Глава 2 часть 24. Фронтовики конезавода 128

Предыдущая страница http://proza.ru/2020/04/07/895

Сложность поиска, восстановления данных и учета участников Великой Отечественной войны из сел Боржигантай и Усть-Нарин заключается в том, что категорий фронтовиков из наших сел было несколько, в отличие от окрестных населенных пунктов. Так как Бурят-Монгольский конный завод до 1949 года был военным, состоял в ведении Наркомата Обороны (Минобороны РФ).Да к тому же земли БМВКЗ располагались на территориях целых трех районов Читинской области.

Первая категория фронтовиков из БМВКЗ

В 1939-1945гг. уходили на фронт из Бурят-Монгольского военного конезавода № 128 кадровые военнослужащие – офицеры, старшины и сержанты, и военнослужащие срочной и сверхсрочной службы – солдаты, сержанты, старшины. Поодиночке и целыми командами. Из населенных пунктов, называвшихся Центральная усадьба, Центр или Хатачеевский (Хатачеев) Луг, до и ныне Боржигантай, и из Конной части БМВКЗ – Кончасти или Участка Ага, ныне с. Усть-Нарин. Все военнослужащие учитывались по линии Забайкальского военного округа.
 
Часть из этих военнослужащих после ранений, по болезни и послевоенной демобилизации, а также для продолжения в/службы, возвращались на жительство в оба села. Как военнослужащими, так и вольнонаемными работниками конезавода.

Вторая категория

Призывались в 1939-1945гг. для прохождения срочной службы мужчины, достигшие призывного возраста из числа работавших в БМВКЗ вольнонаемными работниками. Являвшиеся уроженцами, постоянными жителями населенных пунктов, входивших в БМВКЗ, но учитывавшихся и прописанных в Цаган-Ольском сельсовете Агинского (затем Могойтуйского) района  Агинского Бурят-Монгольского национального округа Читинской области, согласно административно-территориальному делению.А также в Шилкинском и Оловяннинском районах области.

Призывались они как Агинским окружным военкоматом (с 1942 – Могойтуйским РВК, с момента его образования) – через Цаган-Ольский сельсовет. Так и Оловяннинским, и Шилкинским РВК – по месту учета и прописки в селах на территориях тех районов, после увольнения из БМВКЗ.

К этой же категории относятся вольнонаемные работники БМВКЗ, призванные в годы войны из лиц призывного возраста (призывались и с 1895г.р.), находившихся в запасе или вовсе не служивших, признанных годными и ограниченно годными к несению воинской службы.

Оставшимися в живых фронтовики этой категории возвращались в годы войны и после в наши же села.

Третья категория

Призывались в 1942-1945гг. также вольнонаемные работники призывного возраста, прибывшие в БМВКЗ по линии партийных и местных органов, или на работу сами добровольно из многих населенных пунктов Читинской области на смену ушедших на фронт военнослужащих и местных жителей. В связи с возникшим в конезаводе кадровым голодом. Ведь процесс беспрерывного получения, выращивания, воспитания и поставки кавалерийским воинским подразделениям РККА-СА конского состава не подлежал остановке, а наоборот – увеличению, страдал от нехватки работников. Прибывали новые работники не только из Шилкинского, Оловяннинского района, как раньше, но и из Читы, Улетовского, Борзинского, Балейского районов и из других районов области.

Когда доходила очередь для ухода на фронт и недавно прибывших гражданских работников военного конезавода, часть из них призывалась Агинским-Могойтуйским РВК, а некоторые, если успевали, после увольнения возвращалась к месту своего постоянного проживания, к своим семьям, и оттуда уже призывались Читинским, Балейским и др. военкоматами.

После окончания войны часть этих людей также возвращалась на работу в Бурят-Монгольский военный конезавод.

Четвертая категория

В годы войны и послевоенные в БМВКЗ прибывали для продолжения воинской службы или вольнонаемными работниками многие раненые, находившиеся на излечении в госпиталях ЗабВО, в частности в госпитале в с. Цугол. А также многие после завершения военных операций в августе – сентябре 1945 года между СССР и МНР с одной стороны и Японской империей и Маньчжоу-Го с другой.

Многие из них оставались на постоянное жительство в селах Боржигантай и Усть-Нарин на всю жизнь, некоторые со временем уезжали на свою малую Родину. Чаще всего они были из числа призванных для прохождения воинской службы в годы войны из других регионов страны Советский Союз, часто из прибывших прямиком эшелонами с Западных фронтов в войска Забайкальского и двух Дальневосточных фронтов. И на них, недолго проживших, например, в Боржигантае, очень сложно найти данные об участии в войне с Японией, об их боевых заслугах и наградах. Так как в масштабах страны не существует единых данных, объединенной картотеки на участников войны с Японией в 1945 году. Даже на местных жителей, забайкальцев.  В связи с чем многие забайкальцы, участники военных конфликтов, войны с Японией так и не смогли оформить, получить до конца своей жизни хоть какие-то льготы, как участники Второй мировой войны. Что я знаю точно.

Только по личной инициативе, например, забайкальский краевед Александр Лыцусь восстановил имена 360 советских воинов, погибших в боях на реке Халхин-Гол. Он же составил на несколько тысяч человек простой «Список забайкальцев, принимавших участие в боях с японскими милитаристами у реки Халхин-Гол в 1939 году (уроженцы и призванные с территории Читинской области, служившие в частях ЗабВО на территории области и МНР)».  По данным архивов, мемуаров, воспоминаний, публикаций в СМИ и свидетельствам родственников. (Примечание: Дополнения, замечания, исправления просят направлять по адресу: 672090 г. Чита-90, а/я 1121).

А сколько моих односельчан участвовало, погибло, было ранено, награждено и т.д. в августе-сентябре 1945 года в войне с Японией? Обнаруживаются данные не на вспех односельчан-участников той войны в электронных ресурсах ЦАМО РФ, хотя проверяю по ним каждого фронтовика из найденных данных из трех сел и архивного списка.

Продолжение следует

Фото: Карта. Советско-японская война 1945г.


Рецензии
Никто не забыт.... А ведь этим должны заниматься не просто совестливые люди, как Вы, Дарима, а соответствующие государственные службы!
С глубоким уважением
Владимир

Владимир Врубель   20.04.2020 16:27     Заявить о нарушении
Согласна с Вами, Владимир!
Хотя взялась только выполнить просьбу родителей и для себя - узнала, как называлось наше село в старину, когда и почему переименовывалось в БМВКЗ № 128, почему наша улица называлась "Трест". Но для большей ясности все время приходится заняться то тем, то другим, попутно.
На местах говорят типа "указания свыше не было". На мое удивление, возмущение, что через 75 лет нет у них полных Списков фронтовиков нашего села, хотя бы гражданских. С другой стороны, можно понять моих односельчан, т.к. я и то еле нашла часть материалов да все почти в Москве (!), с еще более тяжкими усилиями получила в федеральных архивах некоторые материалы. Многого не нашла - отвечают письменно и устно,"нет,не имеется...", но часть их обнаруживаю, покопавшись в справочных аппаратах в их же читальных залах (и начинают выяснять, откуда и кто я такая). Не нашла еще вообще,например, документы о личном составе БМВКЗ -на вольнонаемных, уж молчу о в/сл. На моих деда-бабушку, тетю, родителей и т.д.
А я все еще продолжаю работу, которой меня учили с восемнадцати лет - искать разных лиц, то утративших родственные связи из-за войн, репрессий, то сбежавших и т.п. Как та кляча, что по кругу...
Надо помочь, раз хоть что-то могу сделать.
С уважением
Дарима.

Дарима Базарсадаева   20.04.2020 17:39   Заявить о нарушении