

      Большинству людей не нравится идея перемен и ещё менее им симпатична идея насильственных методов изменения существующего положения. Они склонны держаться за привычные идеи, знакомые учреждения, традиционную мораль, религию и ценности существующего общественного порядка. Но все эти понятия со временем диалектически переходят в собственную противоположность. Рано или поздно, сознание жёстко приводится в соответствие с реальностью. Это и есть РЕВОЛЮЦИЯ!


      Марксизм показывает, что в конечном счёте ключом ко всему общественному развитию является развитие производительных сил. До тех пор, пока общество движется вперёд, то есть пока оно способно развивать индустрию, сельское хозяйство, науку и технологии, значительное большинство людей продолжает рассматривать его как приемлемое. В таких условиях люди как правило не ставят под вопрос существующий порядок, его мораль и законы. Напротив, они рассматривают их как естественные и неизменные: словно восход и закат солнца.

      Большие исторические события необходимы для того чтобы массы отбросили тяжкое бремя буржуазных традиций, привычек и обычаев и восприняли новые социалистические идеи основанные на гуманизме, равноправии и на социальной справедливости! Такова позиция материалистического понимания истории, блестяще выраженного Марксом во фразе «бытие определяет сознание». Великие события необходимы чтобы продемонстрировать шаткость старого порядка и убедить массы в необходимости опрокинуть его. Этот процесс не является автоматическим и потому требует времени для усвоения необходимости уничтожить изживший себя порядок вещей.

      Ещё недавно казалось, что классовая борьба в Европе стала делом далекого прошлого. Но теперь все накопленные противоречия выходят на поверхность, подготавливая путь повсеместному развитию классовой борьбы. Всюду, включая США, разворачиваются бурные события. Резкие и внезапные изменения заведомо заложены в такую ситуацию.

      Когда Маркс и Энгельс писали свой «Манифест коммунистической партии», они были молодыми людьми полными ещё юношеского максимализма, 29 и 27 лет соответственно. Они писали его в период темной реакции, когда рабочий класс казался неподвижным. Сам «Манифест» писался в Брюсселе, куда они вынуждены были бежать от политических преследований. И все же, только «Манифест» увидел свет в феврале 1848 года, на улицах Парижа уже разразились революционные действия и распространились словно лесной пожар по всей Европе в течение нескольких месяцев!

       Мы вступаем в крайне тревожный период, который продлится несколько лет, аналогично периоду в Испании с 1930 по 1937 год. Ещё будут поражения и неудачи, но в этих условиях трудящиеся массы будут учиться новым методам борьбы в виде партийного парламентаризма очень быстро. Конечно, мы не должны преувеличивать: мы все еще находимся на ранних этапах процесса партийного радикализма, но совершенно ясно, что мы являемся свидетелями начала изменения сознания трудящихся масс во многих странах мира и всё больше людей ставят под сомнение капиталистическое развитие. Они открыты идеям марксизма также как и раньше, но уже на новом витке диалектической спирали своего развития. В предстоящий период за идеями, которые имели хождение среди небольших групп революционеров, будут охотно следовать миллионы!

       Уже сегодня можно ответить г-ну Фукуяме следующим образом: история не закончилась, она ещё только начинается и не замечать этого равносильно слабоумию! Когда будущие поколения будут оглядываться назад на нашу нынешнюю цивилизацию, они будут иметь примерно то же отношение к ней, как и мы сегодня к каннибализму. Приоритетным условием для достижения более высокого уровня человеческого развития является прекращение капиталистической анархии и создание рационального и демократического планирования производства для удовлетворения своих насущных социальных потребностей, а для этого трудящиеся массы должны объединиться и взять свою жизнь и судьбу в свои руки.

       «Это невозможно, это утопия!» — скажут нам самозваные «реалисты». Но что совершенно нереально, так это представить, что проблемы, стоящие перед человечеством, могут быть решены на основе нынешней капиталистической системы, которая привела мир в его нынешнее плачевное состояние. Сказать, что человечество неспособно найти лучшую альтернативу закону джунглей, — значит возводить чудовищную клевету на человечество.

        Используя колоссальный потенциал науки и техники, освободив их от оков капиталистической экспансии, можно будет решить все проблемы, которые опять угрожают миру его разрушением. Настоящая человеческая история начнётся только тогда, когда люди покончат со всем негативом капитализма и сделают первые шаги в направлении царства свободы от капиталистической эксплуатации и наёмного рабства.


Рецензии