Праздник роз

В одной волшебной стране в саду у короля росли три розы. Весь год кусты эти были усыпаны цветами, чудесней которых не было ни в одном королевстве. На одном цветы были золотые, на другом серебряные, на третьем - с прозрачными лепестками. Король этой волшебной страны очень гордился своими розами. Каждое утро он выходил на прогулку в сад, следил, как ухаживает за ними садовник, а иногда и сам с любовью расправлял тонкие листочки. Росли розы на высокой клумбе с пышной зеленой травой, которую поливали также усердно, как и розовые кусты.

Каждое утро, просыпаясь, нежно потягиваясь, розовые кусты с восхищением смотрели вокруг и восклицали:
- Ах, какое прекрасное утро! Как чудесен мир! - их бутончики покачивались от нежного прикосновения ветерка, еле слышно звенели каждым прозрачным лепесточком, и этот перелив тихо пролетал по всему саду; розы источали аромат и он, смешиваясь с другими запахами цветов и растений, делал королевский сад похожим на райский уголок. Когда же солнце достигало зенита, в саду, наполненном летним зноем, диковинные золотые цветы отбрасывали желтые блики, серебряные – белые, а прозрачные цветы сияли, как сияют ограненные алмазы на солнце и от этого блеска слепило глаза. Сияние наполняло весь сад и, хотя он не был мал, даже в самом отдаленном уголке его можно было видеть желтоватые, белые и ослепительные радужные блики, исходящие от розовых кустов.

У короля в саду росло много уникальных растений, но ни одно из них не вызывало столько восторгов. Каждый, кто хоть один раз увидел розы, уже не мог их забыть. Птицы чаще пели рядом с клумбой, на которой росли три розы, бабочки предпочитали их другим растениям, потому что днем и ночью их окружало сияние: яркое и роскошное днем, в сумерки, когда солнце садилось, оно исходило от самих роз и было мягким, неповторимым и удивительно разнообразным, неизменно очаровывая всякого. Так и жили три розы, три необыкновенных растения в волшебном королевстве, в прекрасном саду, но вот однажды…

Пришла из королевского дворца весть, что тяжело заболел королевский сын, наследник трона. И пошли во дворец лекари, сначала этой страны, а потом и из дальних заморских земель. Но никто не мог королю в его горе помочь. Чах ребенок на глазах. Все мрачнее приходил король в сад по утрам, чтобы полюбоваться своим чудом. Розы тянули к нему доверчиво свои лепестки, даря покой и умиротворение, и от этого королю становилось немного легче. Некоторое время он оставался в саду, но лицо его так и не принимало то обычно спокойное выражение, которое у него бывало прежде. Так, в грусти, проходили дни, недели, месяцы и король начал приходить в отчаяние от собственного бессилия.

В один из таких дней у королевского дворца появился старик, одетый по моде, которой в этой стране не знали.  Назвавшись лекарем, он предстал перед королем.
- Я могу вылечить твоего сына – низко кланяясь, произнес старик.
Король уже не ждал помощи врачевателей, поэтому с недоверием ответил:
- Лекари многих стран пытались это сделать. Почему я должен тебе верить? Дороже моего ребенка у меня нет ничего, докажи, что ты не шарлатан.
- У тебя давно болит спина, но ты не обращаешь на это внимания, потому что обезумел от горя – говорил старик неторопливо, по всему было видно, что человек много повидал в жизни и знает свое дело.
 – Выпей это лекарство, а когда тебе полегчает, поговорим – предложил незнакомец, доставая склянку с красноватой жидкостью и кланяясь.

Король принял подарок с большим недоверием, а лекаря проводили в покои, ему отведенные, удобно расположили и выставили стражу. На утро, отправившись, по обыкновению, на прогулку в сад, король в самом деле почувствовал большое облегчение и в спине, и во всем теле. Розы в саду, его розы, нежные, беззаботные и наивные, как всегда, создавали особое пространство, которое утешало короля даже в таком горе. Тихо рассмеявшись от умиления, наслаждаясь сиянием своих любимиц, король принял решение дать незнакомцу шанс.

В этот день лекаря допустили в комнату, где лежал больной ребенок. Он был уже очень слаб, почти не вставал с постели и не выходил на прогулки. Лекарь подошел к постели принца, внимательно осмотрел его и попросил оставить их с больным наедине. С большой неохотой все покинули покои наследника. Через полчаса томительного ожидания старик вышел, медленно и задумчиво обращаясь к королю:

- Я знаю, как помочь твоему сыну выздороветь, но это будет не так просто.
- Говори – король напрягся, боясь обрести пустую надежду - я на все согласен, проси все, что ты хочешь.
- У тебя в саду растут волшебные розы. Мне для лечения понадобятся они.
- Бери все, что хочешь, но эти кусты не трогай. У меня в саду много других чудесных растений, бери любые.
- Ты не понял – произнес спокойно и холодно лекарь – Мне они будут нужны для приготовления снадобья, мне самому от тебя ничего не надо.

Король нахмурился и ответил:
 - Я должен подумать. Мне нужно время.
- Поторопись, у тебя его не так много. – тихо прошептал лекарь.
Король вскинул на него отрешенный взгляд и медленно проследовал в сад. Ещё издалека он увидел разноцветные переливы, свечение, кружение бабочек и птиц над его любимым местом и у него защемило сердце. Он подошел к кустам ближе, залюбовавшись и размышляя о том, что сказал лекарь и что предстоит ему сделать, когда он на это решится.….
И через некоторое время случилось нечто странное: розы, сначала привычно потянувшись к королю, вдруг неожиданно отстранились, подобрав разноцветные головки, мелодично и удивленно зазвенели. Они не тянули больше к королю лепестки, не пытались рассеять его грусть, первый раз не понимая, что происходит и как это может происходить с ними! Король был сильным и властным человеком, но даже он на одну секунду оцепенел от осознания того, что цветы поняли все без слов. Он забыл, что за долгие годы общения они научились понимать чувства друг друга. В замешательстве король, резко повернувшись, не оглядываясь, быстрым шагом покинул свой сад.

А в саду, в этом еще некогда веселом, шумном саду стало тихо-тихо. Не слышно было пения птиц, бабочки перестали кружить. Все замерло. Ничто не двигалось, не летало и не пело. Тишина была мучительной, это была тишина ожидания неизбежного. Розы из прекрасных, великолепных любимиц в одночасье превратились в обычные растения. Они больше не были предметом поклонения, они больше не были живыми, желанными, обожаемыми. Было забыто все: часы восторгов, их способность радовать и создавать вокруг себя неповторимые пространство любви, света и утешения.
Розы стояли вытянувшись, подобрав свои цветные головки и, обращаясь друг к другу, посылали мысленно силы. Это были очень гордые цветы. Они на самом деле были уникальны. Даже сейчас, когда любого бы обуял страх, эти беззащитные создания смотрели в завтрашний день спокойно, уверенно и достойно.

Постепенно приходил в себя и притихший от новости сад. Подлетали птицы и пели песню спокойствия, хотя этого не требовалось. Розы были спокойны. Они всегда знали себе цену. Начали кружить над бутончиками бабочки, пытаясь развеселить и рассеять страх перед неизбежным, хотя и этого тоже не требовалось. Гордые цветы росли, не зная страха. Все цветы и деревья посылали розам мысленно слова привета и одобрения, а вот это сейчас розам очень пригодилось. Они были горды и бесстрашны, но вместе с тем беззащитны, добры и доверчивы. Они по-доброму относились ко всем в королевском саду и доверяли своему хозяину – королю. И не смотря на происходящее, они так же уверенно и гордо поднимали свои бутончики и ни на минуту не переставали переливаться золотом, серебром и бриллиантовыми бликами. Эти цветы всегда знали себе цену.

Король восседал на троне: черней лица не выдумать, поодаль стоял лекарь и терпеливо, подробно и спокойно несколько раз объяснял, на каких условиях он готов помочь его сыну:
- Ты не понял, мне не нужны твои розы целиком. Задача посложнее. Мне нужны все лепестки со всех бутонов со всех трех кустов в один день. Я знаю, что это задача трудно выполнима. Но еще труднее будет уговорить розовые кусты, чтобы они сделали это добровольно, потому что только так я смогу сделать лекарство.
Король сидел на троне в тяжелом раздумье. Задача оказалась и легче, и сложней во много раз: он видел, что было сегодня в саду, когда розы поняли, что им уготовано! Им, любимицам, к которым прикасаться никто не смел! Но то, чтобы уговорить их самих сбросить все лепестки? Об этом и речи быть не может! Как они будут, привыкшие к тому, что их окружает свет, к тому, что на него слетаются птицы и насекомые! Они, находящиеся всегда в центре внимания и всеобщего поклонения, превратятся в жалких уродцев. Нет, они никогда на такое не согласятся, даже если и поймут, что от них требуется. А если сорвать без их согласия лепестки, от снадобья не будет никакого толка.

Король решил собрать своих министров и просить у них совета. Долго совещались они, сложна была задача, но мудры и добры были министры, ведь это была волшебная страна, и решение их было мудрым. Вот что они предложили своему правителю: поговорить с розами и объяснить, что от них нужны только лепестки, что никто не будет лишать их жизни, а они лишатся только своей красоты, которую можно снова обрести. А если не согласятся, то принести и показать им больного ребенка. Министры знали, что необыкновенные цветы должны обладать и необыкновенной добротой, ведь это была волшебная страна. И король согласился.

На следующий день с утра он приказал приготовить принца к прогулке и ждать. Король медленно, обдумывая слова, с которыми он обратится к розам, прошел в сад. А там все было по-прежнему. Пели птицы, кружились бабочки и сияли его любимые розы. Но звенел настороженно воздух и была какая-то непонятная тревога во всем. Король медленно приблизился к розовым кустам. Они были великолепны, как и всегда, но сегодня не пытались его утешить, не тянулись доверчиво к хозяину. Подготовившись, они спокойно ждали. Долго смотрел король на них, вспоминая часы, проведенные здесь, многочисленных гостей, любовавшихся цветами, маленького принца. Они прожили с розами долгую жизнь и всегда получал король от этих цветов радость, любовь и утешение.  В те дни, когда его что-то мучало, он приходил и молча любовался розами, они искрились на солнце, ласковый ветер раскачивал переливы радужных бутончиков, этот свет и их блеск позволял унести далеко все думы и суету его придворной жизни. Проблема становилась уже не такой серьезной, а потом постепенно находилось решение. За долгие годы привыкнув к тому, что здесь он всегда искал и находил покой, король не мог решиться произнести речь, которую приготовил. Наконец, после тягостного молчания, он обратился с такими словами:
- У меня к вам есть просьба. – он сделал небольшую паузу, внимательно следя за реакцией цветов
 -  Вы – моя гордость, моя услада, моя радость. Но сын мой тяжко болен. Никто не может ему помочь. Лекарь приготовит ему лекарство, но для этого нужны ваши лепестки.

Еле уловимая волна всколыхнула воздух. 
- Я не собираюсь обрывать их с вас – продолжил король. - Для того, чтобы лекарство подействовало, вы должны отдать их добровольно. Только ваша свободная воля даст силу снадобью.
Волна усилилась, зашелестела листва и еле слышный ропот пролетел по саду. Король вздохнул:
- Я знаю, что вы привыкли думать, что вы уникальны и никто в мире не вправе посягать на вас.
Теперь Розы плавно, как будто поднятые сильным порывом ветра, подтянули вверх цветы и листья. И как будто невидимая сила, негодуя, привела в движение весь сад: в безветренный солнечный погожий день сад зашумел.
- Жизнь моего сына висит на волоске. – грустно продолжил король.
 Розы подобрали бутончики и вытянулись еще сильней. Они приготовились к смерти, но хотели принять её спокойно и достойно. Но отдать добровольно единственное свое сокровище были не согласны.

Король сделал знак и в сад вынесли малыша. Его посадили в креслице рядом с розовыми кустами. Он был уже очень слаб. Его знобило, хотя стоял летний солнечный погожий день. Малыш не появлялся в саду очень долго, и растения, птицы и бабочки замерли, разглядывая его. Его худенькое тельце королева - мать то и дело укутывала в одеяло. Изможденное лицо было лицом призрака. Глазки, некогда большие, голубые, озорные, ввалились и смотрели безучастно. Это была страшная картина. Вся свита стояла рядом с королевской семьей, прямо перед кустами сидел малыш, а напротив - 3 волшебных розовых куста, за ними - весь королевский сад, некогда принадлежавший королю, а теперь вставший на защиту прелестных роз. Все изучало друг друга. Ребенок смотрел на розы, отрешённо и безразлично, хотя прежде, когда он был здоров, он не сидел на месте ни секунды, бегая и играя. Король часто брал принца на утреннюю прогулку. Розы же, в свою очередь, пытались вспомнить этого ребенка здоровым. Хрупкое существо мало подходило на розовощёкового прелестного жизнерадостного малыша, которого они видели с королем.  Вид его на столько разительно отличался по сравнению с тем, каким был до болезни этот малыш, что безучастным оставаться никто не мог.

Сад тоже помнил его здоровым, но розы были его частью, поэтому сад был всецело на их стороне. Сад внимал розам, ребенок безучастно смотрел в пустоту. Родители с мольбой смотрели на розовые кусты. На прелестные, неповторимые… Остальные наблюдали и ждали, что будет дальше. Розы были в центре этой немой сцены. Сад замер, повисла тягостная тишина. Не слышно было ни птиц, ни жужжания пчел, а в абсолютной тишине было слышно только журчание фонтана.

А Розы, неповторимые, прелестные, волшебные, всеми любимые Розы, они всегда знали себе цену, и поэтому вдруг….

В тишине, такой напряженной, раздался легкий, еле слышный звон, как будто кто-то невзначай задел хрустальный колокольчик, и тот тихо пропел, оставляя  в воздухе еле уловимый стон. Это упал первый золотой лепесток. Затем, в той же тишине и слегка вибрируя и сияя, как слеза на солнце, упал алмазный, за ним - неспешно и печально -  серебряный. Золотой, серебряный, алмазный, за ними еще, еще, еще: лепестки падали медленно, мучительно, издавая грустную мелодию, нежно и безрадостно ложась на траву, усыпая её, постепенно все ускоряя этот душераздирающий музыкальный полет. Быстрей, быстрей, быстрей, ослепительный цвет и необыкновенная музыка слились в песню прощания, жертвенности и любви.

Король, королева, малыш, королевская свита и весь сад замерли в молчаливом ожидании. Никто не проронил ни слова. Розы сами, по своей доброй воле отдавали то единственное, что у них было. Ветерок легко подхватил последний лепесток и, немного покружив на прощанье, опустил его на разноцветное покрывало. Все лепестки облетели. Розы теперь невозможно было отличить от любого другого растения в саду. О прошлом великолепии говорил только огромный ворох лепестков на клумбах. В таком же молчании все лепестки собрали, аккуратно и бережно, и унесли во дворец. Этой ночью в саду было особенно тихо. Ночь эта была теплой, ласковой и бесконечной. Только слышалось в темноте, как легкий ветер обнимает розовые кусты, лаская раненые соцветия и шелест этот сливался со звуком, похожим на плач.

Король не пришел утром сказать розам слова благодарности. Он был очень занят. Лекарь приготовил лекарство, малыш постепенно стал выздоравливать. Через месяц он оправился от болезни абсолютно и жизнь во дворце вошла в привычную колею.

Розы остались расти в саду. Садовник продолжал ухаживать за ними как и раньше, возможно, даже бережнее и усерднее, чем раньше. Но не смотря на все его усилия, ни одна из волшебных роз больше так и не зацвела. Прошло время. И  вот однажды…

Однажды утром, через несколько лет, когда история почти забылась, на розовых кустах появились бутоны. Садовник не сразу их разглядел, потому что они не были заметны среди пышной зелени. Темно-зеленого цвета, эти три бутона не были похожи ни на один из известных садовнику и были плотно закрыты. Как будто охраняя некую тайну, они не давали возможности понять, что из них распустится. Через несколько дней томительного ожидания загадочные бутоны раскрылись. Ко всеобщему удивлению и восторгу, это оказались роскошные цветы невиданной красоты и великолепия.

Расточая благоухание, наполняя весь сад удивительным свечением, они привлекли всеобщее внимание, как когда-то розы. Невиданные цветы источали аромат, который заполнил сначала королевский сад, а потом распространился и на весь город. Вместе с запахом в воздухе еле угадывалось нежное свечение, как будто миллиарды микроскопических светлячков летали в воздухе. Это необыкновенно теплое сияние усиливалось с каждым часом и в конце концов окутало весь город и, как когда-то розы, эти божественное сияние и благоухание создавали неповторимое ощущение тепла и покоя. И ночью в городе стало светло.

С этих пор раз в году на каждом из кустов, неожиданно и величественно появлялся невиданной формы и размеров бутон. Это было сюрпризом, потому что каждый раз это был новый цветок, и предположить, какой цветок расцветет в этом году, не мог даже садовник. Интерес и восхищение не ослабли, а с годами только усилились: какой сюрприз ждет королевский сад на этот раз? Все понимали, что этот цветок, который расцвел, - единственный, что никогда, ни в этом году, ни на следующий, ни через год такого цветка не будет, будет не менее прекрасный, но другой. В середине лета, когда расцветали 3 цветка, в городе начинался праздник, который в память о необыкновенных розах назвали праздником роз. В эти дни люди не могли не улыбаться, потому что воздух, наполненный ароматом и тихим сиянием, успокаивал, вселял надежду и дарил радость. Люди дарили друг другу улыбки. Забывали обиды и печаль, примирялись, любили, начинали новое, старики чувствовали себя молодыми, больные выздоравливали, враги примирялись. В ту ночь, когда цветы расцветали, благоухание разносилось сначала по саду короля, потом пробегало по всем улочкам и площадям столицы, заполняя каждый уголок города. Волшебные розы дарили радость только королю и приближенным, теперь же удивительные цветы создавали пространство радости и любви для каждого, независимо от того, беден человек был или богат, жил он в хижине или во дворце. Для всех одинаково оно обладало уникальным свойством: утешало любую душевную боль, будь то тоска по невозвратному, безответная любовь или скорбь.

Загадочные, они всегда цвели до тех пор, пока к ним не прикасались. Как бы ни наслаждались люди их видом, рано или поздно находился желающий их сорвать, но никому и никогда это не удавалось. Так же неожиданно и загадочно, как и распускался, цветок, расправляя лепестки, при прикосновении поднимался в воздух с легким вздохом и растворялся, оставляя небольшое облако: золотое, серебряное или с разноцветными бликами и странное ощущение, что вместе с этим легким облаком в воздухе появлялась еле уловимая улыбка.
Единственным человеком, который никогда не видел удивительные цветы в своем собственном саду, был король.  Как только его взгляд касался цветка, тот медленно и печально рассыпался прежде, чем король мог его рассмотреть.
Конец


Рецензии